Тициан
Драма в религиозных картинах
«Вознесение Девы Марии» поразило современников — в картине была несвойственная эпохе драма и динамика. Познакомимся с религиозными сюжетами Тициана.
В прошлой части мы предложили вам найти не тициановские черты в картине «Портрет Карла V в кресле». Из-за них есть версия, что Тициан написал только часть портрета.
Теперь посмотрим на картину вместе 👇
✅ Тициан. Очевидно, мастер потрудился над лицом Карла V: в нем чувствуется сила, глубина характера.
❌ Не Тициан. Красный цвет пола слишком однородный, без фактуры или деталей. Черный низ фигуры и ноги на фоне пола выглядят плоским контрастным пятном без каких-либо цветовых переходов.
🎨 Почему так вышло. Как и у всех востребованных художников того времени, у Тициана была большая мастерская. Главные акцентные вещи писал мастер, а дописывали картину ученики. Для портрета самое важное — это лицо, поэтому здесь видна рука Тициана. Возможно, работа не завершена — это объясняет глухие цвета и недоработанные объемы.
1. Тициан. Вознесение Девы Марии, 1516–1518
2. Церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Начинаем разговор о религиозных сюжетах Тициана. Алтарные образы Тициана можно увидеть в венецианских церквях, для которых они и создавались. Первый такой пример — «Вознесение Девы Марии», или «Ассунта».
⛪️ Картина написана для церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари. Это был один из двух главных храмов Венеции, играющий важную роль в общественной жизни. Здесь находилась усыпальница дожей.
🔝 Картина состоит из трех ярусов — апостолы внизу, Богоматерь в центре и Бог наверху. Вся композиция передает движение снизу вверх.
👥 На первом ярусе апостолы смотрят вверх. Все они написаны в разных позах и ракурсах: со спины, в профиль, кто-то стоит, кто-то присел на одно колено. Один из апостолов опустил голову — это добавляет сцене правдоподобия.
☁️ Самая светлая часть картины — вокруг парящей фигуры Богоматери. Слева и справа от нее ангелы поддерживают облака, которые кажутся весомыми и осязаемыми. Вместе они образуют дугу с поднятыми краями, которая рифмуется с руками Богородицы и драпировкой ее темно-синего мафория. Эта дуга как бы поднимает Богородицу еще выше.
👑 Наверху Бог принимает Богоматерь на небеса. Его тоже окружают ангелы, один держит корону — символ небесной царицы.
👀 Венецианцы были шокированы картиной — особенно художники. До этого на алтарных образах было принято изображать статичные изолированные фигуры, иногда даже на раздельных досках. У Тициана мы видим крайний драматизм и динамику.
‼️ Тициан громко заявил о себе. В Венеции была большая конкуренция художников, и успех «Вознесения Девы Марии» сразу сделал Тициана более популярным среди заказчиков.
Тициановское «Вознесение Богоматери» поразило современников. Но это не единственная картина, где он показал себя как новатор. Еще один пример — «Мадонна семейства Пезаро».
Что важного в этой картине 👇
🖼 Нарушена привычная симметрия. Богородица находится не в центре, а в правом верхнем углу. Тициан использует диагональную композицию, чтобы показать движение вверх. В 17 веке диагональ станет для барокко важнейшим приемом для передачи динамики, но для 16 века это было революционное решение.
🙏 Необычное местоположение донатора. Самый выдающийся представитель семьи Пезаро, епископ Пафоса Якопо Пезаро, преклонил колени прямо перед Богородицей. Его братья с сыновьями стоят с другой стороны.
🏛Архитектура: карнизы, колонны и части здания выполнены в одном стиле. Они существуют вместе с персонажами, которые вписаны в интерьер.
Последняя работа Тициана в этой части — фреска «Введение во храм», написанная по заказу Скуолы Санта-Мария делла Карита.
Что в ней интересного 👇
⏳ Современность. Это черта венецианской живописи: местных художников современный мир привлекает сильнее, чем Леонардо и Рафаэля, поэтому картины первых более реалистичны. У Тициана это видно по тому, как он изображает персонажей и архитектуру.
👥 Персонажи. Они написаны очень детально, портретно. Горожане одеты в роскошные наряды по венецианской моде. Святая Анна, мать Марии, показана красивой благородной венецианкой в золотистом платье с белой вуалью. На переднем плане ребенок играет с собачкой, старуха торгует яйцами — примета венецианского быта и символ грядущей жертвы Христа. По сути перед нами групповой портрет, вписанный в религиозный сюжет.
🏛 Архитектура. Здесь венецианцы тоже более внимательны, чем флорентийцы. На фреске много местных архитектурных деталей: лестница, окна, балконы, мраморные колонны с коринфскими капителями, дома типичного для Венеции темно-розового оттенка.
О необычных заказчиках Тициана
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день