angle-down facebook instagram vkontakte warning

Курс музыкальной грамотности «Левел два»

Гармония, гаммы, интервал

Европейская музыкальная традиция ведет отсчет из Древней Греции. Выясним, что именно изобрели древние греки, как их находки развивались и чем похожи и отличаются музыкальные традиции разных стран и народов.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🎹 Мы будем говорить о тех музыкальных терминах, которые встретились нам в разборах сонат Бетховена. Они относятся к обозначению структурных особенностей композиции или к разным выразительным приемам. Также поговорим о глубокой истории музыки — где, когда и как появились гармония, гамма, интервал. Эти вещи кажутся понятными и привычными, потому что, когда мы родились, уже была устоявшаяся конструкция музыки, если мы говорим о классической академической и не берем те эксперименты, которые были в 20 веке.

🧩 Очень часто в разговорах о музыке и ее составляющих упускают из внимания, откуда эти составляющие появились. Конечно, для того, чтобы звонить по телефону, не обязательно знать, как он устроен, можно слушать музыку и наслаждаться ей, не зная ее устройства. Но такие вещи помогают глубже постигнуть суть произведения. Ведь всегда, когда узнаешь что-то новое, мир вдруг становится немного по-другому окрашен.

🎼 Ноты, интервалы, гармония были придуманы еще древними греками. Пифагор — фигура полулегендарная, мы о нем знаем не так уж и много. Есть блестящая лекция теолога и религиоведа Леонида Мациха, которая поможет узнать фигуру Пифагора получше. Пифагор считал, что мир есть число, соответственно все числовые закономерности, которые он вводил и искал имели высший мистический смысл.

Как это относится к музыке? Есть легенда о том, как в кузнице одна наковальня упала на другую, и они издали очень приятный звук. Пифагор обратил на это внимание. Пифагор стал экспериментировать, у него был специальный инструмент — монохорд, это одна струна, натянутая между двумя колками, а третий колок плавающий, он путешествует по длине этой струны, отделяя ее на два отрезка. Таким образом, елозя колком по монохорду, Пифагор вычислил три совершенных интервала: октаву, где соотношение струн 2 к 1, кварту, ее соотношение 3 к 2, квинту с соотношением 4 к 3.

🎨 Это не все, чем владела древнегреческая музыка, там были разные лады, как бы мы сейчас сказали — гаммы. Все эти лады более или менее интегрированы в современную музыку. Каждый из ладов считался имеющим определенное настроение и воздействие, и мелодии, которые игрались в этом ладу могли спектром своего воздействия выходить за пределы этого лада. Гамм в нашем понимании у греков не было.

👀 Давайте посмотрим лекцию Леонида Мациха. Леонид Александрович Мацих — российский философ и теолог, кандидат наук филологии и теологии. Изучал влияние религиозных учений на историю цивилизаций, пришёл к выводу об огромном влиянии масонской идеологии и практики на формирование европейской цивилизации и культуры.

🗣 В этой лекции мы узнаем больше о Пифагоре и его исследованиях об устройстве звука, что поможет нам в дальнейшем с изучением структурных составляющих классической музыки.

Леонид Мацих. Лекция «Математика, музыка и философия Пифагора»
Видео на Ютубе
Время просмотра: 2 часа.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поговорим больше о музыкальном «инструментарии» — нотах и интервалах. Узнаем их историю, как отличалось музыкальное устройство в разных странах, а что было общим в музыке всего мира.

🎶 Интервал — это соотношение двух музыкальных звуков по их высоте. Интервалы мы можем разворачивать в какую угодно сторону. Например, есть определенная нота, которую мы принимаем за ноту А1, ей соответствует определенная длина струны. Если укоротить струну в два раза, то получится нота А2, она будет звучать на октаву выше. Если мы удлиним струну, получится А0, которая будет на октаву ниже. С другими пропорциями более сложная история — чем дальше мы уходим в дробях от той ноты, на которую опираемся, тем больше будет расхождение. Октавы можно строить просто, а когда мы строим квинты и кварты, то через какое-то время расстояние от ноты, которая идет по октавам, будет изменяться. Об этом мы пока не будем говорить подробно.

🔔 Европейская музыкальная традиция ничего кроме греческой не знала. Музыка, которую мы так хорошо знаем и разбираем в разных темах, появилась непосредственно благодаря грекам. Исследователи предполагают, что эта музыка была доизобретена в Византии, потому что у нас не так много древнегреческих источников, в отличие от византийских. Но это только теория. Возможно, византийцы взяли за основу греческую традицию и использовали для своей музыки, как Братья Гримм брали за основу немецкие народные сказки.

Стремление человека к совершенству было присуще и людям древности, именно это стремление в итоге привело нас к тому виду музыки, которую мы знаем.

🌿 Гармония музыки определяет благозвучность и слаженность звуков. Когда совершенная гармония искажается, звук становится не такой красивый. Мы строим, опираясь на определенную пропорцию, и где-то гармония и благозвучие все-таки сохраняются. Но само искажение и неидеальное звучания, которое понемногу нарастает ближе к краям клавиатуры, заставило человечество спорить на протяжении 15 и 16 веков о том, как его избежать. Создавались разные инструменты с невероятным количеством клавиш, которые были представлены как инструменты для игры в любой тональности. Играть на них было трудно, они требовали особой техники.

🎹 Способ взять один интервал и разделить на равные части, пренебрегая идеальностью, оказался единственно верным и применимым на практике. Получается сделать так, чтобы все было ровно и при поднимании и опускании мелодии в равномерно темперированном строе ничего не сыпалось. Например, два сборника прелюдий и фуг Баха во всех тональностях, которые называются «Хорошо темперированный клавир», Бах создал, чтобы продемонстрировать возможности нового строя, показать, что музыку можно писать в любой тональности. До этого некоторые тональности считались хорошими, а некоторые плохими. Какие-то тональности были теоретическими — они как бы существовали, но в них почти никто не сочинял. Этим во многом объясняется строгость правил средневековой музыки или музыки раннего барокко.

💎 В итоге богатство возможностей, которые демонстрировал «Хорошо темперированный клавир» победил. Мы отказались от пифагоровских кварт, оставили только чистые октавы. Если бы этого не произошло, никто не знает, как бы развивалась музыка в будущем, потому что долгое время она двигалась именно в противоположном направлении, но в итоге был найден компромисс. Богатство возможностей возросло, но какие-то правила все-таки остались.

В разных странах существовали свои способы систематизации музыки, но везде музыку делили на интервалы. Давайте поговорим подробнее об их видах.

🎭 Терции, сексты — это виды интервалов. Они бываю большие — мажорные, звучащие радостно, и малые — минорные, которые звучат печально. Их благозвучие никто не ставит под сомнение. Терции и сексты могут быть повернуты и в ту, и в другую сторону. Септима или секунда для нас звучат напряженно. Секунда — максимально напряженный интервал, септима — тревожно неустойчивый. Если мы послушаем чистые кварту и квинту, то услышим одну интересную вещь — они не имеют однозначной эмоциональной окраски. Кварта больше мужественная, героическая, как призывный звук трубы, а квинта более мягкая.

🎧 Для нас мажорная или минорная тональности часто являются определяющим фактором. Это то, что считывается сразу — музыка грустная или радостная. А в древние времена важнее была чистота интервалов — гармония, в прямом смысле этого слова. И тут конечно вопрос, для чего писалась музыка: для чувственных удовольствий или более высоких целей. Это хороший момент задуматься, для чего мы сегодня слушаем музыку, и почему какие-то произведения нам нравятся, а какие-то нет.

🎼 Октава — это единственный из оставшихся у нас совершенных интервалов. Все, что мы узнали про кванту и квинту, справедливо только для европейской музыкальной традиции. Если мы пойдем на Восток, допустим в Китай, то узнаем, что там была своя пятитоновая система, где каждый тон тоже был связан с материей мира, что-то обозначал и выражал. В ней были лады, звучащие совершенно иначе, чем греческие. У японцев была своя музыка, чем-то похожая на китайскую. У арабов было разное количество тонов, интервалы были равны октаве и делились на разные части. В Индии были раги, где нет тональности в европейском смысле, но есть другие правила и другие деления.

🌏 Во всех культурах, у всех народов, во всех традициях, где есть достаточно сложная система звуковысотных рядов в музыке, есть интервал, равный октаве. Никто точно не знает почему, но есть разные теории. Одна из них заключается в том, что то, как устроено наше ухо, отвечает своей анатомической симметрией на симметрию октавы. Но самое интересное, что по музыке того или иного народа можно судить о их темпераменте и устройству жизни. Греки, например, были увлечены числами, пропорциональностью и гармонией. У арабов узоры письменности связаны с декоративностью искусства и разными орнаментами, и музыка такая же витиеватая, подвижная, как пески пустыни — абсолютно непохожая на европейскую, ведь это другая местность и другое сознание. Но для всех интервал октавы был заметен своим идеальным устройством, своей благозвучностью.

Сводная таблица интервалов

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;