angle-down facebook instagram vkontakte warning

Теодицея

Человеческое зло по Канту

Кант полагал, что человек по природе зол. Выясним, как он смотрел на проблемы теодицеи, и какое место уделял в ней Природе и Богу.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анна Винкельман
Философ, магистр искусств (Кёльнский университет), заместитель руководителя Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ

💁🏻‍♂️ Иммануил Кант (1724–1804) родился в Кенигсберге в семье мастера изготовления упряжек. С детства он отличался слабым здоровьем, но благодаря размеренному образу жизни сумел прожить 80 лет.

✝️ Кант получил теологическое образование. Он изучал богословие в престижной гимназии, а после ее окончания поступил на теологический факультет Кёнигсбергского университета. Но больше теологии Канта интересовали естествознание, философия, математика. Он никогда не покидал родного Кёнигсберга, но знал почти всю европейскую культуру — основой его широких познаний стали книги.

Творчество Канта делят на два периода👇

👨🏻‍🏫 Докритический. До 46 лет Кант вел вполне заурядную жизнь: работал частным учителем, преподавал философию, математику, физику и другие предметы в университете. В это время он развивал идеи популярных в то время мыслителей — Ньютона, Лейбница, Вольфа.

📚 Критический. В 1770 году Иммануил Кант получил должность профессора и начал разрабатывать собственное, совершенно новое философское учение. В это время он пишет три знаменитых «Критики» — «Критику чистого разума», «Критику практического разума», «Критику способности суждения», а также статью «О неудаче всех философских попыток теодицеи», в которой критикует попытки своих предшественников решить этот вопрос.

Как Кант видел природу зла и рассуждал о Боге?

🙆🏻‍♂️ Для Канта моральное зло коренится в природечеловека. В работе «Религия в пределах только разума» Кант утверждает, что «человек по природе зол». Все злые поступки, которые человек может совершить — это неспособность разума совладать с природными склонностями. Например, желание воровать или обманывать — зло, которое возникает, потому что человек не способен контролировать свои природные, инстинктивные потребности.

🥊 Если человек достаточно разумен и сознателен, он может преодолевать зло. Добро в моральном смысле для Канта — регулярное, настойчивое, регулярное преодоление своей природы.

😇 Согласно Канту Бог — это регулятивная идея. У понятия всегда есть адекватный ему, то есть совпадающий по факту, предмет. Идея — не имеет такого предмета. Для Канта Бог как понятие не имеет адекватного предмета в наличности — ему ничто не соответствует в реальности. Регулятивная идея — это структурный код, связывающий объекты, некоторая неналичность, которая помогает собирать наличность в единую картину.

Если в мире не происходит ничего доброго, следует ли из этого, что идея добра невозможна? Согласно Канту разум позволяет увидеть, что добро возможно в мире, даже если его фактически нет. Добро — это не событие в мире, а вопрос мотива. Бог как регулятивный идеал — это то, к чему нужно стремиться. То, что дает нам возможность мыслить, что добро есть в мире как альтернатива злу, как смысл.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Представление о Боге как о регулятивной идее

Иммануил Кант пришел к выводу, что с помощью человеческого разума решить проблему теодицеи невозможно.

🗑 В статье «О неудаче всех философских попыток теодицеи» (1791) Кант выделяет три варианта решения проблемы теодицеи, предложенные его предшественниками — Платоном, Спинозой, Лейбницем.

1️⃣ Божественная мудрость судит себя по совсем иным, неисповедимым правилам.

2️⃣ Зло нельзя предотвратить, так как оно основывается на ограниченности природы человека как конечного существа.

3️⃣ В моральном зле действительно повинны люди, но никак не Бог, потому что он лишь допустил это зло по своим мудрым причинам как людское деяние, но никак его не одобрял.

🙅🏻‍♂️ Кант не соглашается с этими утверждениями. Для Канта теодицея — вопрос о благости создателя. Философ утверждает, что единственная возможная теодицея — теодицея Иова.

🗣 «Под теодицеей разумеется обычно защита высшей мудрости создателя от иска, который предъявляет ей разум исходя из того, что не все в мире целесообразно».

😩 Почему именно вопль Иова — единственно возможная теодицея? Когда друзья уговаривали Иова отречься от Бога, они пытались увидеть логику творца, понять, в чем провинился Иов. Кант утверждает, что Бога не нужно понимать разумно.

🗣 «Для подобного оправдания требуется, чтобы этот предполагаемый поверенный Господа доказал, что либо то, что мы в этом мире считаем нецелесообразным, не есть таковое, либо, если оно все же таково, оно, однако, может почитаться не за нечто созданное, а за неизбежное следствие природы сущего, либо, наконец, оно должно рассматриваться как созданное, однако не высшим Создателем всего сущего, а только лишь теми мировыми существами, которым так или иначе можно что-либо вменить в вину, то есть людьми (а также в крайнем случае высшими духовными существами, добрыми или злыми)».

🚫 Согласно Канту все философские попытки решить вопрос теодицеи должны быть закрыты. Объяснить представление о благости разумом просто невозможно. Не стоит искать объяснения, почему Бог сделал так или иначе. Если мы допускаем существование высшей силы, мы должны остановиться на этом. Можно понимать природу, устанавливать ее связи, открывать законы, но вопрошать о судьбоносных событиях мы не должны.

🗣 «Вопрос этот будет оставаться нерешенным, пока нам не удастся с достоверностью показать абсолютную неспособность нашего разума проследить отношение, в котором доступный когда-либо опытному познанию мир стоит к высшей мудрости, — ибо тогда все дальнейшие попытки мнимой человеческой мудрости постичь пути мудрости Господней полностью исключаются. Остается только доказать, что для нас достижима хотя бы негативная мудрость, а именно сознание неизбежной ограниченности наших дерзаний, наших посягательств увидеть то, что гораздо выше нашего взора, и тогда этот судебный процесс будет раз и навсегда закончен. Что же, сделать это будет нетрудно».

🗣 «Всякая теодицея должна быть, собственно, истолкованием природы, коль скоро именно через природу Бог обнаруживает намерение своей воли. Мир как произведение Бога может рассматриваться нами как божественное знаменование намерений его воли. Однако в этом смысле он часто бывает для нас закрытой книгой, во всякое же время он бывает закрытой книгой тогда, когда рассматривается с тем, чтобы извлечь понятие о конечной цели Бога».

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;