angle-down facebook instagram vkontakte warning

Тициан

Драма в религиозных картинах

«Вознесение Девы Марии» поразило современников — в картине была несвойственная эпохе драма и динамика. Познакомимся с религиозными сюжетами Тициана.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

В прошлой части мы предложили вам найти не тициановские черты в картине «Портрет Карла V в кресле». Из-за них есть версия, что Тициан написал только часть портрета.

Теперь посмотрим на картину вместе 👇

Тициан. Очевидно, мастер потрудился над лицом Карла V: в нем чувствуется сила, глубина характера.

Не Тициан. Красный цвет пола слишком однородный, без фактуры или деталей. Черный низ фигуры и ноги на фоне пола выглядят плоским контрастным пятном без каких-либо цветовых переходов.

🎨 Почему так вышло. Как и у всех востребованных художников того времени, у Тициана была большая мастерская. Главные акцентные вещи писал мастер, а дописывали картину ученики. Для портрета самое важное — это лицо, поэтому здесь видна рука Тициана. Возможно, работа не завершена — это объясняет глухие цвета и недоработанные объемы.

1. Тициан. Вознесение Девы Марии, 1516–1518
2. Церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Начинаем разговор о религиозных сюжетах Тициана. Алтарные образы Тициана можно увидеть в венецианских церквях, для которых они и создавались. Первый такой пример — «Вознесение Девы Марии», или «Ассунта».

⛪️ Картина написана для церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари. Это был один из двух главных храмов Венеции, играющий важную роль в общественной жизни. Здесь находилась усыпальница дожей.

🔝 Картина состоит из трех ярусов — апостолы внизу, Богоматерь в центре и Бог наверху. Вся композиция передает движение снизу вверх.

👥 На первом ярусе апостолы смотрят вверх. Все они написаны в разных позах и ракурсах: со спины, в профиль, кто-то стоит, кто-то присел на одно колено. Один из апостолов опустил голову — это добавляет сцене правдоподобия.

☁️ Самая светлая часть картины — вокруг парящей фигуры Богоматери. Слева и справа от нее ангелы поддерживают облака, которые кажутся весомыми и осязаемыми. Вместе они образуют дугу с поднятыми краями, которая рифмуется с руками Богородицы и драпировкой ее темно-синего мафория. Эта дуга как бы поднимает Богородицу еще выше.

👑 Наверху Бог принимает Богоматерь на небеса. Его тоже окружают ангелы, один держит корону — символ небесной царицы.

👀 Венецианцы были шокированы картиной — особенно художники. До этого на алтарных образах было принято изображать статичные изолированные фигуры, иногда даже на раздельных досках. У Тициана мы видим крайний драматизм и динамику.

‼️ Тициан громко заявил о себе. В Венеции была большая конкуренция художников, и успех «Вознесения Девы Марии» сразу сделал Тициана более популярным среди заказчиков.

Тициан. Мадонна семейства Пезаро, 1519–1526

Тициановское «Вознесение Богоматери» поразило современников. Но это не единственная картина, где он показал себя как новатор. Еще один пример — «Мадонна семейства Пезаро».

Что важного в этой картине 👇

🖼 Нарушена привычная симметрия. Богородица находится не в центре, а в правом верхнем углу. Тициан использует диагональную композицию, чтобы показать движение вверх. В 17 веке диагональ станет для барокко важнейшим приемом для передачи динамики, но для 16 века это было революционное решение.

🙏 Необычное местоположение донатора. Самый выдающийся представитель семьи Пезаро, епископ Пафоса Якопо Пезаро, преклонил колени прямо перед Богородицей. Его братья с сыновьями стоят с другой стороны.

🏛Архитектура: карнизы, колонны и части здания выполнены в одном стиле. Они существуют вместе с персонажами, которые вписаны в интерьер.

Тициан. Введение во храм Пресвятой Богородицы, 1534–1538

Последняя работа Тициана в этой части — фреска «Введение во храм», написанная по заказу Скуолы Санта-Мария делла Карита.

Что в ней интересного 👇

Современность. Это черта венецианской живописи: местных художников современный мир привлекает сильнее, чем Леонардо и Рафаэля, поэтому картины первых более реалистичны. У Тициана это видно по тому, как он изображает персонажей и архитектуру.

👥 Персонажи. Они написаны очень детально, портретно. Горожане одеты в роскошные наряды по венецианской моде. Святая Анна, мать Марии, показана красивой благородной венецианкой в золотистом платье с белой вуалью. На переднем плане ребенок играет с собачкой, старуха торгует яйцами — примета венецианского быта и символ грядущей жертвы Христа. По сути перед нами групповой портрет, вписанный в религиозный сюжет.

🏛 Архитектура. Здесь венецианцы тоже более внимательны, чем флорентийцы. На фреске много местных архитектурных деталей: лестница, окна, балконы, мраморные колонны с коринфскими капителями, дома типичного для Венеции темно-розового оттенка.

О необычных заказчиках Тициана

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;