angle-down facebook instagram vkontakte warning

Курс музыкальной грамотности «Левел два»

Высота звука и музыкальный размер

Наше восприятие темпа не слишком отличается от восприятия людей 500 лет назад — наша жизнь ускорилась, однако точкой отсчета по-прежнему остается ходьба пешком. Посмотрим, как это повлияло на систему нотации.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим подробнее о высоте звука и музыкальном размере, как они определяются и соотносятся друг с другом. Высота обозначается знаками тональности в начале произведения, она может оставаться без изменений все произведение, а может временно меняться. После знаков тональности идет музыкальный размер, который определяет, какая длительность будет у одного такта.

↕️ Реальную физическую высоту определяют факторы вне нотации. И здесь мы сталкиваемся с пониманием, что это понятие в музыке всегда было относительно — от Гвидо Аретинского до наших дней. У Гвидо была живая традиция, никто не задумывался, как мелодия звучит — выше или ниже, была задача освоить традицию и воспроизвести ее. Но чем сложнее становилась музыка, тем труднее было ее передавать без какого-либо материального носителя. Второе относительное понятие — это длительность нот. После ключа у нас обозначается тональность с помощью знаков альтерации — бемолей или диезов. И мы соблюдаем их до конца произведения, если не будет написано обратного.

💫 В нотации нет указаний на реальную физическую высоту звука, как и на разницу между высотой двух соседних. Здесь мы сталкиваемся с традицией, с контекстом, в пределах которого высота, допустим, ноты ля не вызывает у нас вопросов. Любой человек из далёкого будущего, получив в руки лист с нотами и попытавшись их расшифровать, испытывал бы примерно те же трудности, что испытываем мы, сталкиваясь с древнегреческой или шумерской музыкой — да что там, с крюковым пением. Гвидо Аретинский существовал в живой традиция, и ни он, ни другие не задумывались, как расшифруют его ноты через века. Перед ним стояла задача сделать изучение, запоминание и воспроизведение музыки более лёгким. Он и не думал основывать традицию. Но эта система, получив своё развитие, привела к развитию и усложнению музыки, а она, в свою очередь, повлияла на совершенствование системы записи. Второе относительное понятие — это длительность нот. Не имея обозначения темпа её можно установить интуитивно или из здравого смысла, но точное значение — если не указаны удары метронома, выявить нельзя.

🙌 После ключа у нас обозначается тональность с помощью знаков альтерации — бемолей или диезов. Тональность может меняться на протяжении всего произведения не единожды, но как правило в классической академической музыке произведения начавшись в одной тональности заканчиваются в ней же. Некогда тональности несли на себе мистическое или философское значение, которое должен был учитывать композитор, если не хотел прослыть невеждой. Некоторые тональности считались более или менее удобными. Если говорить о фортепианной или клавирной музыке, после повсеместного введения равномерно темперированного строя этот момент перестал учитываться, но, допустим, для струнных инструментов это до сих пор имеет большое значение.

Валерий Гаврилин. Вальс из балета «Анюта»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 5 минут

Размер указывается в количестве нот определенной длительности и пишется в виде дроби. Иногда мы можем встретить и такие дроби, которые сократили бы по правилам математики: три четверти и шесть восьмых— это ведь одно и то же, обе можно свести к трем четвертям. Зачем такая сложность? Это указание исполнителю. Размер шесть восьмых подразумевает большую подробность внутри одного такта, чем три четверти.

🎹 Длительность нот зависит от темпа. В физическом плане у нас есть какое-то количество ударов метронома в минуту и некоторое количество этих ударов связано с некоторой длительностью. Обозначения темпов, которые используются чаще всего итальянские, и в итальянском языке имеют довольно понятную эмоциональную окраску. Largo — широко, andante — как бы идя, allegro — весело, vivace — живо.

Говоря о темпах, точное количество ударов метронома в минуту для большого количества старинной музыки мы просто не знаем. Его не записывали, потому что даже не задумывались об этом. Как ключ в начале нотного стана говорит нам о высоте нот, так же темп, который пишется в начале, это как бы эмоциональный ключ.

🏇 Была теория о том, что самой высокой скоростью для человека времен Баха была скорость лошади, и исходя из этого, он определенным образом воспринимал темп на уровне чувств. Соответственно, у нас есть автомобили, самолеты, мотоциклы, и для нас скорость — это уже другое, мы, якобы, соизмеряем все с техникой. Эта теория пользовалась большой популярностью, но, если задуматься, она не так достоверна. Во-первых, точкой отсчета для человека любого времени является ходьба — то, с какой скоростью мы обычно перемещаемся. Не зря один из таких неторопливых темпов назван анданте — от слова «andare», что обозначает «идти». Дело в том, что ходьба все равно осталась, а что касается лошадей и автомобилей, автор теории скорее всего никогда не скакал на лошади и она не переходила под ним на галоп, потому что это производит впечатление ужасающее, кажется, что мир вокруг движется со скоростью света. Так что, если когда-нибудь услышите эту теорию, не обращайте на нее внимание.

Музыкальные темпы на примере ходьбы
Видеопример на Ютубе
Время просмотра: 40 секунд

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям, например, секунде, она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот.

🙌 Длительность, как и высота, относительна. Мы знаем, как расположены ноты относительно друг друга, знаем, какая у них длительность по отношению друг к другу, но это не является физической величиной. Конечно, есть пределы, например в вокальной музыке не может быть ноты на 60 секунд, потому что ее никто не споет. То же самое относится к каким-то сверхбыстрым пассажам, в исполнении которых соревнуются пианисты. Можно вспомнить «Исламея» Балакирева в исполнении Дьердя Цифры.

Дьердь Цифра. «Исламей»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 8 минут

🎶 Сейчас в музыке используются длительности от целой до шестьдесят четвертой, получаются они банальным делением. Есть целая нота, которая обозначается пустым кружочком без палочки — головкой без штиля. Есть половинная нота, которая составляет ровно половину от целой и записывается, как такой же кружочек, но уже с палочкой — головка со штилем. Соответственно, в целой ноте две половинных. Половинная нота делится на две четвертных, то есть, это целая нота делится все на меньшие составные части. Четверть записывается следующим образом — закрашенная головка со штилем. Половину четверти составляет восьмая нота, она записывается закрашенной головкой со штилем, у которой есть хвостик — флажок.

Если восьмые идут друг за другом, их можно объединить — так получаются те самые «грабли», которые мы привыкли видеть в нотах, — несколько головок со штилями, которые соединены одной чертой — перемычкой. В восьмой ноте две шестнадцатых и записывается она точно так же, только с двумя флажками, а если получается группа из шестнадцатых, то у нее будет две черточки — две перемычки. Шестнадцатые делятся на две тридцать вторых ноты, у которых три флажка и три перемычки, у шестьдесят четвертых четыре флажка и четыре перемычки. Но тридцать вторые и шестьдесят четвертые встречаются достаточно редко.

Продолжим говорить о разной длительности нот. Длительность в музыке используется от целой до шестьдесят четвертой и получается обычным делением. То есть, чем больше делимое — число после знака деления, тем короче звучит нота. Таким образом, кажется, что тридцать вторые и шестьдесят четвертые должны звучать вообще какие-то доли секунды, но это не всегда так.

🚀 Важно понимать, что тридцать вторая нота — это не всегда быстро. Конечно, она занимает в два раза меньше времени, чем шестнадцатая, вчетверо меньше, чем восьмая, но все зависит от темпа. Посмотрим, какими нотами записаны некоторые медленные части сонат. Допустим, соната №8 Моцарта для фортепиано. В средней части произведения много тридцать вторых, но они не производят виртуозного впечатления, потому что идут в медленном темпе. Если бы они шли в темпе аллегро, их было бы почти невозможно сыграть.

👁‍🗨 Есть еще точка рядом с нотой, которая означает, что эта нота длится столько, сколько стоит ее длительность с нотации, плюс половина ее длительности. То есть целая нота с точкой — это нота с половинной. Реже встречаются ноты с двумя точками, которые значат, что длительность ноты составляет ее обозначенную длительность плюс половина и плюс четверть. Например, восьмая с двумя точками — это восьмая, плюс шестнадцатая, плюс тридцать вторая.

Зачем такие сложности? Почему нельзя взять один темп на всю пьесу и просто менять длительности? Если мы возьмем небольшие пьесы эпохи Барокко, там так все и будет — один темп, не так много текста, не такое разнообразие длительностей. Но дело в том, что музыка усложняется, и весьма неконкретный способ записи, становится в том числе своеобразной подсказкой исполнителю. Ноты пишутся для того, чтобы произведение мог исполнить кто-то кроме композитора, или, если это большие произведения, чтобы это могли выучить музыканты. Так как слишком многого писать в нотах просто не принято, то стало появляться традиция отражать какие-то смыслы в записях, о которых буквально не сказано, но они есть в нотах. Поэтому, когда мы разбираем ноты, самая мельчайшая деталь может рассказать о том, что хотел композитор.

🗣 Например, записано несколько аккордов из трех звуков в одной руке, но черта направлена у верхней ноты вверх, а у двух нижних вниз — что это значит? Конечно, композитор мог просто собрать их в один аккорд, но он хотел показать, что верхние ноты надо выделить, что это верхний голос. Мы могли бы понять это и логически, но в другом месте, где на первый взгляд представлен такой же аккорд, все черточки будут направлены вниз, потому что композитор ждет более ровного звучания.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;