Курс музыкальной грамотности «Левел два»
Гармония, гаммы, интервал
Европейская музыкальная традиция ведет отсчет из Древней Греции. Выясним, что именно изобрели древние греки, как их находки развивались и чем похожи и отличаются музыкальные традиции разных стран и народов.
🎹 Мы будем говорить о тех музыкальных терминах, которые встретились нам в разборах сонат Бетховена. Они относятся к обозначению структурных особенностей композиции или к разным выразительным приемам. Также поговорим о глубокой истории музыки — где, когда и как появились гармония, гамма, интервал. Эти вещи кажутся понятными и привычными, потому что, когда мы родились, уже была устоявшаяся конструкция музыки, если мы говорим о классической академической и не берем те эксперименты, которые были в 20 веке.
🧩 Очень часто в разговорах о музыке и ее составляющих упускают из внимания, откуда эти составляющие появились. Конечно, для того, чтобы звонить по телефону, не обязательно знать, как он устроен, можно слушать музыку и наслаждаться ей, не зная ее устройства. Но такие вещи помогают глубже постигнуть суть произведения. Ведь всегда, когда узнаешь что-то новое, мир вдруг становится немного по-другому окрашен.
🎼 Ноты, интервалы, гармония были придуманы еще древними греками. Пифагор — фигура полулегендарная, мы о нем знаем не так уж и много. Есть блестящая лекция теолога и религиоведа Леонида Мациха, которая поможет узнать фигуру Пифагора получше. Пифагор считал, что мир есть число, соответственно все числовые закономерности, которые он вводил и искал имели высший мистический смысл.
⛏ Как это относится к музыке? Есть легенда о том, как в кузнице одна наковальня упала на другую, и они издали очень приятный звук. Пифагор обратил на это внимание. Пифагор стал экспериментировать, у него был специальный инструмент — монохорд, это одна струна, натянутая между двумя колками, а третий колок плавающий, он путешествует по длине этой струны, отделяя ее на два отрезка. Таким образом, елозя колком по монохорду, Пифагор вычислил три совершенных интервала: октаву, где соотношение струн 2 к 1, кварту, ее соотношение 3 к 2, квинту с соотношением 4 к 3.
🎨 Это не все, чем владела древнегреческая музыка, там были разные лады, как бы мы сейчас сказали — гаммы. Все эти лады более или менее интегрированы в современную музыку. Каждый из ладов считался имеющим определенное настроение и воздействие, и мелодии, которые игрались в этом ладу могли спектром своего воздействия выходить за пределы этого лада. Гамм в нашем понимании у греков не было.
👀 Давайте посмотрим лекцию Леонида Мациха. Леонид Александрович Мацих — российский философ и теолог, кандидат наук филологии и теологии. Изучал влияние религиозных учений на историю цивилизаций, пришёл к выводу об огромном влиянии масонской идеологии и практики на формирование европейской цивилизации и культуры.
🗣 В этой лекции мы узнаем больше о Пифагоре и его исследованиях об устройстве звука, что поможет нам в дальнейшем с изучением структурных составляющих классической музыки.
→ Леонид Мацих. Лекция «Математика, музыка и философия Пифагора»
Видео на Ютубе
⏱ Время просмотра: 2 часа.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поговорим больше о музыкальном «инструментарии» — нотах и интервалах. Узнаем их историю, как отличалось музыкальное устройство в разных странах, а что было общим в музыке всего мира.
🎶 Интервал — это соотношение двух музыкальных звуков по их высоте. Интервалы мы можем разворачивать в какую угодно сторону. Например, есть определенная нота, которую мы принимаем за ноту А1, ей соответствует определенная длина струны. Если укоротить струну в два раза, то получится нота А2, она будет звучать на октаву выше. Если мы удлиним струну, получится А0, которая будет на октаву ниже. С другими пропорциями более сложная история — чем дальше мы уходим в дробях от той ноты, на которую опираемся, тем больше будет расхождение. Октавы можно строить просто, а когда мы строим квинты и кварты, то через какое-то время расстояние от ноты, которая идет по октавам, будет изменяться. Об этом мы пока не будем говорить подробно.
🔔 Европейская музыкальная традиция ничего кроме греческой не знала. Музыка, которую мы так хорошо знаем и разбираем в разных темах, появилась непосредственно благодаря грекам. Исследователи предполагают, что эта музыка была доизобретена в Византии, потому что у нас не так много древнегреческих источников, в отличие от византийских. Но это только теория. Возможно, византийцы взяли за основу греческую традицию и использовали для своей музыки, как Братья Гримм брали за основу немецкие народные сказки.
Стремление человека к совершенству было присуще и людям древности, именно это стремление в итоге привело нас к тому виду музыки, которую мы знаем.
🌿 Гармония музыки определяет благозвучность и слаженность звуков. Когда совершенная гармония искажается, звук становится не такой красивый. Мы строим, опираясь на определенную пропорцию, и где-то гармония и благозвучие все-таки сохраняются. Но само искажение и неидеальное звучания, которое понемногу нарастает ближе к краям клавиатуры, заставило человечество спорить на протяжении 15 и 16 веков о том, как его избежать. Создавались разные инструменты с невероятным количеством клавиш, которые были представлены как инструменты для игры в любой тональности. Играть на них было трудно, они требовали особой техники.
🎹 Способ взять один интервал и разделить на равные части, пренебрегая идеальностью, оказался единственно верным и применимым на практике. Получается сделать так, чтобы все было ровно и при поднимании и опускании мелодии в равномерно темперированном строе ничего не сыпалось. Например, два сборника прелюдий и фуг Баха во всех тональностях, которые называются «Хорошо темперированный клавир», Бах создал, чтобы продемонстрировать возможности нового строя, показать, что музыку можно писать в любой тональности. До этого некоторые тональности считались хорошими, а некоторые плохими. Какие-то тональности были теоретическими — они как бы существовали, но в них почти никто не сочинял. Этим во многом объясняется строгость правил средневековой музыки или музыки раннего барокко.
💎 В итоге богатство возможностей, которые демонстрировал «Хорошо темперированный клавир» победил. Мы отказались от пифагоровских кварт, оставили только чистые октавы. Если бы этого не произошло, никто не знает, как бы развивалась музыка в будущем, потому что долгое время она двигалась именно в противоположном направлении, но в итоге был найден компромисс. Богатство возможностей возросло, но какие-то правила все-таки остались.
В разных странах существовали свои способы систематизации музыки, но везде музыку делили на интервалы. Давайте поговорим подробнее об их видах.
🎭 Терции, сексты — это виды интервалов. Они бываю большие — мажорные, звучащие радостно, и малые — минорные, которые звучат печально. Их благозвучие никто не ставит под сомнение. Терции и сексты могут быть повернуты и в ту, и в другую сторону. Септима или секунда для нас звучат напряженно. Секунда — максимально напряженный интервал, септима — тревожно неустойчивый. Если мы послушаем чистые кварту и квинту, то услышим одну интересную вещь — они не имеют однозначной эмоциональной окраски. Кварта больше мужественная, героическая, как призывный звук трубы, а квинта более мягкая.
🎧 Для нас мажорная или минорная тональности часто являются определяющим фактором. Это то, что считывается сразу — музыка грустная или радостная. А в древние времена важнее была чистота интервалов — гармония, в прямом смысле этого слова. И тут конечно вопрос, для чего писалась музыка: для чувственных удовольствий или более высоких целей. Это хороший момент задуматься, для чего мы сегодня слушаем музыку, и почему какие-то произведения нам нравятся, а какие-то нет.
🎼 Октава — это единственный из оставшихся у нас совершенных интервалов. Все, что мы узнали про кванту и квинту, справедливо только для европейской музыкальной традиции. Если мы пойдем на Восток, допустим в Китай, то узнаем, что там была своя пятитоновая система, где каждый тон тоже был связан с материей мира, что-то обозначал и выражал. В ней были лады, звучащие совершенно иначе, чем греческие. У японцев была своя музыка, чем-то похожая на китайскую. У арабов было разное количество тонов, интервалы были равны октаве и делились на разные части. В Индии были раги, где нет тональности в европейском смысле, но есть другие правила и другие деления.
🌏 Во всех культурах, у всех народов, во всех традициях, где есть достаточно сложная система звуковысотных рядов в музыке, есть интервал, равный октаве. Никто точно не знает почему, но есть разные теории. Одна из них заключается в том, что то, как устроено наше ухо, отвечает своей анатомической симметрией на симметрию октавы. Но самое интересное, что по музыке того или иного народа можно судить о их темпераменте и устройству жизни. Греки, например, были увлечены числами, пропорциональностью и гармонией. У арабов узоры письменности связаны с декоративностью искусства и разными орнаментами, и музыка такая же витиеватая, подвижная, как пески пустыни — абсолютно непохожая на европейскую, ведь это другая местность и другое сознание. Но для всех интервал октавы был заметен своим идеальным устройством, своей благозвучностью.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день