angle-down facebook instagram vkontakte warning

Курс музыкальной грамотности «Левел два»

Музыкальная орнаментика

Украшения нужны в музыке не только для декоративности. Поговорим об истории украшений и узнаем, что такое мелизмы — небольшие музыкальные украшения, и зачем они нужны.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Мы приступаем к разговору о разных музыкальных украшениях. Добавление в музыку разных трелей, арпеджио, мордентов и других способов украсить мелодию называется «орнаментика», от латинского «ornamentum» — украшение.

🎶 Музыкальная орнаментика — это украшение мелодии с помощью вспомогательных тонов, которые лежат рядом с основным. Основной тон — это довольно относительное понятия, в какой тональности мы сейчас играем, такой у нас и есть основной тон. Украшения стали ставить не так давно, а в прежние времена, когда была традиция импровизировать, украшения добавлял исполнитель по своему усмотрению и вкусу.

💫 Почему образовались специальные знаки для обозначения украшений? Дело в том, что они были как бы стандартны, поэтому лишний раз выписывать все это в нотах не было никакой необходимости. В те времена, когда эти украшения проявлялись, в нотах нужно было выписывать все гусиным пером, а это достаточно непростой труд.

🚀 Мощный скачок в развитии орнаментика случился во времена французской клавесинной и лютневой музыке 17 века. Некоторые техники украшения помогали продлить звуки, производимые инструментом, которые из-за его специфического устройства быстро затухали. В церквях использование таких приемов придавало дополнительную красоту песнопениям, но строгое следование канонам церковной музыки ограничивало свободное развитие орнаментики.

🎹 Отход от свободной орнаментики в сторону регламентированных украшений у французских клавесинистов был закреплен в оркестровой музыке Жан-Батиста Люлли. Тем не менее французская регламентация украшений не является строгой, поскольку даже самая подробная таблица указывает их точную расшифровку только для типических случаев применения. Допустимы небольшие отклонения, отвечающие конкретным особенностям музыкальной ткани. К концу 17 века, когда французские клавесинисты стали законодателями вкуса в своей сфере, такие украшения, как трель и форшлаг, наряду с мелодической функцией, стали выполнять и новую гармоническую функцию.

Мелизмы — это музыкальный термин, объединяющий небольшие музыкальные украшения. Встречается данное обозначение как в вокальной, так и инструментальной музыке. Мелизмы различаются по длительности звучания и по сложности исполнения. Давайте разберем основные из них.

🕊 Трель — это быстрое повторение двух соседних нот. Если эти ноты не соседние, а стоят друг от друга больше чем на одну секунду, то это уже не трель, а тремоло. По технике исполнения трель является одним из самых виртуозных и сложных приемов. Обозначается, как сочетание букв «tr» над основной нотой. Тремоло может быть любым — в терцию, кванту, квинту, сексту, септиму, октаву и даже больше. Может быть не две ноты, а несколько, например, две терции, которые разнесены на какое-то расстояние.

🎵 Мордент — это быстрое чередование основной ноты — верхней или нижней. Морденты подразделяются на одиночные или двойные, при этом они могут быть перечеркнутыми или простыми. Мордент обозначается как острая волнистая линия. Простой одиночный мордент представляет собой опевание основного звука сверху, а перечеркнутый одиночный мордент — это опевание основного звука снизу. Опевание — мелодический оборот, окружение одного звука соседними сверху и снизу. Двойной мордент в два раза длиннее, чем одиночный. При этом он должен исполняться за счет основной ноты, то есть не должен занимать по времени больше, чем указанная длительность.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кроме трели и мордента к мелизмам относятся еще форшлаг, арпеджио и группетто. Давайте разберемся, что они из себя представляют.

🥁 Форшлаг с немецкого языка переводится как удар перед нотой. Он гораздо короче и берется из ее длительности, а не добавляется к ноте. Форшлаг может быть на любом расстоянии и состоять из одного, двух, трех и редко из четырех звуков. Обычно обозначение форшлага представляет собой маленькую по размерам ноту или ноты, которые выставляются сверху перед нотой мелодии или аккорда.

🎼 Группетто — это когда нота обыгрывается с двух сторон — сверху и снизу. Группетто расшифровывается как группа нот, состоящая из постепенного опевания основного звука. Так если знак группетто стоит над нотой до, то расшифровываться он будет, как ре, до, си, до, где ре и си будут являться вводными тонами. Исполняется данная фигура в пределах основной длительности.

🍡 Арпеджио — когда аккорд берется не одновременно, а последовательно. Например, в сонате №1 Бетховена были арпеджированные квартекстаккорды — это значит, что звуки: до, фа, ля-бемоль, до, фа, ля-бемоль, с которых начинается произведение, если их сыграть одновременно, то будет аккорд, а если сыграть последовательно, будет арпеджио. Сам термин «арпеджио» произошел от слова «arpeggiarе», что по-итальянски означает «играть на арфе». Давайте послушаем игру на арфе Александра Болдачева.

→ Александр Болдачев. «Фантазия-экспромт до минор», Фредерик Шопен
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 5 минут

Бетховен многие свои произведения начинается с доминанты, например, соната №1, в фа-миноре начинается с ноты до — это пятая ступень фа минора. Давайте разберемся, что такое ступени, чем доминанта отличается от тоники.

🚀 В европейской традиции у гаммы есть семь ступеней, неважно, как мы играем гамму — в малой октаве, в контроктаве, ступени, как выражения законов внутреннего тяготения, будут в любой гамме неизменны. За этим стоит сложная физика, сложная акустика, может быть даже психология, потому что основной конфликт, который выстраивается музыкальными средствами, лучше всего выстраивается через тонику и доминанту.

🎵 Первая ступень — это тоника, тоническое трезвучие до, ми, соль кончается доминантой — пятой ступенью. Легче всего объяснять на примере белой тональности до мажор. Белая она потому, что играется на фортепиано только белыми клавишами. Под доминантой стоит субдоминанта — четвертая ступень. Знаменитые три аккорда, которые стали в новейшее время признаком незамысловатой песенки, чаще всего несут в себе вот эту структуру: тоника, субдоминанта, доминанта, тоника. Так рождается гармония, появляется впечатление того, что есть какой-то сюжет, музыка наполняется эмоциями.

💫 Также есть два вводных тона — вторая и седьмая ступени, они окружают тонику. Вторую ступень называют нисходящим вводным тоном, а седьмую ступень восходящим. Третья ступень и шестая — это две медианты, нижняя и верхняя. Третья ступень считается устойчивее, чем шестая, устойчивость всегда проверяется относительно тонике. Как функции распределяются в тональности до мажор: до — тоника, ре — восходящий вводный тон, ми — верх медианта, фа — субдоминанта, соль — доминанта, ля — нижняя медианта, си — восходящий вводный тон.

🧩 Сочетание разных тональностей связано со ступенями и их функциями. Если тональность меняется, функции меняются тоже. Когда девушка приходит в гости к своим родителям, играет роль их дочери, а когда возвращается домой к семье, то ее роли меняются — она становится матерью для ребенка и женой для мужа. Вот так и ноты меняют свой лад, в зависимости от контекста, в котором они находятся, а контекст дает тональность.

👗 Эта тема является важной частью музыкальной теории, которую словами объяснить сложно. Чтобы понять принцип можно представить, что это как правила сочетаемости в одежде. Какая-то одежда, например, юбки с кринолинами сейчас выглядят старомодно, также музыка, написанная, подражая Моцарту, будет считаться старомодной. Или, например, шиньон из семидесятым неважно будет сочетаться с современным пуховиком от Баленсиага, но замечательно подойдет к платью, расшитому бисером Олега Кассини. Примерно также работают правила в отношении музыки.

Первые такты сонаты №1 с украшениями и без украшений

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;