Курс музыкальной грамотности «Левел два»
Высота звука и музыкальный размер
Наше восприятие темпа не слишком отличается от восприятия людей 500 лет назад — наша жизнь ускорилась, однако точкой отсчета по-прежнему остается ходьба пешком. Посмотрим, как это повлияло на систему нотации.
Поговорим подробнее о высоте звука и музыкальном размере, как они определяются и соотносятся друг с другом. Высота обозначается знаками тональности в начале произведения, она может оставаться без изменений все произведение, а может временно меняться. После знаков тональности идет музыкальный размер, который определяет, какая длительность будет у одного такта.
↕️ Реальную физическую высоту определяют факторы вне нотации. И здесь мы сталкиваемся с пониманием, что это понятие в музыке всегда было относительно — от Гвидо Аретинского до наших дней. У Гвидо была живая традиция, никто не задумывался, как мелодия звучит — выше или ниже, была задача освоить традицию и воспроизвести ее. Но чем сложнее становилась музыка, тем труднее было ее передавать без какого-либо материального носителя. Второе относительное понятие — это длительность нот. После ключа у нас обозначается тональность с помощью знаков альтерации — бемолей или диезов. И мы соблюдаем их до конца произведения, если не будет написано обратного.
💫 В нотации нет указаний на реальную физическую высоту звука, как и на разницу между высотой двух соседних. Здесь мы сталкиваемся с традицией, с контекстом, в пределах которого высота, допустим, ноты ля не вызывает у нас вопросов. Любой человек из далёкого будущего, получив в руки лист с нотами и попытавшись их расшифровать, испытывал бы примерно те же трудности, что испытываем мы, сталкиваясь с древнегреческой или шумерской музыкой — да что там, с крюковым пением. Гвидо Аретинский существовал в живой традиция, и ни он, ни другие не задумывались, как расшифруют его ноты через века. Перед ним стояла задача сделать изучение, запоминание и воспроизведение музыки более лёгким. Он и не думал основывать традицию. Но эта система, получив своё развитие, привела к развитию и усложнению музыки, а она, в свою очередь, повлияла на совершенствование системы записи. Второе относительное понятие — это длительность нот. Не имея обозначения темпа её можно установить интуитивно или из здравого смысла, но точное значение — если не указаны удары метронома, выявить нельзя.
🙌 После ключа у нас обозначается тональность с помощью знаков альтерации — бемолей или диезов. Тональность может меняться на протяжении всего произведения не единожды, но как правило в классической академической музыке произведения начавшись в одной тональности заканчиваются в ней же. Некогда тональности несли на себе мистическое или философское значение, которое должен был учитывать композитор, если не хотел прослыть невеждой. Некоторые тональности считались более или менее удобными. Если говорить о фортепианной или клавирной музыке, после повсеместного введения равномерно темперированного строя этот момент перестал учитываться, но, допустим, для струнных инструментов это до сих пор имеет большое значение.
→ Валерий Гаврилин. Вальс из балета «Анюта»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут
Размер указывается в количестве нот определенной длительности и пишется в виде дроби. Иногда мы можем встретить и такие дроби, которые сократили бы по правилам математики: три четверти и шесть восьмых— это ведь одно и то же, обе можно свести к трем четвертям. Зачем такая сложность? Это указание исполнителю. Размер шесть восьмых подразумевает большую подробность внутри одного такта, чем три четверти.
🎹 Длительность нот зависит от темпа. В физическом плане у нас есть какое-то количество ударов метронома в минуту и некоторое количество этих ударов связано с некоторой длительностью. Обозначения темпов, которые используются чаще всего итальянские, и в итальянском языке имеют довольно понятную эмоциональную окраску. Largo — широко, andante — как бы идя, allegro — весело, vivace — живо.
⏰ Говоря о темпах, точное количество ударов метронома в минуту для большого количества старинной музыки мы просто не знаем. Его не записывали, потому что даже не задумывались об этом. Как ключ в начале нотного стана говорит нам о высоте нот, так же темп, который пишется в начале, это как бы эмоциональный ключ.
🏇 Была теория о том, что самой высокой скоростью для человека времен Баха была скорость лошади, и исходя из этого, он определенным образом воспринимал темп на уровне чувств. Соответственно, у нас есть автомобили, самолеты, мотоциклы, и для нас скорость — это уже другое, мы, якобы, соизмеряем все с техникой. Эта теория пользовалась большой популярностью, но, если задуматься, она не так достоверна. Во-первых, точкой отсчета для человека любого времени является ходьба — то, с какой скоростью мы обычно перемещаемся. Не зря один из таких неторопливых темпов назван анданте — от слова «andare», что обозначает «идти». Дело в том, что ходьба все равно осталась, а что касается лошадей и автомобилей, автор теории скорее всего никогда не скакал на лошади и она не переходила под ним на галоп, потому что это производит впечатление ужасающее, кажется, что мир вокруг движется со скоростью света. Так что, если когда-нибудь услышите эту теорию, не обращайте на нее внимание.
→ Музыкальные темпы на примере ходьбы
Видеопример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 40 секунд
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям, например, секунде, она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот.
🙌 Длительность, как и высота, относительна. Мы знаем, как расположены ноты относительно друг друга, знаем, какая у них длительность по отношению друг к другу, но это не является физической величиной. Конечно, есть пределы, например в вокальной музыке не может быть ноты на 60 секунд, потому что ее никто не споет. То же самое относится к каким-то сверхбыстрым пассажам, в исполнении которых соревнуются пианисты. Можно вспомнить «Исламея» Балакирева в исполнении Дьердя Цифры.
→ Дьердь Цифра. «Исламей»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут
🎶 Сейчас в музыке используются длительности от целой до шестьдесят четвертой, получаются они банальным делением. Есть целая нота, которая обозначается пустым кружочком без палочки — головкой без штиля. Есть половинная нота, которая составляет ровно половину от целой и записывается, как такой же кружочек, но уже с палочкой — головка со штилем. Соответственно, в целой ноте две половинных. Половинная нота делится на две четвертных, то есть, это целая нота делится все на меньшие составные части. Четверть записывается следующим образом — закрашенная головка со штилем. Половину четверти составляет восьмая нота, она записывается закрашенной головкой со штилем, у которой есть хвостик — флажок.
Если восьмые идут друг за другом, их можно объединить — так получаются те самые «грабли», которые мы привыкли видеть в нотах, — несколько головок со штилями, которые соединены одной чертой — перемычкой. В восьмой ноте две шестнадцатых и записывается она точно так же, только с двумя флажками, а если получается группа из шестнадцатых, то у нее будет две черточки — две перемычки. Шестнадцатые делятся на две тридцать вторых ноты, у которых три флажка и три перемычки, у шестьдесят четвертых четыре флажка и четыре перемычки. Но тридцать вторые и шестьдесят четвертые встречаются достаточно редко.
Продолжим говорить о разной длительности нот. Длительность в музыке используется от целой до шестьдесят четвертой и получается обычным делением. То есть, чем больше делимое — число после знака деления, тем короче звучит нота. Таким образом, кажется, что тридцать вторые и шестьдесят четвертые должны звучать вообще какие-то доли секунды, но это не всегда так.
🚀 Важно понимать, что тридцать вторая нота — это не всегда быстро. Конечно, она занимает в два раза меньше времени, чем шестнадцатая, вчетверо меньше, чем восьмая, но все зависит от темпа. Посмотрим, какими нотами записаны некоторые медленные части сонат. Допустим, соната №8 Моцарта для фортепиано. В средней части произведения много тридцать вторых, но они не производят виртуозного впечатления, потому что идут в медленном темпе. Если бы они шли в темпе аллегро, их было бы почти невозможно сыграть.
👁🗨 Есть еще точка рядом с нотой, которая означает, что эта нота длится столько, сколько стоит ее длительность с нотации, плюс половина ее длительности. То есть целая нота с точкой — это нота с половинной. Реже встречаются ноты с двумя точками, которые значат, что длительность ноты составляет ее обозначенную длительность плюс половина и плюс четверть. Например, восьмая с двумя точками — это восьмая, плюс шестнадцатая, плюс тридцать вторая.
❓ Зачем такие сложности? Почему нельзя взять один темп на всю пьесу и просто менять длительности? Если мы возьмем небольшие пьесы эпохи Барокко, там так все и будет — один темп, не так много текста, не такое разнообразие длительностей. Но дело в том, что музыка усложняется, и весьма неконкретный способ записи, становится в том числе своеобразной подсказкой исполнителю. Ноты пишутся для того, чтобы произведение мог исполнить кто-то кроме композитора, или, если это большие произведения, чтобы это могли выучить музыканты. Так как слишком многого писать в нотах просто не принято, то стало появляться традиция отражать какие-то смыслы в записях, о которых буквально не сказано, но они есть в нотах. Поэтому, когда мы разбираем ноты, самая мельчайшая деталь может рассказать о том, что хотел композитор.
🗣 Например, записано несколько аккордов из трех звуков в одной руке, но черта направлена у верхней ноты вверх, а у двух нижних вниз — что это значит? Конечно, композитор мог просто собрать их в один аккорд, но он хотел показать, что верхние ноты надо выделить, что это верхний голос. Мы могли бы понять это и логически, но в другом месте, где на первый взгляд представлен такой же аккорд, все черточки будут направлены вниз, потому что композитор ждет более ровного звучания.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день