Тициан
Мрак поздних работ: что изменило взгляды Тициана на творчество
Поздний Тициан стал пессимистичнее, краски помрачнели, появились крупные мазки. В этой части обсудим, из-за чего изменилась манера художника.
В этой части поговорим о позднем Тициане, который заметно отличается от раннего.
🤦♂️ Тициан стал пессимистичнее. К концу жизни он начал терять зрение. К тому же в 16 веке начались противостояния католиков и протестантов. Ренессанс понял, что в мире есть не только гармония. Все это повлияло на картины Тициана: палитра стала более сдержанной, в основном мрачных тонов.
Пример нового стиля — картина «Святой Иоанн Милостивый» 👇
💰 Иоанн Милостивый был богачом, но отказался от богатства и раздал его бедным.
🤲 На картине Иоанн дает милостыню. Слева ее принимает нищий в оборванных одеждах, показанный очень натуралистично.
🎨 Между объектами нет четких контуров. Тициан свободно работает широкой кистью, нанося крупные мазки. Позднее такую слегка размытую живопись мы увидим у импрессионистов.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь перед нами картина «Мученичество Святого Лаврентия». Ее настроение сильно отличается от ранних работ Тициана. Святого Лаврентия заживо изжарили на железной решетке — картина полна мрака, мучения и ужаса.
Как Тициан этого добивается 👇
👤 Святой Лаврентий на переднем плане. Решетка повернута к нам, что добавляет натуралистичности. Мы видим мощное, атлетически сложенное тело, погруженное во мрак. Его окружили палачи, которых плохо видно.
🔥 Полумрак освещают только огни факелов. Пространство разделено на освещенные сцены. Факелы рифмуются с горящей решеткой, усиливая ощущение ужаса.
⬛️ В раннем творчестве Тициана важную роль играют большие цветовые плоскости. Однако к концу жизни его картины все более похожи на вибрирующие цветовые ковры.
Тициан
1. Благовещение, 1564
2. Коронование терновым венцом, 1575
Завершаем часть двумя картинами Тициана — «Благовещение» и «Коронование терновым венцом».
🌺 Значительную часть пространства занимает цветовое облако — небесное видение. В правом нижнем углу яркие цветы, которые пылают, словно горящий куст Моисея, и символизируют рождение младенца. Богородица очень взволнована. Такая эмоциональность не свойственна Ренессансу — здесь формируется новый язык искусства, в котором важно показать чувства через цвет, жесты, расположение фигур. Это станет в будущем отличительной чертой барокко.
🌿 «Коронование терновым венцом». Драматичный сюжет из Страстей Христовых. Иисуса окружили бичующие палачи. На лицах акцента нет — картина берет не психологизмом. Замкнутая круговая композиция усиливает ощущение безысходности: тяжело дышать, не хватает пространства. Вокруг множество диагоналей: фигуры Христа и палачей, палки в руках. Это создает ощущение хаоса и дисгармонии.
Что почитать для углубления знаний о Тициане и Венецианском Ренессансе.
📕 Юрий Колпинский. «Искусство Венеции 16 века».
Книга интересно и понятно рассказывает обо всех важных мастерах Венеции 16 века, не упуская из вида контекст, важный для понимания многих картин.
📗 Филипп Педрокко. «Тициан».
Довольно новое исследование творчества и отдельных работ Тициана.
📙 Павел Муратов. «Образы Италии». Глава о Венеции.
Для вдохновения: это не искусствоведческая, а, скорее культурологическая и слегка лирическая книга об итальянских городах, художниках и не только.
В этом уроке мы подробно изучили творчество Тициана. Предлагаем потренироваться узнавать работы художника в нашем тренажере.
Так ли легко узнать его картины? Подумайте, на что стоит обращать внимание?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день