Тициан
Новаторские приемы в портретах
В портретах Тициан гармонично изображал всадника, передавал детские черты и работал с психологизмом. Разберемся, как у него это получалось и в чем здесь новаторство.
Тициан
1. Портрет мужчины, 1509
2. Портрет юноши с перчаткой, ок. 1520–1523
3. Портрет неизвестного с серыми глазами, 1545
Поговорим о портретах Тициана — начнем с трех мужских.
👨 Портрет мужчины. Ранняя работа Тициана. Мужчина облокотился о парапет, как бывает у Беллини. Синий рукав — колористический шедевр. С помощью цвета Тициан показывает роскошную ткань и сложный крой.
🧤 Юноша с перчаткой. Здесь нет такого взрыва цвета, все написано серыми, черными, белыми тонами — необычно для венецианских портретов. Цветовые акценты — голубые глаза, розовая мочка уха, цепь на шее, гербовое кольцо на первом плане. Юноша стоит в постановочной, но свободной позе.
👁 Портрет неизвестного с серыми глазами. Акцент не на ярких красках и богатой одежде, а на личности, выразительном взгляде. Такой психологизм первым из Возрождения встречается именно у Тициана. Художник специально написал маленький белый воротник, чтобы сделать лицо ярче на темном фоне.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяТициан
1. Портрет Алессандро Фарнезе, 1545
2. Портрет папы Павла III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе, 1546
Тициан много писал по заказу элит, в том числе и религиозных. Перед нами «Портрет Алессандро Фарнезе» и «Папа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе».
*Кардинал Алессандро Фарнезе — внук папы Павла III. Дед продвигал Алессандро по службе, ему даже прочили Папский Престол, но стать новым папой ему не удалось. При этом он до конца жизни был влиятельным политиком и прославился как тонкий знаток и любитель искусства, покровитель художников. Его коллекция стала основой для Музея Каподимонте.
👤 «Портрет Алессандро Фарнезе». Изображен в красной мантии и кардинальской шапочке. При этом сжимает в левой руке перчатки — атрибут светской жизни. Он человек церкви — и в то же время активно интересуется мирским искусством. Лаконичный фон акцентирует все внимание на фигуре.
✝️ «Папа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе». Папа здесь — живой человек, а не парадный образ. Он стар, крепко держится за подлокотник, ему тяжело поворачиваться в кресле. Оттавио, еще один внук Павла III, склонился перед папой в традиционном приветственном поклоне. Павел III умрет, возможно, в результате интриги, в которой участвовал Оттавио. Алессандро, который тогда еще мог стать следующим папой Римским, стоит ровно.
Несколько слов о том, как воспринимать героев эпохи Ренессанса
Тициан
1. Конный портрет Карла V, 1548
2. Портрет Рануччо Фарнезе, 1542
Закончим часть еще двумя картинами: «Конным портретом Карла V» и «Портретом Рануччо Фарнезе».
*Тициан не зря носит статус «живописца королей». География его заказчиков была шире, чем у Леонардо, Рафаэля и Микеланджело. Среди них был и Карл V — император Священной Римской Империи. Он специально пригласил Тициана в Аугсбург, и пожилой художник совершил тяжелое путешествие.
🐴 «Конный портрет Карла V». Картина написана по поводу победы католиков над протестантскими князьями при Нюрнбреге. Император показан рыцарем, борцом — целеустремленным и благородным. На фоне — нейтральный ренессансный пейзаж. Тициан внимательно передает поверхности: блеск металла, красный плюмаж. Всадника и коня сложно изобразить, чтобы они смотрелись гармонично. Тициан добивается этого.
👦 «Портрет Рануччо Фарнезе». Детские портреты — редкий жанр в Ренессансе. Обычно ребенка писали как маленького взрослого — наследника фамилии, титула. Рануччо Фарнезе — еще один внук Павла III. Тициан изображает его в традиции 16 века: в доспехах, с перчаткой в руках, с серьезным взглядом. При этом он сумел передать непосредственность характера, выразительные детские черты.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день