Курс музыкальной грамотности «Левел два»
История музыкальной нотации и ключи
Чем сложнее становилась музыка, тем активнее развивалась система ее записи. Узнаем, когда появились знакомые нам ноты, как она развивалась, и какую роль играет в современной нотации ключ.
Поговорим подробнее о музыкальной нотации и ее истории. Первые нотации использовались людьми еще в древности, но до наших дней дошли лишь немногие примеры записей музыки. Со временем музыка становилась сложнее и система нотации развивалась вместе с ней.
🗣 Музыка долгое время передавалась из уст в уста. Со временем появляются примитивные формы записи, самые древние из них связаны с буквами. Тут простая и очень логичная связь — если мы звуки речи записываем буквами, то зачем что-то отдельно изобретать, проще использовать те знаки, что у нас уже есть. И то и другое про звук и отчасти еще про смысл.
📃 Первые достоверные экземпляры музыкальной нотации дошли до нас из Древней Греции — это была буквенная нотация, написанная на разных носителях, древнейшие из них — на папирусе и камне. Теория древнегреческой нотации сохранилась только в поздних трудах, поскольку в Древней Греции описание нотной записи считалось делом недостойным «гармоника» — ученого музыканта.
🎼 Классическая нотация, которую мы знаем сегодня, — следствие длительного развития музыкальной нотации в Европе. Первая довольно сложная система нотации дошла до нас из 11 века. Ее создал Гвидо д’Ареццо или, как у нас его называют — Гвидо Аретинский. Где-то около 1030-го года он нашел неизвестный распев, который оказался гимном Иоанну Крестителю на латыни и начинался со слов «Ut queаnt laxis». Первые буквы строчек первого куплета стали обозначать названия нот. Соответственно нота ут, она же до, стала первой нотой гаммы. Вот, как это выглядело:
Ut queаnt laxis
Resonаre fibris,
Mirа gestorum
Fаmuli tuorum,
Solve polluti
Lаbii reаtum,
Sаncte Iohаnnes
Давайте послушаем этот гимн.
→ Гимн Иоанну Крестителю. «Ut queаnt laxis»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
С развитием и усложнением музыкальных произведений приходят и более подробные системы записи музыки. Гвидо Аретинский опирался на шестизвучный звукоряд — гексахорд, но со временем ему на замену пришел семиступенчатый гептахорд.
✋ Чуть позже появляется Гвидонова рука — это как бы мнемоническая система, для того чтобы хористы, глядя на руку запоминали, что им следует петь. Такая система понадобилась для того, чтобы запоминать и воспроизводить достаточно сложную музыку. В звукоряде Гвидо было только шесть звуков (больше ему было не нужно), он назывался гексахорд. В тех, что пришли ему на замену, звуков было семь, они носили название «семиступенчатый гептахорд». Звукорядом такого вида мы пользуемся до сих пор.
🎼 Пройдя через годы и расстояния, к нынешнему моменту запись музыки нотами устроена следующим образом: у нас есть нотный стан, на котором пять линеечек, у нот есть две позиции — на линеечке или между ними. Также есть дополнительные линеечки, потому что нот, которые мы используем гораздо больше, чем помещается на пятилинейный нотный стан. У нотного стана есть нижняя и верхняя границы, но где, какая ноты мы не узнаем, пока не посмотрим в начало строки. Там всегда есть ключ — это, в прямом смысле, ключ к пониманию того, что написано в нотах. Самый известный ключ, который мы видим на разнообразной музыкальной продукции — это скрипичный ключ, или ключ соль — его хвостик, с которого он начинается, обычно располагается на второй линеечке снизу и обозначает ноту соль.
🗝 Почему ключ соль, и откуда такая форма? Это видоизмененная буква «g», которой обозначается нота соль в буквенной нотации, где бы он не был расположен, его хвостик будет означать ноту соль. Есть традиционное расположение — на второй линейке снизу, а есть старофранцузское, когда он располагается на самой нижней линейке нотного стана. Логично записывать музыку так, чтобы ноты располагались внутри нотного стана. Эта традиция зародилась в те времена, когда трех или четырех октав было вполне достаточно. Можем вспомнить клавикорды — у них был совсем небольшой диапазон звучания.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Красным цветом обозначены воксы (слоговые маркеры) натурального гексахорда (natura), фиолетовым — твердого (durum), зеленым — мягкого (molle). Клависы — буквенные обозначения высот обозначены синим цветом. Локус C-fa-ut расположен на нижнем суставе указательного пальца
Музыкальный ключ задает правила чтения нот. Если пропустить его или не понять, то прочитать нотацию правильно будет невозможно. Раньше музыкантами и композиторами использовалось больше ключей разных видов, но сегодня нотация приходит к единообразию.
🎼 Кроме скрипичного ключа, существует басовый ключ. Как и ключ соль, его форма произошла от буквы — буквы «f», которой обозначается нота фа. Располагается он, как правило, на второй линейке сверху и обозначает ноту фа малой октавы. Было еще множество разных ключей, к примеру, альтовый ключ, который произошел не от альта, а от латинской буквы «с», которой обозначается нота до. Он представляет собой два завитка — снизу и сверху, а посередине между ними стрелочка, которая указывает на расположение ноты до. Он обычно был самый разнообразный, так как нота до была посередине нотного стана — на третьей линейке. У этого ключа было больше вариаций, чем у басового или скрипичного.
🎹 Сейчас в фортепианной и вокальной музыке нотация пришла к единообразию, что-то необычное можно встретить только в оркестровой партитуре или музыке современных композиторов. Они часто используют отход от стандартной нотации и придумывают авторскую. В Санкт-Петербургской консерватории диплом одного композитора не хотели даже принимать из-за его авторской нотации, но сейчас современность берет свое и таких случаев больше не было, хорошо это или плохо — пока нам неизвестно.
👀 Одна и та же нота и одна и та же мелодия могут быть записаны на каких угодно линеечках нотного стана, и могут выглядеть абсолютно по-разному. И мы этого не поймем, если ошибемся в чтении ключа или просто на него не посмотрим. Ключ — это то, что задает правила чтения. Высота в нотах нигде не зафиксирована, то что нота ля 440 гц — это современная традиция. Раньше она была 438, еще раньше 432, строй ползет вверх, потому что это удобно скрипачам, а их в оркестре больше всех, поэтому строй оркестра ползет вверх, строй рояля ползет вверх, и певцы поют выше и выше.
→ Евгений Нестеренко об изменениях музыкального строя
Видопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 9 минут (34:30–43:59)
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день