angle-down facebook instagram vkontakte warning

Переустройство мира в нью-эйдже

Отношение ньюэйджеров к природе

Нью-эйдж приносит в мир идею, что человек — это часть природы, а не ее потребитель. Поговорим, откуда это взялось, и узнаем, кого считают «отцом нью-эйджа».

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Константин Михайлов
Религиовед и историк, публичный лектор и преподаватель

Как нью-эйдж меняет не только общество, но и природу

Старые религии и экология ♻️

Для того, чтобы понять специфику отношения нью-эйдж течений к экологии, стоит начать со старых традиционных религий. В этом, как и во многих других вопросах, ньюэйджеры часто идут от противного.

Если вы читали книгу Константина «Маленький плохой заяц», можете пропустить этот материал. Остальным он, как и книга, ничуть не повредит.

👨🏻‍🌾 В основе большинства религий современного мира лежат идеи сельскохозяйственных обществ. Следовательно, они поддерживают интенсивную эксплуатацию окружающей среды. Древние религии и вовсе ставят превыше всего выживание в ней человека. Неслучайно египетские, шумерские, греческие, древнекитайские тексты рассматривали уничтожение хищников или ирригацию как священный долг человека. Геракл только и занимается, что истреблением эндемиков; а Гильгамеш отправляется в поход за редкой древесиной, которую вырубает без зазрения совести.

🐶 Некоторые религии с почтением относятся к конкретным животным (индуисты обожают коров, а зороастрийцы — собак). Изредка религии заботятся о защите всего живого: как джайнизм и, до некоторой степени, буддизм. Но эксплуатации окружающей среды это не отменяет. Как бы сильно джайны ни заботились о том, чтобы случайно не убить червяка или полевую мышь, они едят овощи и злаки — значит, ради них кто-то другой травит насекомых и грызунов. Что еще важнее, эксплуатация природы не сводится к насилию: самые мощные изменения окружающей среды вызываются не охотой на редких хищников, а распашкой полей и разведением домашних животных. На свете нет сколько-то крупных религий, которые осуждали бы земледелие и очень немногие осуждают скотоводство.

🌾 В основе западной цивилизации (в рамках которой и возник нью-эйдж) стоит культура древнего Рима, построенная на интенсивной эксплуатации окружающей среды: массовый забой хищников в цирках, изменивший экологический баланс северной Африки; последствия металлодобычи Рима в Испании можно обнаружить в гренландских льдах. А главное — в основе римского сельского хозяйства лежала перманентная вырубка лесов. Как писал Цицерон «пло­ды и зла­ки зем­ля родит ради живот­ных, живот­ные родят­ся ради людей, лошадь — для того, чтобы на ней ездить, вол — для пахоты, соба­ка — для охоты и охра­ны». Все это подкреплялось и религиозными традициями римлян.

🌳 Пришедшее на смену имперскому политеизму христианство в вопросах окружающей среды ничем от своих предшественников не отличалось. Римляне, при всей их антропоцентричности, знали идею священной рощи — их в империи было немало. Христианские течения обычно воспринимали такие вещи как язычество, и оказывались, в некотором смысле, противопоставлены окружающей среде. Не следует смотреть на эту историю однобоко. Христианство было нацелено на эксплуатацию окружающей среды и зачастую не признавало никакого поклонения ей, исключая стихийные, низовые проявления религиозности. И да, это часто было вредно для окружающей среды. Но есть и обратная сторона: благодаря этому христианство способствовало технологическому рывку в позднем средневековье и подарило нам научную революцию. Расколдованный мир проще изучать, и пока многие культуры видели в звездах и планетах богов, европейцы и мусульмане готовы были увидеть в них просто физические объекты.

💡 Эпоха Нового времени с ее научной и технологической революцией, быстрым ростом населения укрепила старые идеи. Официальные церкви (католицизм, лютеранство, англиканство, православие) одобряли и колонизацию, и эксплуатацию окружающего мира, и, за редким исключением, технологический прогресс. Божье творение даровано людям не для любования, а для того, чтобы трудиться в нем. Слова тургеневского персонажа Базарова «природа не храм, а мастерская» отлично передают настроение второй половины 20 века. Только в последние десятилетия крупные христианские течения начали интересоваться проблемами экологии, да и то с огромным скепсисом среди консерваторов. До сих пор экологические инициативы папы Франциска нередко вызывают упреки со стороны более традиционалистских кругов католической церкви.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1 — Геракл укладывает на лопатки Немейского Льва — греческого эндемика, который проживал в окрестностях городов Немея, Клеоны и поселка Бембина.

2 — Священная Роща в Бомарцо, Италия.

А как к экологии относятся ньюэйджеры?

Ситуация меняется

Некоторые призывы к гуманному обращению с живым миром звучали и в Средние века, и в начале Нового времени. Их можно встретить и в проповедях буддистских священников, и в деятельности святого Франциска. Но настоящий прорыв начнется в 18–19 веках.

👒 Как и в случае борьбы за свободу рабов и права женщин, пионерами в этих вопросах оказываются квакеры — необычная протестантская группа, о которой мы уже вспоминали раньше.

🌱 Именно среди них уже в первой половине 18 века встречаются вегетарианцы, полагающие, что эксплуатация животных недопустима. Самая известная из них фигура — Бенджамин Лей, интересный квакерский проповедник, страстный борец против рабства. Как-то он похитил ребенка рабовладельцев, чтобы они почувствовали себя на месте рабов. Конечно, он быстро вернул ребенка родителям.

👨🏻‍⚕️ Лей — один из первых известных людей, который полностью отказался не только от мяса, но и от одежды, изготовление которой потребовало бы смерти животного. Учитывая, что он, помимо этого, не носил одежду, для создания которой использовался рабский труд, ему часто приходилось шить ее самостоятельно.

👨🏻‍🎓 Еще до Бенджамина Лея, Джон Локк и Томас Трайон писали о том, что у животных есть права, и они могут испытывать страдания. Но в целом философия воспринимала животных как существ неизмеримо более низких, чем человек, а природу — как что-то, что нужно освоить.

Только в 19 веке ситуация существенно меняется.

😱 Во-первых, в конце 18 века Европу впервые охватывает паника, связанная с нехваткой природных ресурсов: тогда это была древесина. Европейские мыслители впервые озаботились проблемой уничтожения окружающей среды. Не обошлось, конечно, и без финансовой подоплеки.

🥰 Во-вторых, свою роль сыграл и романтизм. Расцветающий в конце 18 века, он провозглашает идею любви к дикой природе. Благодаря идеям Руссо и других просветителей о том, что естественное — прекрасно, а цивилизация, напротив, может быть опасна, романтики задумались о том, что девственная пуща часто интереснее вспаханного поля. Новая мода охватила всех, и пока состоятельные люди ограничивались тем, что заменяли регулярные французские парки с дорожками и фонтанами на иррегулярные английские, похожие на настоящие леса, подлинные романтики рвались в горы, чащи и туманные воды.

🤔 Природа становится для романтиков наставницей и загадкой. Вот что пишет Гете: «Природа не позволяет с собой шутить, она всегда правдива, всегда серьезна и сурова. Природа неизменно права, только человеку присущи ошибки и заблуждения. Нищего духом она чурается, покоряясь и открывая свои тайны лишь одаренному, честному и чистому». Гете, как и некоторые его современники, был пантеистом. Он видел в природе божество — мысль, которая очень понравится будущим ньюэйджерам.

🥦 Естественным следствием этих взглядов, которые разделяли многие романтики, стали новые практики. В эпоху романтизма на западе множество людей начинают интересоваться вегетарианством. Среди наиболее заметных персон: Перси Биши Шелли и его жена Мэри Шелли, Байрон, плюс, по-видимому, вегетарианство увлекло также Шиллера и Гете.

🔭 Стоит вспомнить и американских трансценденталистов. Их идеи наблюдения за природой и любви к ней сыграли в дальнейшем большую роль. Генри Торо был не только писателем, но и натуралистом, и даже два года прожил в одинокой лесной хижине, о чем написал один из самых известных своих текстов.

😸 Постепенно формируется и движение против жестокого обращения с животными. В Британии первое такое общество возникает в 1824, в Германии — в 1837, в России — в 1865, на волне реформ Александра II. Во второй половине 19 века постепенно приходит понимание, что человек — это не особое существо, а часть природы. Большую роль в этом, конечно, играют открытия Дарвина. В то время как традиционные религии склонны были их не принимать, новые течения (и современный нью-эйдж) c охотой рассматривают человека как часть живого мира.

1 — Бенджамин Лей, рисунок современников
2 — Английский ландшафтный парк
3 — Французский «формальный» сад
4 — Хижина Генри Торо

Джон Мьюр 👨‍🏫

Если у экологического нью-эйджа и есть отец, то это Джон Мьюр (1838-1914). В России о нем знают незаслуженно мало, а в Соединенных штатах, напротив, его имя хорошо известно.

🏴󠁧󠁢󠁳󠁣󠁴󠁿 Мьюр был шотландцем по происхождению, но в детстве с отцом переехал в американский Висконсин. Семья была самая простая, фермерская и, конечно, вполне христианская: Библию там читали каждый день. Но Мьюр с детства из этого мира немного выбивался. Вопреки дальнейшей его биографии главной любовью детства и юности у него была техника. Он сумел, несмотря на противодействие отца, заняться исследованиями механизмов, поступил в университет и закончил его, планируя карьеру кого-то вроде инженера. Однако, в 1866 году, во время работы на станке с Мьюром произошел несчастный случай, и он едва не ослеп.

🏜 Около месяца он ничего не видел и было непонятно, вернется ли зрение. Все закончилось хорошо, но опыт размышлений, по-видимому, довольно сильно проникнутых религиозным чувством, изменил Джона. Он не вернулся к станку, но и не стал фермером-проповедником по примеру отца. Вместо этого он отправился в странствия по Калифорнии, Неваде, Юте, Орегону, Аляске. Он объездил всю Америку, а большую часть и вовсе не объездил, а обошел пешком.

⛰ Изначально он был движим влиянием романтиков и особенно трансценденталистов, наблюдал окружающий мир. Однако со временем превратился не только в странника, но в философа и организатора. Именно эту деятельность Мьюра помнят сегодня лучше всего: он придумал идею национального парка. Первым его проектом был Йосемити, знаменитый заповедник с секвойями и отвесными скалами.

🏆 Его до сих пор обожают миллионы, американцы стабильно ставят его в один ряд с Мартином Лютером Кингом и ключевыми фигурами борьбы за права рабов и женщин. Но не все так гладко: в последнее время стали обращать внимание на то, что Мьюр игнорировал выселение индейцев в резервации и не всегда положительно высказывался о них в своих текстах. Связано это было, впрочем, не с расизмом Мьюра, а скорее с его простительной для натуралиста мизантропией. Как он написал однажды, если бы началась война между людьми и медведями, он бы поддержал медведей.

✨ Мьюр был мистиком, но отнюдь не христианским. Это был мистицизм любви к природе, очень похожий на будущий нью-эйдж. Он писал так: «Между любыми двумя соснами — дверь к новому жизненному пути». От христианства у Мьюра осталось очень мало. По-видимому, он не очень верил в загробную жизнь; он совершенно не посещал церкви. Он говорил, что «холмы и рощи были первыми божьими храмами». Мьюр стал одним из первых в мире, кто твердо различил сверхъестественное в естественном и сформулировал это так, чтобы это поняли окружающие. Он хорошо писал, но ему здорово помогли фотографии, которыми он иллюстрировал свои книги. До настоящего момента в нью-эйдж экологии влияние его идей кажется наиболее заметным, а сам он регулярно описывается как «светский святой». Особенно светским он, может быть, на самом деле и не был, просто совсем не был христианским.

🌝 Как мы еще увидим, идеи Мьюра прямо повлияли на более поздний нью-эйдж. В то же время, у романтических идей начала 19 века было и еще одно важное для современного нью-эйджа последствие — рост неодруидизма, о котором мы поговорим в следующей части.

курс Level One
Новые религии: от саентологии до медитаций

Курс лекций о современных религиях нью-эйдж, в которых переплелись древние идеи Востока, христианские влияния и причудливые мифы. Поймем, как появились и развивались новые религии, а также узнаем новое о хиппи, битниках, уфологии и телепатии. После курса каждый найдет в себе скрытые религиозные взгляды — ведь мы присваиваем многие практики нью-эйджа, даже не отдавая себе в этом отчет.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
10300₽ 5150₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;