angle-down facebook instagram vkontakte warning

Лев Толстой

Позднее творчество и роман «Воскресение»

Последний период жизни Толстого — это время окончательной переоценки ценностей, конфликтов с окружением. Выясним, в чем особенность его творчества того времени.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Поговорим о позднем Толстом и начнем с того, какие темы и сюжеты берет писатель, от чего отказывается и чем очень раздражает читателей.

🏠 С 1882 по 1901 Толстой жил в основном в Москве (ради образования детей), и его дом стал одним из культурных центров, где встречались писатели, художники, ученые.

📚 Наследие позднего Толстого очень разнородно. Он напишет еще один роман, «Воскресение» (1889–1899), но в остальном предпочитает теперь менее объемные формы — повести, рассказы, пьесы.

⚡️ В сюжетах повторяются мотивы ухода, разрыва героев с семьей и социальной средой, категорического отказа следовать внешним нормам. Мирные, гармонические развязки даже в той открытой и неоднозначной форме, которую мы видели в «Войне и мире» и «Анне Карениной» больше невозможны для Толстого. Все чаще его тексты провоцируют раздражение критиков из разных лагерей, не проходят моральную, политическую или религиозную цензуру.

📖 В повести «Отец Сергий», опубликованной только в 1911 году, главный герой словно проходит через все возможные стадии роста. В начале сюжета молодой князь отказывается от карьеры и принимает постриг — это кажется радикальной версией типичной толстовской истории, обращения от внешнего к внутреннему, но теперь это только первый шаг. В монашеской жизни герой тоже не находит подлинной веры и внутренней свободы и вынужден продолжить путь.

💥 Самое скандальное произведение Толстого — «Крейцерова соната» (1890) — другая сторона той же темы. Главный герой признается в убийстве жены — нетипичный для Толстого сюжет — но больше, чем преступление, читателей шокировали рассуждения героя, в которых все представления о любви и браке категорически отвергаются, и весь мир выглядит царством обмана и порока. Искусство, воплощенное в заглавной сонате Бетховена, оказывается темной, демонической силой.

📗 Однако самый большой след в мировой литературе из поздних текстов Толстого оставила повесть «Смерть Ивана Ильича» (1882–1886) — по словам Набокова, «самое яркое, самое совершенное и самое сложное произведение Толстого». Толстой отказывается от публицистического пафоса, от разветвленных сюжетных линий, сводит к минимум рефлексию героя и впервые оставляет читателю полную свободу интерпретации.

Лев Толстой глазами художника Ильи Репина.

1 — Илья Репин. Портрет писателя Л.Н.Толстого. 1887

2 — Илья Репин. Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне.1887.

3 — Илья Репин. Лев Николаевич Толстой в яснополянском кабинете.1887.

4 — Илья Репин. Портрет Л. Н. Толстого.1891

5 — Илья Репин. Этюды Л. Н. Толстого. 1891.

6 — Илья Репин. Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу. 1891.

7 — Илья Репин. Лев Николаевич Толстой в кабинете под сводами. 1891.

8 — Илья Репин. Лев Николаевич Толстой за работой в кабинете хамовнического дома в Москве. 1893.

9 — Илья Репин. Л. Н. Толстой босой. 1901.

10 — Илья Репин. Лев Николаевич Толстой в розовом кресле. 1909.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте поговорим про единственный роман из позднего периода творчества Толстого — «Воскресение» (1889–1899) и узнаем историю его сюжета.

🗣 С этого началась работа над «Воскресением». В 1887 году знаменитый адвокат А. Ф. Кони рассказал Толстому случай из своей практики. На суде один из присяжных узнал в подсудимой девушку, которую он соблазнил в юности. Девушка стала проституткой и оказалась под судом за кражу денег у клиента. Присяжного охватило раскаяние и он решил на подсудимой жениться, но она вскоре умерла. Толстой сразу увидел сюжет будущего романа.

👤 Раскаявшегося героя этой истории Толстой отождествляет со своим давнишним персонажем — Дмитрием Нехлюдовым. Молодой идеалист из «Юности» и «Люцерна» станет теперь типичным героем позднего Толстого. Вся его благополучная зрелая жизнь была бессмысленной рутиной, символической смертью, спасения от которой он и будет искать весь роман.

📕 Судьба «Воскресения» в печати сложилась особенно тяжело. Несмотря на славу, Толстой в глазах цензуры был опасным и даже непристойным автором. При первой публикации в журнале «Нива» цензура изымала целые главы и заменяла многие слова и фразы. Это касалось не только сцен богослужения и описаний тюремного быта.

📇 Н. К. Гудзий в «Истории писания и печатания „Воскресения”» перечисляет типичные замены:

«…не только исключаются такие слова, как «испражнения», «проститутка», «дома терпимости», «прелюбодеяние», «половая жизнь», но и слово «соблазнил» всюду заменяется словами «увлек» или «обманул» и т.д. Вообще в интересах «благоприличия» и «пристойности» всякая мало-мальски реалистическая фраза и слово, называющие вещи собственным именем, обесцвечены или затушеваны».

Поговорим о героях романа «Воскресение» и узнаем, какими художественными приемами пользуется поздний Толстой.

👫 В сюжете романа противопоставлены настоящее и прошедшее и истории двух героев, Нехлюдова и Катюши Масловой.

➖ В прошлом — короткая любовная история и долгая история падения.
➖ В настоящем — несправедливый суд и внутренний суд над собой, медленное движение к истине.

✍️ Толстой повторяет свою излюбленную технику — остранение, взгляд со стороны, который открывает подлинную страшную природу всего, что считается нормальным.

👁 Но здесь эта точка зрения — с первых же страниц романа очень жестко высвечиваются страшные стороны обыденности. «Воскресение», заявленное в заглавии, — это не откровение в финале, а медленный процесс. Роман начинается с весны, очевидного знака обновления — но оно возможно только вопреки цивилизации:

«Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе».

⛓ Теперь у Толстого нет чистых картин природы, которая выше и больше человека: никто, кроме повествователя, не смотрит на небо и деревья, и сразу же после короткой зарисовки городской весны мы попадаем в тюрьму.

⚫️ «Неприличные» натуралистические сцены в «Воскресении» необходимы как знаки смерти, и язык смерти в «Воскресении» звучит почти авангардно. Знаменитое описание жизни героини в публичном доме построено на одном приеме: в нем нет глаголов.

«Утром и днем тяжелый сон после оргии ночи. В третьем, четвертом часу усталое вставанье с грязной постели, зельтерская вода с перепоя, кофе, ленивое шлянье по комнатам в пеньюарах, кофтах, халатах, смотренье из-за занавесок в окна, вялые перебранки друг с другом; потом обмывание, обмазывание, душение тела, волос, примериванье платьев, споры из-за них с хозяйкой, рассматриванье себя в зеркало, подкрашивание лица, бровей, сладкая, жирная пища; потом одеванье в яркое шелковое обнажающее тело платье; потом выход в разукрашенную, ярко освещенную залу, приезд гостей, музыка, танцы, конфеты, вино, куренье и прелюбодеяния с молодыми, средними, полудетьми и разрушающимися стариками, холостыми, женатыми, купцами, приказчиками, армянами, евреями, татарами, богатыми, бедными, здоровыми, больными, пьяными, трезвыми, грубыми, нежными, военными, штатскими, студентами, гимназистами — всех возможных сословий, возрастов и характеров.

И крики и шутки, и драки и музыка, и табак и вино, и вино и табак, и музыка с вечера и до рассвета. И только утром освобождение и тяжелый сон. И так каждый день, всю неделю».

⚪️ В этом состоянии у Толстого находится весь мир — нет настоящего движения, нет личностей, только бессмысленный цикл.

Одна из характерных черт позднего Толстого — его особенный подход к христианским темам. Давайте рассмотрим на примере «Воскресения» основные лейтмотивы позднего Толстого.

📖 «Воскресение» начинается с евангельских эпиграфов и заканчивается чтением Нового Завета — казалось бы, перед нами роман об обретении веры и возвращении к христианству. Почему же религиозная тема в романе вызвала споры и скандалы?

✍️ Толстой пишет о богоискательстве так же, как обо всех вариантах внутреннего развития героев. Нехлюдов проходит классическую религиозную инициацию — через раскаяние, отвращение к себе, очищение, чтение священного текста. А голос повествователя все время обращает наше внимание на пропасть между смыслом христианской веры (как ее понимает сам Толстой) и религиозной практикой.

🚫 Антипатия Толстого к ритуалам читателям к этому времени прекрасно понятна. Уже в «Войне и мире» есть все ключи к этой теме. Автоматизм салонной жизни, искусственность военных диспозиций, нелепости театрального представления — все это одна и та же пустая рутина, от которой живым героям нужно уйти.

☦️ Но в «Воскресении», к ужасу многих читателей, точно так же написано богослужение — как ряд «манипуляций», о смысле которых не задумывается никто из участников, включая Катюшу. Повествователь же однозначно уверен, что этот процесс прямо противоречит учению Христа.

📜 Театральности ритуала противопоставлен личный внутренний опыт Нехлюдова в самом конце романа. Он решает перечитать Евангелие от Матфея, и Толстой прямо превращает текст романа в комментарий к тексту Писания. Только вместо традиционных объяснений символических подтекстов, параллелей, богословских рассуждений Нехлюдов впервые просто читает сам текст:

«Прочтя Нагорную проповедь, всегда трогавшую его, он нынче в первый раз увидал в этой проповеди не отвлеченные, прекрасные мысли и большею частью предъявляющие преувеличенные и неисполнимые требования, а простые, ясные и практически исполнимые заповеди…»

📍 Простота и ясность — лейтмотивы позднего Толстого. В последней сцене романа можно видеть руководство к действию, с которого начинается толстовство как общественное движение — но это одновременно и эстетический манифест.

👀 Роман на наших глазах превращается в притчу, и все творчество Толстого в это время стремится вернуть литературу к более древним и, с его точки зрения, более чистым и понятным формам.

О том, что значит «комильфотность» у Толстого

📖 Давайте прочитаем повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» (‎1882–1886).

Время чтения 〰️ 30 минут.

Как вы думаете, почему повесть начинается с конца, с похорон героя?

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;