Архитектура Венеции
Венеция в 20 веке: центр архитектурной мысли
Во второй половине 20 века Венеция снова стала центром архитектурной мысли — посмотрим, как это произошло.
1. Жилые дома в районе Санта-Марта, 1920-е
2. Отель Бауэр, Марино Мео, 1949
3. Каса алле Заттере, Игнацио Гарделла, 1958
4. Каса алле Заттере, первоначальный вариант, макет
5, 6. Госпиталь, Ле Корбюзье, 1964
7, 8. Палаццо Нерви Скаттолин, 1970
9, 10. Жилой комплекс Ex-Saffa, Витторио Греготти, 1985–2001
Давайте поговорим об архитектуре Венеции во второй половине 20 века — посмотрим на некоторые проекты, которые делались в эти годы.
🚫 Венеция очень трепетно относится к своему облику, и здесь действуют одни из самых строгих органов охраны наследия во всей Италии. Но новые здания были нужны. Застраивались «окраины» — удаленные от центра части островов, остров Лидо. Не все жители хотели или могли жить в палаццо — в них холодно, за ними нужен тщательный уход, а делать в них ремонт — дорого и очень трудно.
🏗 Один из первых современных жилых кварталов появился еще в 1920-х. Город выкупил старые промышленные территории в районе Санта Марта и построил жилье примерно на 500 квартир для рабочих. Домам придали отчетливо венецианский облик, хотя без особой роскоши.
🍕 Альберт Шпеер, поедающий «pizza capricciosa» — так охарактеризовал Иосиф Бродский соседство нового здания отеля Бауэр и церкви Кампо Сан-Мозе (он вообще не очень любил современную архитектуру). Отель — целая группа зданий в двух шагах от Сан-Марко, которые строились с начала 20 века. На канал выходит неоготическое палаццо. А в глубине — чрезвычайно смелый модернистский кубик, который построил архитектор Марино Мео в 1949.
🔲 Каса алле Заттере. Пятиэтажное жилое здание, редкий пример современной архитектуры в центре города. Часть здания отодвинута назад и насчитывает всего четыре этажа. Главный фасад покрыт штукатуркой под кирпич, отдельные элементы сделаны из белого мрамора. Окна и балконы расположены несимметрично, отсылая к фасадам средневековых венецианских домов. Архитектор Игнацио Гарделла был заметным деятелем Конгресса современных архитекторов, созданного Ле Корбюзье.
🏥 Сам Ле Корбюзье тоже попробовал построить в Венеции. В 1965 году он предложил проект госпиталя, который интересным образом взаимодействовал с венецианской архитектурой. Корбюзье не стал обращаться только к фасадам, а предложил здание, похожее на Венецию по структуре. Это ряд платформ, которые опирались на сваи — бетонные, конечно. Внутри этой структуры возникали свои каналы и площади-кампо, а аналогом палаццо были палаты (всего на 1200 больных). В будущем госпиталь мог бы расширяться и дальше, добавляя новые модули. Проект не был реализован, но к нему позднее обращались многие архитекторы.
➿ Внедрение бетона в Венецию продолжили Пьер Луиджи Нерви и Анджело Скаттолин. Палаццо, которое носит имя этих архитекторов, было построено на месте здания 1880-х для банка. Фасад нового здания тоже интерпретирует готическое кружево окон как равномерную сетку вытянутых проемов, к которым даже добавляются фронтоны. В здании еще много других деталей: от небольшого парапета у земли, который напоминает астрагал (деталь классической архитектуры в виде полукруглой полочки, но обычно они появляются в карнизе) до разнообразных металлических элементов в креплениях бетонных плит, рамах окон и т.д.
🧱 Витторио Греготти в районе, который раньше занимала спичечная фабрика, построил жилой комплекс на 200 квартир. Он использует две типичные венецианские городские структуры — «калле», то есть, улицу и площадь-кампо. Первая очередь была построена в 1985, вторая — 15 лет спустя. Материалы тоже напоминают местные — красный и белый камень. По имени фабрики комплекс назвали Ex-Saffa.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Как Венеция стала центром архитектурной мысли
1. Плакат выставки A proposito del Mulino Stucky, 1975
2. Каталог выставки A proposito del Mulino Stucky, 1975
3. Плакат выставки 1980 года
4. Фасады Strada Novissima
5. Проект Ханса Холляйна
6, 7. Teatro del Mondo, «Театр мира», плавучий павильон, который запустил по каналам Венеции Альдо Росси в биеннале 1979 года
8. Проект Джона Хейдука
Выставка 1985 года
1. Постер — задание для проектирования
2–7. Проекты для Венеции
Выставка 1991 года
1. Фрагмент выставки в британском павильоне
2. Макет книжного павильона
3. Плакат
Венецианская биеннале существовала с начала 20 века, занимая павильоны в садах Джардини, а потом и здания Арсенала. Но только в 70-х архитектуру стали выделять в отдельную выставку, а потом и в отдельную биеннале.
📐 Случилось это благодаря Витторио Греготти, которого в 1974 году назначали директором по изобразительному искусству. В 1975 году он инициировал первую архитектурную выставку внутри биеннале. Она была посвящена закрытой фабрике Mulino Stucky, которая вместе с большой частью острова Джудекка демонстрировала угасание промышленности в городе. Выставка проходила не в Джардини, а в бывших складах рядом с церковью Санта Мария делла Салюте.
▪️ Архитекторы и художники представили разные проекты. Например, американский архитектор-постмодернист Джон Хейдук предлагал выкрасить здание снаружи черным, а внутри белым, на отдельной стене написать названия литературных произведений — как символ противопоставления культурного и промышленного прогресса (проект назывался «Кладбище для праха мыслей»). Напротив, в водах канала на небольшом островке воздвигался павильон с окном — в него видно только фабрику и стену с надписями.
🧩 В 1980 году в Венеции прошла 1-я Международная архитектурная выставка La presenza del passato. Ее директором был Паоло Портогези, и выставка стала одним из поворотных пунктов в истории постмодернизма. Часть выставки, которая получила название Strada Novissima, была задумана как улица, на которой в 20 фасадах объединялись все возможные стили и направления. Эти фасады создавали ведущие архитекторы — Фрэнк Гери, Рем Колхас, Роберт Вентури, Франко Пурини, Рикардо Бофилл. Таким образом они показывали, как может выглядеть город, в котором правила уже не диктует функционализм, капитал и технология, а открыты все двери для творчества.
▪️ Один из самых известных фасадов сделал австриец Ханс Холляйн. Он собрал портик из шести колонн: классической античной, деревянной (как бы доисторической), колонны-небоскреба (проекта Адольфа Лооса 1923 года), висящей в воздухе колонны, «зеленой» экологической, и еще одной античной.
🏛 Темой третьей Биеннале архитектуры 1985 года стала сама Венеция. Архитекторы со всего мира предлагали проекты, как можно перестроить один из самых традиционных и антимодернистских городов мира — причем антимодернизм этот вызван и объективными причинами вроде особенностей ландшафта.
▪️ Выставка, куратором которой стал Альдо Росси, сталкивала две концепции города. Первая, которая нравилась постмодернистам, это сама Венеция — самовоспроизводящаяся, хаотичная, но все равно складывающаяся в целостный и яркий ансамбль. Вторая — модернистская: город, в котором все сделано по плану, но нет жизни. Альдо Росси придумал конкурс, на который участники (больше 1500 заявок) предлагали свои проекты для города, пытаясь угадать природу Венеции и отразить ее современной архитектуре.
🏗 Пятое Биеннале архитектуры прошло в 1991 году. Куратором был Франческо Даль Ко, выпускник Университета архитектуры Венеции IUAV, в котором учились многие известные архитекторы (это одна из первых архитектурных школ Италии, возникшая в 1926 году). Здесь снова исследовалось взаимодействие современных проектов биеннале и традиционной Венеции, но уже ставился вопрос о роли самой биеннале для города: могут ли проекты, показанные на выставке, на самом деле изменить город, который никак не хочет меняться. Среди самых интересных проектов — здание Книжного павильона, спроектированное Джеймсом Фрейзером Стирлингом, и выставка 43 архитектурных школ со всего мира Corderie dell'Arsenale.
▪️ Впрочем, ни один проект не удалось реализовать. Зато впервые к участию пригласили национальные павильоны (до этого выставки в них проходили только в рамках биеннале искусства). Все показывали лучших: Швейцария — Эрцога и де Мерона, США — Айзенмана и Фрэнка Гери, Австрия — Coop Himmelb(l)au — сегодня выставки в национальных павильонах иногда считают даже более интересными, чем кураторский проект, который занимает Арсенал.
1. Карло Скарпа (1906–1978)
2. Шоу-рум «Оливетти»
3–7. Ка-Фоскари
8–10. Фонд Кверини Стампалья
1–3. Фонд Кверини Стампалья
4, 5. Скульптурный сад
6–10. Дом Скаттурина
Теперь обсудим проекты итальянского архитектора Карло Скарпы. Он интересен тем, что по-новому переосмысливал исторические здания и проводил необычные реконструкции.
📐 Родился в Венеции в 1906 году, и несколько самых интересных его проектов тоже сделаны здесь. Кроме того, он был деканом IUAV (Университет Венеции) с 1972 по 1975 годы. Его стиль покоится на двух главных архитектурных традициях Венеции — глубокая теория, которую развивали такие архитекторы, как Палладио и Скамоцци, и любовь к сложной форме, декоративности.
Вот несколько ярких проектов Скарпы 👇
⌨️ Шоу-рум «Оливетти». В Венеции было совсем не просто найти место для нового проекта, поэтому у Скарпы много интерьеров. Но в них он работает так тщательно, как будто проектирует виллу или палаццо, в которой каждая деталь проработана. Торговый павильон компании, производящей пишущие и счетные машинки, построен в длинном темном переулке на краю площади Сан-Марко. Самая известная деталь проекта — лестница. Скарпа сделал так, что мы не видим, как ступеньки крепятся, они как бы висят сами по себе. Сдвигаясь в стороны, они иногда становятся полками. И немного похожи на движения каретки печатной машинки, которую надо регулярно сдвигать в начало строки.
✨ Ка-Фоскари. В 1936 году Карло Скарпа отреставрировал разные части здания, включая большой зал. Через 20 лет он превратил большой зал в зал для лекций. Архитектор использовал в интерьере тонкую деревянную обшивку, мрамор, добавил новые диагональные формы. В зале он построил коридор из дерева и стекла, добавив к нему что-то вроде фойе. Деревянные стойки, которые держат перегородку, сделаны из многих элементов, напоминая о ремесленной культуре. Здесь также видно, что Скарпа вдохновляется творчеством Фрэнка Ллойда Райта.
💦 Фонд Кверини Стампалья. Историческая резиденция знатной семьи Кверини была переоборудована в культурный центр. Скарпа перестроил вход (мостик через канал ведет в окно, которое стало дверью) и внутренний двор, украсив его многоуровневыми резервуарами из меди и алебастра. Одной из задач Скарпы была расчистка первого уровня палаццо с выходом к каналу (их называют portego) от перегородок, которые добавили в 19 веке. Скарпа сделал не только это, но и усилил контакт с водой. От мостика через холл ведет каменный подиум — в «высокую воду», acqua alta, первый этаж подтапливает — тогда людей защищает подиум. Тема воды продолжается во внутреннем дворике с садом, где журчат фонтаны. Здесь можно даже в малозаметных уголках заметить страсть Скарпы к отделению каждого элемента конструкции — линией, материалом, отступом, сдвигом, щелью — продолжение традиции классики, в которой каждый элемент ордера имел значение. Апофеозом этого подхода стала знаменитая дверь из плиты травертина сложной формы. Вырез слева вверху можно использовать как ручку. Как говорил сам Скарпа, у этой двери «материал был таким же, как у стен, однако вы понимаете, что это дверь, так как на это указывает сочленение стыков между стеной и дверью».
🌳 Скульптурный сад. Спроектирован для внутреннего двора итальянского павильона в садах Джардини, где проходит Венецианская биеннале. Здесь Скарпа создает пространство из четырех элементов, как будто почти независимых друг от друга. Три массивных пилона вырастают из земли и стоят на таком расстоянии друг от друга, что их трудно принять за части одной конструкции. Навес сложной формы, как это любит Скарпа, установлен на пилоны так, что мы не видим места соединения — он просто висит над ними. При ярком солнце вырезы навеса дают на полу сада интересные криволинейные тени, а вода отбрасывает блики.
💼 Дом Скаттурина. Скарпа создал проект для адвоката Луиджи Скаттурина. Пространство разделено на кабинеты юридической конторы, общие помещения в центре и частную зону сзади. Большая часть стен покрыта венецианской штукатуркой. На потолке нарисованы узоры охрой, кирпично-красным и голубовато-серым оттенками. Они играют при свете, проникающем через окна с деревянными створками.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день