angle-down facebook instagram vkontakte warning

Тициан

Чувственность и символичность ранних работ Тициана

В ранних работах Тициана заметны элементы, которые определяют его творческую манеру. Рассмотрим картины и разберемся в образах героев.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

1. Джованни Беллини. Портрет дожа Леонардо Лоредано, 1501
2. Джованни Беллини. Мадонна и младенец, 1510
3. Джорджоне. Буря, 1506
4. Джорджоне. Спящая Венера, 1508

В этой части мы поговорим о раннем творчестве Тициана. Но прежде чем перейти к этой теме, давайте посмотрим на художников, которые определили его стиль.

👨‍🎨 Джованни Беллини. Был прекрасным колористом: сочность его тонов несравнима с картинами любого другого итальянского художника конца 15 века. Как и другие венецианцы, уделял особое внимания фактурам — это видно по «Портрету дожа».

👨‍🎨 Джорджоне. Тоже ученик Беллини и старший товарищ Тициана, который сильно на него повлиял. Джорджоне первым отказался от рисунка в пользу красок и начал писать подмалевок цветом.

Остановимся на экспериментах Джорджоне подробнее👇

🖼 Подмалевок — первый слой краски, основа будущей картины. С его помощью художник обозначает фигуры и предметы, их объемы, свет и тень. Поверх этого слоя наносили основные цвета.

🟫 Подмалевок писали в коричневой гамме — от светло-бежевого до темно-коричневого. Если наложить сверху масляные краски, нижний слой глушит цвета — они не будут достаточно прозрачными и светлыми.

🎨 Джорджоне отказался от подмалевка с использованием темных тонов. Он сразу начал писать чистыми цветами. Это визуально обогатило картины, усилило цветовой эффект — сделало возможным ту самую светоносность, о которой мы говорили до этого. С него началось Венецианское Возрождение.

В Венеции Высокий Ренессанс начался и закончился на 20 лет позже, чем во Флоренции. В конце 15 века Леонардо уже активно работал — а Джорджоне только начинал. После его ранней смерти ведущим венецианским художником стал Тициан.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Тициан. Любовь земная, любовь небесная, 1514

Посмотрим на раннюю работу «Любовь земная, любовь небесная». В ней уже видны черты, которые определяют творческую манеру Тициана.

На что стоит обратить внимание 👇

👩‍🦳 Античные образы. Считается, что изображенные женщины — земная и небесная ипостаси богини Венеры. Земная, в одежде, воплощает плодородие и природу, а небесная, обнаженная, — чувственный возвышенный образ Возрождения. Они сидят по краям от античного колодца с искусным барельефом.

*Образ чувственной обнаженной красавицы характерен для Тициана и для всего венецианского искусства.

🐇 Символы. Роза — символ Венеры, кролики символизируют размножение и земную любовь, вода — утекающее время и конечность человеческой жизни, в которой должно быть место любви.

🏺 Роскошь и богатство. Земная Венера одета в роскошный наряд, на небесную накинута дорогая алая ткань. В чаше на краю колодца отражаются небо и деревья, а сама она поражает красотой металла. Внимание к богатству, моде, шику — венецианские черты.

Тициан

1. Флора, 1515
2. Саломея, 1515

Продолжая тему чувственной красоты у Тициана, рассмотрим еще два портрета на светский и религиозный сюжеты — «Флора» и «Саломея».

*Саломея — падчерица иудейского царя Ирода Антипы. Ее мать Иродиада желала смерти Иоанна Крестителя, но царь был против. Тогда Иродиада подговорила дочь, и та попросила отчима исполнить желание матери.

Что в этих портретах особенного 👇

🌺 «Флора». Образ богини природы и плодородия — один из первых портретов Тициана, посвященный идеалу женской красоты. Рубашка подчеркивает женственные формы, обнажая плечи и грудь. Виртуозная работа с оттенками: теплая нежно-медовая кожа, бледно-розовая парчовая ткань.

🗡 «Саломея». Образ похож на «Флору» — есть версия, что это одна модель. Наклон головы более естественный, чем у кватрочентистов. Зеленая одежда служанки усиливает контрастный цвет красной накидки у Саломеи — позже этот прием возьмут на вооружение импрессионисты. Лицо Иоанна Крестителя спокойно, он будто спит, волосы закрывают окровавленную шею. В отличие от барокко, в Ренессансе даже самые страшные события не ужасают.

О секрете золотых волос венецианок

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;