Теодицея
Вольтер против Лейбница
Вольтера называют анти-Лейбницем и пессимистом. Выясним, в чем разница понимания зла философов.
💁🏻♂️ Вольтер (1694–1778) родился в Париже в семье чиновника. Настоящее имя философа Франсуа-Мари Аруэ. После окончания иезуитского коллежа по настоянию отца Вольтер был определен в школу права, но будущий великий мыслитель еще в коллеже начал писать стихи и предпочел юриспруденции литературу.
💥 За свой своевольный характер и прямолинейность Вольтеру не раз приходилось платить высокую цену. За сатирические произведения, громкие споры, критику власти Вольтер был заключен в тюрьму-крепость Бастилию и даже изгнан из Парижа.
👑 Но это не помешало Вольтеру завоевать признание не только среди аристократии, но и среди монархов. Вольтер был назначен придворным поэтом Людовика XV, избран во Французскую академию наук и был почетным членом Петербургской академии наук. Пристанищем философа становились Англия, Пруссия, Швейцария.
📩 Вольтер состоял в переписке со многими монархами — прусский король Фридрих II, российская императрица Екатерина II, польский король Станислав Август Понятовский, шведский король Густав III, датский король Христиан VII.
👩❤️👨 Возлюбленной философа была математик и философ маркиза Эмили дю Шатле. В замке бывшего мужа маркизы в Сире они провели 15 лет, полных плодотворной работы и взаимной любви.
😇 Как и многие другие просветители Вольтер был деистом. Деизм — религиозное представление о том, что Бог есть всеблагая сущность, он создал мир, но не вмешивается в его работу. Распространение идеи деизма ознаменовало разворот от христианства и привело к многочисленным конфликтам с церковью.
📚 За всю свою жизнь Вольтер написал десятки литературных, публицистических, философских и исторических сочинений. Его пьесы с успехом шли в «Комеди Франсез». Вольтер активно сотрудничал с философами-просвещенцами Дидро и Д'Аламбером и писал статьи для «Энциклопедии».
В философской повести «Кандид, или Оптимизм» Вольтер критикует Лейбница и его утверждение о том, мы живем в «лучший из всех возможных миров».
⚖️ По мнению Лейбница, зло было специально привнесено в наш мир, оно совершенно необходимо для его существования и поддержания мировой гармонии — поскольку мир состоит из противоположностей, то без зла не было бы и добра.
⛵️ Герои «Кандида» — юноша Кандид, его подруга Кунигунда, наставник философ Панглосс — путешествуют по миру, попадают в невероятные приключения и сталкиваются с многочисленными неприятностями.
😅 Вольтер высмеивает наивный оптимизм. Даже когда на их долю выпадают несчастья, Панглосс повторяет перефразированные слова Лейбница «все к лучшему в этом лучшем из миров».
🗣 «Доказано, — говорил он, — что все таково, каким должно быть; так как все создано сообразно цели, то все необходимо и создано для наилучшей цели. Вот, заметьте, носы созданы для очков, потому мы и носим очки. Ноги, очевидно, назначены для того, чтобы их обувать, вот мы их и обуваем. Камни были сотворены для того, чтобы их тесать и строить из них замки, и вот монсеньор владеет прекраснейшим замком: у знатнейшего барона всего края должно быть наилучшее жилище. Свиньи созданы, чтобы их ели, — мы едим свинину круглый год. Следовательно, те, которые утверждают, что все хорошо, говорят глупость, — нужно говорить, что все к лучшему».
🗣 «Я всегда был верен своему прежнему убеждению, — отвечал Панглосс. — В конце концов, я ведь философ, и мне не пристало отрекаться от своих взглядов; Лейбниц не мог ошибаться, и предустановленная гармония всего прекраснее в мире, так же как полнота вселенной и невесомая материя».
🤔 Зло может иметь разную степень. Попутчицей героев становится с виду ничем не примечательная старуха. Герои спорят с ней о том, чья судьба тяжелее. Тогда она рассказывает им всю свою жизнь — юность во дворце родителей, отравленный жених, похищение, плен. Старуха рассказала, как будучи наложницей, она попала в осажденный город, чудом выжила, но лишилась половины бедра. Вольтер заставляет читателей задуматься, так ли плохо то, что мы считаем плохим.
🗣 «Муки голода довели их до того, что, не желая нарушать клятву, они принуждены были съесть двух евнухов. Наконец через несколько дней они решили взяться за женщин. С нами был очень благочестивый и сострадательный имам, который произнес прекрасную проповедь, убеждая их не убивать нас. — Отрежьте, — сказал он, — только по половине зада у каждой из этих дам: у вас будет отличное жаркое. Если положение не изменится, то через несколько дней вы сможете пополнить ваши запасы; небо будет милостиво к вам за столь человеколюбивый поступок и придет к вам на помощь».
💪 Вольтер убежден, что человек должен сам совершенствовать жизнь на земле. Как и Лейбниц Вольтер считал, что Бог создал физический миропорядок, но для французского философа история — дело самих людей. Вольтер придерживался мнения, что человек, будучи существом разумным и свободным, обязан сам совершенствовать жизнь на земле, а не надеяться на то, что это сделает Бог наилучшим образом.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Философы-просвещенцы много рассуждали о природе зла в мире. О представлении Вольтера о природе зла мы узнаем из его полемики с Жан-Жаком Руссо.
🌳 В целом для Просвещения характерно убеждение, что «человек — кривое дерево», но благодаря воспитанию и культивированию разума может в себе это зло преодолеть.
👥 Преобладание зла в мире Вольтер объяснял действиями людей, которыми управляют дурные монархи, а оптимизм он называл «безысходной фатальностью». Вольтер спрашивает: если Бог благ и справедлив, почему же существует и не искореняется зло?
Никем не скован Бог и держит цепь в руках;
Все выбором его предрешено в веках;
Он благ, Он справедлив, Он волен без предела.
И та благая мощь — терзать нас захотела?
😒 Едва ли можно сказать, что Вольтер имел четкую философскую позицию по вопросу теодицеи или зла. Скорее он выступил как анти-Лейбниц и пессимист. Лучше всего это отразилось в его полемике с Жан-Жаком Руссо.
⛰ Поводом для спора Вольтера и Руссо стало Лиссабонское землетрясение 1775 года. Вольтер видел в нем торжество зла в природе и обществе. С критикой выступил Жан-Жак Руссо, в основе оптимистической философии которого лежало представление о том, что человек изначально добр, это его «естественное состояние». Руссо считал, что в процессе совместной жизни с другими людьми, положительные качества человека исказились или утратились. Руссо полагал, что причина великих страданий не само землетрясение и разрушение столицы Португалии, а скопление в больших городах людей, которые перестали жить в соответствии с природой. Он писал 👇
🗣 «Если бы жители этого города были расселены более равномерно и более свободно, ущерб был бы намного меньше, а, возможно, и совсем нулевым».
➡️ Руссо полагал, что Провидение гораздо лучше управляет любой вещью по сравнению с самым мудрым человеком. Не случайно его нравоучительный роман «Эмиль, или О воспитании» начинается словами: «Все выходит хорошим из рук Мироздателя». По Руссо события, которые представляются нам несчастьями, кажутся такими потому, что нам не известны законы, управляющие ими, но они есть и они исключают возможность случайных событий. Вера в Бога требует признания всемогущей воли, управляющей миром, который устроен наилучшим образом.
🍄 Руссо и Вольтер спорили о том, какое зло хуже — порождаемое цивилизацией или природой. Руссо утверждал, что зло главным образом сконцентрировано в больших городах. Они развращают людей и привязывают их к вещам и удовольствиям. Согласно Руссо именно социальная среда — причина бед и страданий.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день