Курс музыкальной грамотности «Левел два»
Итоги темы и видеопримеры
Умение понимать нотную грамоту сделает прослушивание музыки глубже и интереснее. Вспомним выученные в уроке термины и разберем их на видеопримерах.
Темой этого урока была музыкальная теория. Мы поговорили об основных понятиях, которые помогают нам читать, понимать и играть музыку. Проследили развитие нотной грамоты от самых истоков до современности.
🎼 Ноты, интервалы, гармония были придуманы еще древними греками. Есть легенда о том, как в кузнице одна наковальня упала на другую, и они издали очень приятный звук, и на это обратил внимание Пифагор. Методом экспериментов он вычислил три совершенных интервала: октаву, где соотношение струн 2 к 1, кварту, ее соотношение 3 к 2, квинту с соотношением 4 к 3.
🎹 Первые достоверные экземпляры музыкальной нотации дошли до нас из Древней Греции, классическая нотация, которую мы знаем сегодня, — следствие длительного развития музыкальной нотации в Европе. Первая довольно сложная система нотации дошла до нас из 11 века, Гвидо д’Ареццо создал нотную классификацию и назвал ноты первыми буквами строчек куплета гимна Иоанну Крестителю. Чуть позже появляется Гвидонова рука — это как бы мнемоническая система, для того чтобы хористы, глядя на руку, запоминали, что им следует петь. Такая система понадобилась, чтобы запоминать и воспроизводить достаточно сложную музыку. Пройдя через годы и расстояния, к нынешнему моменту запись музыки нотами устроена следующим образом: у нас есть нотный стан, на котором пять линеечек, у нот есть две позиции — на линеечке или между ними.
↕️ Интервал — это соотношение двух музыкальных звуков по высоте. Интервалы мы можем разворачивать в какую угодно сторону, но чем дальше мы уходим в дробях от той ноты, на которую опираемся, тем больше будет расхождение по звучанию.
🎻 Гармония музыки определяет благозвучность и слаженность звуков. Когда совершенная гармония искажается, звук становится не такой красивый.
🧩 Терции, сексты — это виды интервалов. Они бываю большие — мажорные, звучащие радостно, и малые — минорные, которые звучат печально. Терции и сексты могут быть повернуты и в ту, и в другую сторону.
😰 Септима или секунда для нас звучат напряженно. Секунда — максимально напряженный интервал, септима — тревожно неустойчивый.
💎 Октава — это единственный из оставшихся у нас совершенных интервалов. Во всех культурах, у всех народов, во всех традициях, где есть достаточно сложная система звуковысотных рядов в музыке, есть интервал, равный октаве.
🔑 Музыкальный ключ — это, в прямом смысле, ключ к пониманию того, что написано в нотах. Если мы ошибемся в чтении ключа или просто на него не посмотрим, то не поймем тональность музыкального произведения. Ключ — это то, что задает правила чтения.
💫 Тональность может поменяться, временно опуститься или подняться на полтона или тон — это то, что регулирует высоту и строй. Сочетание разных тональностей связано со ступенями и их функциями.
📶 Ступень — характеристика относительной высоты музыкального звука по его местоположению в звукоряде.
🙌 Музыкальный размер — это, в буквальном смысле, сколько длительности влезает в один такт. Такт нужен для поддержания ритмической организации. Первая доля в такте — сильная, остальные слабые. Размер указывается в количестве нот определенной длительности. Синкопы и гемиолы — это смещение акцента.
🏇 Длительность нот зависит от темпа. Многие музыкальные темпы записаны словами и через эмоции понимаются очень хорошо. Длительность, как и высота, относительна. Сейчас в музыке используются длительности от целой до шестьдесят четвертой, получаются они банальным делением.
🎵 Динамика — это совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с различными степенями громкости звучания. Два базовых обозначения громкости в музыке: пиано — тихо и форте, что значит сильно, громко. Паузы — это один из способов специфической организации музыкальной материи. Фермата — точка с полукругом на над нотой, которая обозначает, что нота задерживается.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Об интервалах в трезвучии
Об интервалах больше октавы
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день