ВДНХ в деталях и подробностях
После войны
После войны у ВДНХ появились новые идеологические задачи — теперь она должна была отметить торжество советского государства. Посмотрим, как ей это удалось.
1. План Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, 1954
2. Вид на новый главный вход и центральный павильон
3. Главный вход в дни Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957 года
4. Аллея, ведущая от входа к Главному павильону
5, 6. Фонтан «Дружба народов»
7. Фонтан «Каменный цветок»
Посмотрим, что происходило с ВДНХ в 1950-е и как выставка восстанавливалась после войны.
🚂 В 1941 году выставка проработала всего один месяц и пять дней. После этого экспозицию и библиотеку выставки срочно эвакуировали в Челябинск.
📆 После войны предполагали открыть выставку уже к 1950 году. Но первая послевоенная выставка прошла только в 1954 году. За годы вынужденного простоя многие павильоны пришли обветшали и требовали серьезного ремонта. Однако появились и новые идеологические задачи. Теперь она должна была отметить уже не только победу в битвах за урожай, но и торжество советского государства в принципе.
🌾 Архитектурный стиль выставки из праздничного трансформировался в триумфальный, монументальный. Многие старые павильоны получили шпили, шатровые завершения и скульптуры, отражающие военные победы. Вообще появилось много военно-победной символики: пальмовые, лавровые и дубовые ветви, знамена, современное вооружение, мечи, щиты и колчаны со стрелами.
🧩 Территорию расширили до 207 гектаров. Вход передвинули туда, где он находится сейчас. Здесь построили мощное сооружение, напоминающее о римских триумфальных арках на четырехгранных колоннах. Вход украшали барельефы, изображающие мирный труд людей, похожих на богатырей.
⛲️ На площади Колхозов установили фонтан «Дружба народов». Он был украшен скульптурами шестнадцати девушек в национальных одеждах — символе 16 республик-сестер. Там же стоял фонтан «Каменный цветок» на мотив уральских сказов Павла Бажова. В центре композиции — грандиозный каменный цветов. У фонтана красный гранитный парапет, в бассейне — бронзовые рыбы и птицы, по бокам декоративные горки из плодов и овощей.
👤 Работами по реконструкции руководил Евгений Вучетич, автор памятников Воина-освободителя в Берлине и Родины-матери в Сталинграде.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1, 2. Центральный павильон
3. Горельеф «Знаменосцу мира — советскому народу слава!» (1954) скульптора Евгения Вучетича, установленный в павильоне
4–6. Павильон Украинской ССР
7. Фрагмент экспозиции
8, 9. Павильон Белорусской ССР.
10. Фрагмент экспозиции
Давайте рассмотрим три крупных павильона ВДНХ, которые находились на одной оси и переосмысляли значение бывшей площади Колхозов.
🏛 Центральный павильон был первым, что видели посетители выставки — его можно разглядеть уже от входа. Как и в случае со многими павильонами, для этого здания можно подыскать «прототип», античное или классицистическое здание, которое его вдохновило. Центральный павильон напоминает об Адмиралтействе и других памятниках ампира в Петербурге: простая геометрия, торжественная уступчатая высотная композиция, которая завершается шпилем, а на шпиле — звезда.
🔨 Практически нет пышного декора. На первом ярусе фасад отделан лепными композициями серпов и молотов, а архитрав — горизонтальная часть антаблемента на капителях колонн — выразительными гирляндами гипсовых фруктов, овощей и медальонов.
🏗 Новый павильон Украины взамен разрушающегося начали строить в 1950 году. Тогда предполагалось, что в некоторых чертах он повторит прежний павильон — прямоугольный в плане с фасадом из гипсовых плит, черепичной крышей. Однако в ходе строительных работ 1950-х годов почти все проекты претерпели серьезные изменения. За работами наблюдал непосредственно Никита Хрущев, который с конца 30-х годов возглавлял Украину. Первый павильон (еще на выставке до войны) ему очень не понравился: «Украина — житница Советского Союза, а павильон — хуже павильона Москвы!». В результате получился очень праздничный и яркий павильон, с большим количеством керамических плит с декорацией и лепниной. Основная тема — сельскохозяйственная.
🧩 Павильон Белоруссии тоже перестроили в 1950-е. Вместо деревянного здания, напоминавшего крестьянский дом, построили выразительное архитектурное сооружение. Можно заметить, что на выставке часто чередуются павильоны, в которых вход прямо с аллеи, и павильоны, которые как бы отступают назад, так что перед входом появляется специальное пространство. Белорусский павильон — один из последних. Вход в павильон расположен в лоджии на открытом полукруглом дворике, замкнутом колоннадой-портиком. До середины 1960-х годов его украшали скульптурные группы «Воин Красной армии и белорусский партизан» и «Рабочий и колхозница».
▪️ На втором ярусе установили пять аллегорических скульптур: механизатора, колхозницы со снопом, охотника, доярки и ученого-агронома.
🔲 Внутреннее пространство павильона разделено на два зала. Большой вводный зал перекрыт куполом, покоящимся на колоннах. В 1954–1955 годах в его центре находилась скульптурная группа «В. И. Ленин и И. В. Сталин».
🔷 Во втором зале располагалась основная экспозиция. Он был П-образный в плане с мозаичным полом, колоннами с отделкой искусственным мрамором, лепными потолками.
1, 2. Павильон РСФСР
3, 4. Фрагменты экспозиции
5, 6. Павильон Московской области
7. Панорама Москвы в павильоне (на первом плане — не построенная восьмая высотка)
8. Павильон Ленинграда и Северо-Запада
9. Фрагмент экспозиции
10. Горельеф «Праздничный Ленинград»
Теперь давайте рассмотрим павильоны российских регионов.
🏛 Павильон РСФСР решен в классических формах. В центре главного фасада — шестиколонный портик. В капителях коринфского ордера вместо цветка был заключен орден Отечественной войны. Портик венчала скульптурная композиция из рогов изобилия и расцвеченных золотой смальтой знамен.
⚪️ По бокам главного фасада расположены ротонды, служащие одновременно декоративными балкончиками второго этажа. Над ними возвышаются скульптуры тракториста и колхозницы.
▪️ На боковом фасаде павильона стоит полукруглая апсида, которую поддерживают декоративные портики и лестницы.
🏰 Павильон Московской, Рязанской, Тульской, Калужской и Брянской областей после перестройки стал более строгим. Первый вариант отсылал к башне Кремля с символическими крепостными зубцами — теперь устремленная в небо 47-метровая башня, увенчанная звездой, придала ему легкость и возвышенность. Павильон стал третьим по высоте после Главного павильона и павильона «Механизация и электрификация сельского хозяйства».
🔲 В павильоне было четыре зала: вводный, зал Московской области, зал Рязанской и Тульской областей и зал Калужской и Брянской областей. В 1959 году павильон переориентирован исключительно на экспозицию Московской области.
🔝 В стилистическом решении обновленного павильона «Ленинград и северо-восток РСФСР» проявились традиции русской архитектуры первой половины 19 века. К первоначальному одноэтажному зданию пристроили два крыла с открытыми галереями. На втором ярусе установили колоннаду, которая подчеркнула центральную часть высотой 21 метр.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день