Уфология и нью-эйдж
Научная фантастика
У религий нью-эйджа нет священных писаний, но есть научная фантастика. Посмотрим, какие ценности она прививает и как влияет на общество в целом.
Мистика + фантастика = нью-эйдж 🌘
С конца 19 века медиумические прозрения начали проникать и в научно-фантастическую, и в научно-популярную литературу.
🔭 Камиль Фламмарион — главный популяризатор астрономических идей на рубеже 19–20 веков.
— Его книги выходили тиражами по сто тысяч экземпляров.
— Предложенное им название для спутника Юпитера, Амальтея, до сих пор используется астрономами.
— В то же время, Фламмарион писал, что на других планетах есть жизнь и с ней может быть установлена мистическая связь.
— Нравилась ему и идея космических путешествий души и перерождения людей на других планетах.
🦖 Артур Конан Дойл.
Мы уже вспоминали создателя Шерлока Холмса в связи со спиритизмом. Помимо детективных рассказов, Дойл писал и научную фантастику. Например, цикл книг о приключениях профессора Челленджера, на который сильно повлиял Фламмарион.
В России больше всего известен первый роман серии — «Затерянный мир». Меньше — «Отравленный пояс». А жаль: в малоизвестных романах как раз начинается самое интересное. В «Стране тумана» дочь профессора Челленджера оказывается сильным медиумом. По сюжету «Когда Земля вскрикнула» оказывается, что Земля — живой организм.
🔴 Марсианские каналы.
В 1890-е годы благодаря наблюдениям Джованни Скиапарелли и публикациям Персиваля Лоуэлла заговорили об оросительных каналах на Марсе. Лоуэлл был заядлым путешественником и увлеченным астрономом.
Он создал в своих текстах не столько научную, сколько художественную картину умирающей марсианской цивилизации: лишь благодаря развитым технологиям марсиане поддерживают жизнь на своей пустынной планете. Такое видение инопланетной цивилизации будет доминировать в фантастике последующих десятилетий.
👬 Берроуз и Брэдбери.
О Марсе и космических путешествиях в конце XIX и первой половине 20 века писали очень много. Тут и классическая «Война миров» Герберта Уэллса (1897), и «Аэлита» Алексея Толстого (1923), и многие другие популярные произведения. Но два текста оказались наиболее значимыми:
1. Марсианский цикл Эдгара Берроуза (1912-1948) — сюжет в большей степени приключенческий. Он объединял в себе яркий образ марсианской цивилизации с телепатией, загадочными жрецами и раскрытием удивительных способностей протагониста.
2. «Марсианские хроники» Брэдбери (1950) рисовали более глубокую, философскую картину контакта между людьми и марсианами: утонченная (и тоже обладающая телепатией) марсианская цивилизация оказывается жертвой экспансии землян.
И Берроуз, и Брэдбери охотно черпали идеи из эзотерики. Даже у Толстого марсиане оказываются потомками атлантов, которые напоминают о текстах религиозного философа Елены Блаватской.
👽 Бульварное чтиво.
Огромной популярностью в первой половине 20 века пользовались «бульварные журналы», пресловутый жанр pulp fiction. Большинство повестей и рассказов в них были посвящены путешествиям на другие планеты, инопланетянам-телепатам и прочим заимствованиям из работ Уэллса и Берроуза. Тем не менее, среди них были и вещи, сильно повлиявшие на нью-эйдж.
Прежде всего, это рассказы Говарда Лавкрафта, которые в наши дни справедливо считаются не дешевым чтивом, а высококлассной прозой. Писатель сильно повлиял на негативные представления об инопланетянах, создав образ жестокого и несправедливого космоса.
В тех же журналах начал свою публицистическую карьеру Рон Хаббард, будущий основатель саентологии. Многое в его более поздних мифах основывалось на прочитанном и написанном в молодости.
1. Каналы Марса и маленький портрет Персиваля Лоуэлла, публикация 1906 года
2. Иллюстрация к роману Берроуза, где главный герой сражается с марсианами
3, 4. Иллюстрации к журналам середины 20 века
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяКак фантастика повлияла на нью-эйдж 🤖
Большинство ньюэйджеров — поклонники современной культуры. Они чаще оказываются фанатами The Rolling Stones, Толкиена и «Звездных войн», чем Шнитке, Антониони или Вирджинии Вульф. Массовая популярная культура формирует их взгляды и убеждения, и прежде всего речь идет о фантастике. Давайте разберемся, почему?
☮️ Свобода от давления.
Фантастика — это эзопов язык. Хотя в западном обществе послевоенной эпохи не было такой цензуры, как в СССР, не обо всем можно было писать прямо.
Даже фантастические книги попадали под частичные запреты: цензуре «ради юношества» подвергли «451 по Фаренгейту» Брэдбери, «Чужака в чужой стране» Хайнлайна и «Бойню номер пять» Воннегута. О последней книге редко вспоминают в ряду научно-фантастических романов, но, учитывая путешествия во времени и инопланетян-тральфамадорцев, иначе описать ее сложно.
И все же, в контексте научной фантастики можно было говорить об идеях, которые иначе вызвали бы слишком много споров и конфликтов.
🤝 Контакт.
Важнейшая тема фантастики и фэнтези — столкновение с чужим. Подогретая холодной войной, она помогала людям разобраться в собственном отношении к религиозным, этническим, мировоззренческим и другим меньшинствам.
Ярчайший пример — романы и повести Саймака вроде «Необъятного двора» (1959) или «Заповедника гоблинов» (1969). Поколение читателей училось тому, что быть другим — не значит быть врагом.
😇 Гуманизм.
Хотя в фантастике всегда хватало насилия и жестокости, главные фантастические тексты второй половины 20 века опирались на гуманистические идеи равенства и ценности человеческой жизни. Сборник Азимова «Я, робот» (1950) или романы Кларка вроде «Лунной пыли» (1961) создавали образ будущего, в котором всякий интеллект, в том числе искусственный, заслуживает любви и уважения, а люди способны на самопожертвование.
♻️ Экология.
Во времена рождения нью-эйджа правительства больше думали об индустриальных достижениях, в то время как поколение хиппи беспокоили проблемы окружающей среды. Фантастика приходила на помощь и тут: «Всякая плоть — трава» Саймака (1965), «Дюна» Герберта (1965) или «Слово для леса и мира одно» Ле Гуин (1972) рассказывали об уважении к живому миру и ценности невозобновляемых ресурсов.
📺 Политическая критика.
Фантастика всегда соседствует с предупреждением, антиутопией или мечтой о правильно устроенном мире. Эти темы казались важными любому из послевоенных поколений. Русскоязычные читатели тут легко вспомнят романы братьев Стругацких, почти каждый из которых несет в себе идеи социальных перемен. То же заметно и в работах Стивена Кинга, Филиппа Дика и Курта Воннегута.
🗿 Внимание к прошлому.
Через фантастические тексты читатели узнавали немало и об истории — о значении автохтонных культур, исторических достояний, древних религиозных идей. «Марсианские хроники» Брэдбери с их критикой колониального разрушения местных культур и полностью построенный на буддийских аллюзиях «Князь света» Желязны (1967) помогли многим шестидесятникам погрузиться в постколониальную проблематику и буддийскую философию.
Фродо и Люк Скайуокер в каждом из нас — путь героя в нью-эйдже
Чужак в чужой стране 👨🚀
Религии нового века не просто критикуют старое общество. Они революционно выступают против него, затрагивают запретные ранее темы. А фантастика служит им надежным рупором. Важнейший текст, без которого нью-эйдж не был бы собой — «Чужак в чужой стране» Роберта Хайнлайна.
Культовый роман был написан в конце 1950-х и издан в начале 1960-х годов. Иногда его называют «Библией хиппи», хотя равным образом он важен и для уфологических учений, и для нью-эйджа вообще. Главный герой — человек, воспитанный марсианами, образ мысли и культура которых совершенно не похожи на земные. Своего рода космический Маугли. В 20 лет он возвращается назад на Землю, о которой ничего не знает. Так он быстро становится жертвой политических и экономических интриг, из которых ему помогают выпутаться новые друзья.
Довольно быстро из легкого фантастически-политического детектива роман превратился в текст с мощным религиозным подтекстом. Главный герой, Майкл, стал пророком и основателем новой религии — Церкви всех миров. Он воплотил в себе образы Христа и Орфея, а его религия провозгласила несколько ключевых для культуры нью-эйджа идей:
— поиск собственного я, сопряженный с обретением сверхъестественных способностей; — сексуальная свобода и критика традиционной семьи; — радикальная критика господствующих религий; — насмешка над общественной моралью.
Текст так шокировал общественность, что перед публикацией его пришлось обрезать на четверть. Впрочем, даже после этого он вызывал споры: в романе фигурировали не только антиклерикальные речи и сексуальные сцены, но и каннибализм (он отсылал читателя к традиции причастия).
Но, несмотря на цензуру и солидный объем, «Чужак в чужой стране» был и остается одним из самых известных американских романов послевоенной эпохи. А созданная по его мотивам Церковь всех миров — вполне реальная организация, существующая до сих пор.
Как «Звездный Путь», «Гарри Поттер» и «Люди Икс» учат добру и говорят о политике
Пацифизм — одна из основных идей нью-эйджа ☮️
Фантастика, как правило, жанр приключенческий и насилие в нем встречается часто. Было бы странно во франшизе «Звездные войны» обойтись без войны. Но постепенно оценка военных действий меняется. В фантастике второй половины 20 века любая агрессия осуждается.
Эталонный герой нередко оказывается солдатом, ловким стрелком и мастером боевых искусств. Но он должен служить миру и защищать слабых от тирании. Это хорошо видно на примере отношения к коренным культурам.
🤦♂️ В романе Генри Хаггарда 1885 года «Копи царя Соломона», своеобразной викторианской фантастике, белый герой при виде армии туземцев жалеет, что у него нет пулемета.
🤔 В «Марсианских хрониках» Брэдбери ради спасения марсианской архитектуры герой даже готов стрелять по своим, но выглядит еще амбивалентным, запутавшимся — мы сочувствуем ему и осуждаем одновременно.
👍 В фильме «Аватар» Джеймса Кэмерона, как и в более тонком реалистическом аналоге — «Последнем самурае» Эдварда Цвика, землянин готов сражаться против своих старых товарищей за местную культуру. И мы полностью ему симпатизируем.
👾 Цикл Дэна Симмонса «Гиперион» — одно из самых глубоких ньюэйджерских фантастических произведений, которое однозначно осуждает насилие. Но куда интереснее ситуации, когда антивоенный пафос формируется у читателя и зрителя за счет гипертрофированного насилия. Характерный пример — популярный научно-фантастический мир «Warhammer 40000».
🐜 Чрезвычайно интересный фильм Пола Верховена «Звездный десант» (1997), неточная экранизация еще одного романа Хайнлайна, был снят в стилистике научно-фантастического боевика. На первый взгляд, он может показаться проходным кино категории B о храбрых солдатах-землянах, сражающихся с отвратительными жуками.
Но более внимательный зритель быстро поймет, что смотрит не боевик, а точную и умную стилизацию под пропагандистскую продукцию антиутопического государства будущего. В отличие от многих антиутопий, в «Звездном десанте» Верховена главный герой так и не понимает, что живет в милитаристской диктатуре. Об этом может догадаться только зритель.
Курс лекций о современных религиях нью-эйдж, в которых переплелись древние идеи Востока, христианские влияния и причудливые мифы. Поймем, как появились и развивались новые религии, а также узнаем новое о хиппи, битниках, уфологии и телепатии. После курса каждый найдет в себе скрытые религиозные взгляды — ведь мы присваиваем многие практики нью-эйджа, даже не отдавая себе в этом отчет.
6900₽ 3450₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день