Уфология и нью-эйдж
«Звездные войны»: становление героя в массовой культуре
«Звездные войны» — одна из самых популярных франшиз современности. Разберем связь киновселенной с религиозными течениями и узнаем, что такое «мономиф».
Религия в далекой-далекой галактике 🚀
«Звездные войны», одна из самых популярных франшиз второй половины 20 века, сильно повлияла на нью-эйдж культуру. Как же в ней обстоят дела с религией?
🗿 Отсутствие организованного культа.
В отличие от христиан, нью-эйджеры не любят сложные организованные религиозные структуры. Большинство героев «Звездных войн» не молятся, не приносят жертв, не уповают на высшие силы. Орден джедаев — единственная организация, которая напоминает религиозную. Но лишь напоминает, ведь по сути она выполняет военно-полицейские и дипломатические функции.
🧘♂️ Никаких организованных ритуалов.
Вселенная франшизы проработана до мельчайших деталей вроде еды, напитков, униформы солдат и уличной моды. Тем не менее, ритуалов мы практически не видим. В «Атаке клонов» можно увидеть довольно неформальную свадьбу, а единственный обряд, который появляется на экране несколько раз — похороны в виде кремации.
✨ Учение о Силе — не религия.
Сила, в отличие от религиозных идей нашего мира, не может быть объектом веры. Герои, использующие ее, легко могут убедиться, что Сила существует. Это объект не веры, а знания. Даже те, кто сам Силой не владеет, легко могут испытать ее воздействие на себе.
👉 Религиозные учения не играют в «Звездных войнах» большой роли, хотя второстепенные персонажи могут создавать собственные культы (инопланетяне-эвоки поклонялись роботу C-3PO), а в сериалах по мотивам вселенной можно встретить довольно проработанные религии. Назвать эту вселенную религиозной едва ли получится, зато ее вполне можно определить как духовную.
1. Кремация джедая Квай-Гон Джинна
2. Дарт Вейдер доказывает скептику, что Сила — предмет знания, а не веры
3. Эвоки воздают почести C-3PO
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Как история Христа нашла многочисленные воплощения в массовой культуре
1. Призраки Силы: Энакин Скайуокер (Дарт Вейдер), Йода и Оби-Ван Кеноби. После смерти они обрели новую духовную форму. Позже Джордж Лукас отредактировал эту сцену, заменив старого Энакина (слева) на молодого
2. Гарри Поттер и Дамблдор беседуют на границе жизни и смерти
3. Родители отправляют Супермена на Землю. Мотив чудесного ребенка, в случае Супермена отсылающий не только к Христу, но и к Моисею
«На небе только и разговоров, что о Силе» 🌓
Сила — ключевая мифологема во вселенной «Звездных войн». Она неоднократно упоминается в большинстве фильмов и сериалов франшизы. Но что она из себя представляет? Как объяснить ее и учение джедаев с точки зрения религиоведения?
🧩Пронизывающая все пневма.
Наиболее известное определение Силы дает Оби-Ван: «Это энергетическое поле, создаваемое всеми живыми существами. Она окружает и пронизывает нас. Она связывает Вселенную воедино». Нельзя сказать, что это исчерпывающее определение, но его достаточно.
В этой трактовке Сила напоминает прежде всего учения о пневме, духовной силе, пронизывающей мироздание. Это даосская ци, индуистская прана, маниту индейцев-алгонкинов. Особенно хорошо подходит ци, потому что в даосизме ци порождает два начала, знаменитые инь и ян, а Сила имеет две стороны — светлую и темную. Правда, в даосизме инь и ян не имеют моральной окраски, но сходство определенно есть.
🙏 Эзотерическое учение.
Хотя все жители «Далекой-далекой Галактики» могут знать о существовании Силы, умение управлять ей доступно лишь немногим — помимо врожденных способностей желательно пройти специальную подготовку-ученичество. Оно, в свою очередь, связано с инициацией, в ходе которой ученикам-падаванам отрезают косички.
Эти особенности напоминают эзотерические учения востока и шаманско-знахарские культы. Без знания о тайнах учения невозможно ни овладеть мастерством джедая, ни, тем более, достичь бессмертия. Ключ к пониманию этой тайны дает в пятом эпизоде магистр Йода: «Из света мы, а не из материи грубой». Эта мысль тоже похожа на гностицизм и отчасти на буддизм в плане превосходства психического над материальным.
🏯 Монашеский орден джедаев:
— во-первых, они буквально называются Орденом;
— во-вторых, джедаи связаны жестким кодексом;
— в-третьих, не могут иметь никакой собственности, кроме одеяний и светового меча (хотя при необходимости Орден представляет им внушительные средства);
— в-четвертых, джедаи соблюдают целибат (по крайне мере, они не могут вступать в брак).
Правда, мы привыкли, что монахи — люди мирные, а джедаи только и делают, что воюют. Но в истории случалось и такое: духовно-рыцарские ордена вроде госпитальеров и тамплиеров, японские монахи-воины Средневековья и раннего Нового времени, даосские монахи, которые тоже иногда изучали боевые искусства.
☯️ Этика.
Приверженцам темной стороны можно все. Адептам светлой, главным героям фильмов, — куда меньше. Тем не менее, назвать их служителями добра и пацифизма все же невозможно.
Джедаи могут убивать, хотя лучше этого избегать. Можно обманывать — ментальный трюк, подчиняющий чужой разум воле джедая, неоднократно показан в фильмах. А вот сильные страсти им испытывать категорически запрещено. Гнев, зависть, злость и даже положительно окрашенные чувства, например, страстная любовь, оказываются губительны и влекут на темную сторону.
На христианских монахов все это совсем не похоже. А вот на буддизм — вполне: как известно, он учит, что именно страсти становятся причиной всех наших бедствий и страданий.
👉 Ближайший аналог джедаев в нашем мире — буддийские и даосские монахи. Создатель «Звездных войн» Джордж Лукас и продюсер первой трилогии Гэри Кертц интересовались антропологией религии. Первого больше увлекала японская культура, а второго — дзен-буддизм. Особенно много отсылок к буддизму в пятом эпизоде, над которым работали сценарист Лоуренс Кэздан и режиссер Ирвин Кершнер: оба много лет интересовались этой темой.
1. Магистр Йода использует Силу
2. Рыцари-джедаи из готовящихся книг
3. Совет Ордена джедаев
Путь тысячеликого героя 🛤
Джордж Лукас не просто интересовался антропологией религии. Он дружил с одним из самых известных исследователей религии последних десятилетий — Джозефом Кэмпбеллом (1904-1987). Общение оказалось не только приятным, но и продуктивным для обоих: Кэмпбелл изучал мифологическую подоплеку «Звездных войн», а Лукас строил новые фильмы по принципу «мономифа» Кэмпбелла.
Суть мономифа в том, что любой мифологический текст — это история инициации героя, которую можно разложить на двенадцать последовательных этапов.
Акт первый — сепарация, прощание героя с домом и привычной жизнью.
1. Зов странствий. Одиссея призывают на Троянскую войну, Гэндальф зовет Бильбо в поход с гномами.
2. Отвержение зова. Одиссей не хочет оставлять Пенелопу и Телемаха, Бильбо не хочет расставаться с уютным домой.
3. Встреча мистического помощника или наставника. Для Бильбо это — Гэндальф, для Гарри — Дамблдор, для короля Артура — Мерлин. Без них странствие невозможно.
Акт второй — инициация.
4. Преодоление трудностей. Странствия Одиссея, борьба короля Артура с врагами, сражение Фродо с назгулами и поход через Морию.
5. Встреча с богиней, женским началом. Афина для Одиссея, Галадриэль для Фродо, Дева Озера, которая дарит меч королю Артуру. Так или иначе, без нее сюжет дальше не двинется.
6. Встреча с отцовской фигурой и/или бездной. Одиссей примиряется с Зевсом, а Фродо спускается под горы, где становится пленником паучихи Шелоб и уходит в глубину Мордора, в царство отца и создателя Кольца — Саурона.
7. Достижение цели завершает инициацию, но часто скрывает подвох (в этом и последующих пунктах спойлеры, так что будьте осторожны). Герой оказывается там, куда стремился, но все идет не по плану. Одиссей обретает новый дом и новую жену на острове Цирцеи, но это не Пенелопа. Фродо добирается до Ородруина, но уничтожить Кольцо оказывается еще сложнее, чем ожидалось.
Акт третий — конец путешествия.
8. Отказ от возвращения. Фродо не хочет разрушать кольцо. Он хочет стать его владыкой, а разрушив, не чувствует в себе сил идти обратно. Одиссей задерживается сперва у Цирцеи, затем у Калипсо, и не может вернуться домой.
9. Волшебное перемещение. Чудесным образом герой избавляется от проблем и быстро оказывается там, где нужно. Боги освобождают Одиссея, и шторм быстро относит его ближе к дому. Фродо и Сэм улетают с вулкана на вовремя подоспевших гигантских орлах.
10. Возвращение домой. Все тайны раскрываются. Герой проходит последние испытания, демонстрируя свое могущество: Одиссей наказывает женихов-насильников, хоббиты освобождают родной дом от захватчиков.
11. Воцарение. Герой соединяет в себе силу двух миров — обыденного и сверхъестественного, и становится тем, кем должен. Одиссей вновь становится повелителем Итаки, а Фродо — хозяином собственного дома.
12. Жизнь продолжается. История не заканчивается. Герой продолжает жить, преодолев прошлое и созидая будущее по собственному разумению. Одиссей отправляется в новое странствие. Фродо уплывает на Запад, а Сэм остается дома со своей семьей.
Ⓜ️ Мономиф — условная схема.
Очень часто в сюжете могут быть пропущены один или даже несколько этапов, они могут поменяться местами. Но эту теорию часто используют в драматургии, а движения нью-эйджа видят в ней описание подлинного и необходимого для всякого человека опыта.
1. Сомнения Фродо над жерлом вулкана в изображении Кора Блока — любимого иллюстратора Толкиена
2. Зигфрид убивает дракона Фафнира, эпизод эпоса о Нибелунгах, иллюстрация Артура Рэкема
3. Чарльз Батлер. Король Артур, 1903
4. Дж. У. Уотерхаус. Одиссей и сирены, 1891
О современных джедаях-рыцарях и Силе как ци магистр рассказывает 🙏
Курс лекций о современных религиях нью-эйдж, в которых переплелись древние идеи Востока, христианские влияния и причудливые мифы. Поймем, как появились и развивались новые религии, а также узнаем новое о хиппи, битниках, уфологии и телепатии. После курса каждый найдет в себе скрытые религиозные взгляды — ведь мы присваиваем многие практики нью-эйджа, даже не отдавая себе в этом отчет.
10300₽ 5150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день