angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Архитектура Венеции

Архитектура Венеции от Наполеона до Муссолини

С 18 века Венеция перестает быть морской державой и политической силой. Зато становится одним из главных европейских культурных центров — проследим эту эволюцию.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1, 2. Сан-Симеон-Пикколо
3. Ла Фениче
4, 5. Прокурация Новиссимо
6. Церковь Ла Маддалена
7, 8. Сан-Никола-да-Толентино
9. Палаццо Патриаркале

Давайте обсудим архитектуру Венеции со времен Наполеона до Муссолини. И начнем с раннего 19 века.

🎊 С 18 века Венеция постепенно перестает быть морской державой и политической силой. Зато становится одним из главных европейских культурных центров. Венецианский карнавал, опера, живопись, предметы роскоши (в Венеции были не только моряки и политики, но и выдающиеся ремесленники), сама история города привлекали толпы туристов из Англии, Франции и других стран.

📜 Политическую независимость Венеция окончательно утратила лишь тогда, когда ее завоевал Наполеон. Он сперва отдал Венецию Австрии, потом забрал обратно и присоединил к Итальянскому королевству. После поражения Наполеона Венеция опять попала под контроль Австрии, а потом — снова стала частью Итальянского королевства, у истоков которого стояло движение Гарибальди.

🧩 Сан-Симеон-Пикколо. Неоклассическая церковь с овальным куполом. Вдохновением для разных элементов послужили не только римский Пантеон, но церкви самой Венеции — в портике есть что-то от Палладио, в несоразмерно большом куполе — от собора Сан-Марко или от Санта-Мария-делла-Салюте.

🎵 Ла Фениче. Французское влияние привело в Венецию новый стиль — спокойный, уравновешенный неоклассицизм, который стремится к очень простым и ясным композициям, пропорциям и максимально далек от любимой венецианцами праздничности. Хороший пример — фасад здания в неоклассическом стиле с колоннадой — единственной частью здания оперы, которая выжила после двух сильных пожаров в середине 19 и конце 20 века. Еще фасад украшают статуи муз трагедии и танца — Мельпомены и Терпсихоры. Над ними — маски комедии и трагедии. Здесь играли произведения Россини, Доницетти, Верди.

⚔️ Прокурация Новиссимо. Достроена к Новой Прокурации в эпоху Наполеона. Из нескольких проектов, среди которых были радикальные варианты, выбрали тактичный по отношению к уже существующим зданиям проект Джованни Антонио Антолини с двухэтажной лоджией и парадной лестницей в задней части. Фасад мансарды облицован барельефными панелями с классическими мотивами, между ними установлены статуи с изображениями античных героев и государственных деятелей, воплощавших наполеоновские идеалы.

⚪️ Церковь Ла Маддалена. Церковь здесь стояла еще с 13 века, но в конце 18 века ее полностью перестроили по проекту Томмазо Теманза, который вдохновлялся римским Пантеоном. Получилась церковь шестиугольная в плане, с четырьмя боковыми часовнями и пресвитерием. Интересно, что портал украшен масонскими символами — возможно, это связано с тем, что семья изначальных владельцев церкви принадлежали к ордену тамплиеров.

💣 Сан-Никола-да-Толентино. Большая церковь с огромным отдельно стоящим коринфским портиком, единственная в Венеции, спроектированная Андреа Тирали. В 1849 году во время обстрела австрийской артиллерией пушечное ядро пробило купол и упало недалеко от главного алтаря. В память об этом эпизоде ядро вмуровано в фасад здания. Портик очень красивый и слегка напоминает церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже Жака-Жермена Суффло.

🏗 Палаццо Патриаркале. Неоклассическое здание, построено в 19 веке как новая штаб-квартира Венецианского патриархата. После утраты суверенитета отпала необходимость в дожах, и Сан-Марко, наконец, стал городским собором. Новая резиденция главы церкви расположена ближе к собору. Влияние французского неоклассицизма бросается в глаза. Плоские коринфские пилястры, карнизы и балюстрады для украшения окон, предельно простой первый этаж и богатый аттик — совершенно парижская архитектура, только размер и напоминает о венецианских палаццо.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Венеция в конце 19 века, коллекция фотографий. Технология — фотохром, литография на основе фотографии

1. Эденский сад
2. Вилла Эрио
3. Каза-деи-Тре-Очи
4. Палаццо Кавалли-Франкетти
5. Молино Стаки
6. Hotel des Bains
7, 8. Grand Hotel Ausonia & Hungaria
9. Церковь Святого Георгия
10. Пескария

Теперь поговорим об архитектуре Венеции позднего 19 века.

🚜 Наполеон не только лишил Венецию политической самостоятельности, но направил развитие города в другую сторону. Вся эта теснота казалась ему средневековой дикостью, на некоторых окраинных островах (например, за Арсеналом) и даже в самом центре, у Сан-Марко, сносили дома и строили парки. Появлялось пространство для новых идей и для более глубокой переработки истории города, его образов. Приезжали в Венецию и иностранцы, которые меняли ее архитектурный облик.

🌲 Эденский сад. Плод любви англичан к Венеции — вилла со знаменитым садом на острове Джудекка, которыми владел английский аристократ Фредерик Иден. Сад он спроектировал сам в 1884 году и долгое время владел виллой. В саду было множество ивовых беседок, увитых розами, кипарисовая аллея, дорожки вокруг сада были выложены местными ракушками. Видно, что англичанин вдохновлялся одновременно и романтичным венецианским островом-кладбищем Сан-Микеле (превращение его в кладбище — тоже решение Наполеона), и живописью Бёклина (вспомните его острова смерти). В этом небольшом поместье гостили в разное время Марсель Пруст, Райнер Мария Рильке, Генри Джеймс. А с 1970-х до своей смерти им владел Хундертвассер.

🇫🇷 Вилла Эрио. Построена по заказу француза Эрио, с эклектичной архитектурой и большим количеством декоративных элементов — плиток, колонн и так далее. По форме и по идее — ближе даже не к палаццо, а к вилле. Стиль — игривый бельгийский модерн, играющий с деталями в венецианском стиле.

🧱 Каза-деи-Тре-Очи. Еще один пример неоготики, но с сильной примесью модерна. Фактура стены перекликается с фасадом Дворца дожей на другом берегу канала.

🔨 Палаццо Кавалли-Франкетти. Палаццо было построено еще в 16 века, но в конце 19 века было радикально перестроено. Готическая венецианская архитектура стала неоготической — очень четкой, регулярной, белые элементы на красном ярко светятся.

🌾 Молино Стаки. В Венеции не только веселились и отдыхали. В городе должна была появиться и современная промышленность. Ее привез швейцарец — неоготическое здание, построенное в конце 19 века по его заказу, было промышленной мельницей и макаронной фабрикой. Сегодня там разместился отель сети Хилтон.

🛏 Hotel des Bains. Бум строительства отелей настиг Венецию поздно. Все хотели жить в палаццо, а на островах мало места. Но турпоток рос и пришлось строить крупные здания — место находилось на окраинах, например, на острове Лидо. Отель открыли в 1900 году для богатых туристов. Здесь были все новшества того времени: электричество, водопровод, лифты, обогреватели и ванные комнаты. Сначала предлагалось только 50 комнат, затем их количество выросло до 151 комнаты. Здесь останавливался Томас Манн (и вдохновился им при написании «Смерти в Венеции»).

🌊 Grand Hotel Ausonia & Hungaria. Отель в стиле модерн, или, как было принято говорить в Италии — стиле либерти. Расположен тоже на Лидо. В пятиэтажном здании было 130 комнат, включая 82 спальни. Через пять лет после открытия фасад покрыли майоликой и разноцветными барельефами голубых, светло-зеленых и охристых тонов, напоминающих цвета пляжа и морской воды.

✝️ Церковь Святого Георгия. Англиканская приходская церковь, входящая в европейскую епархию. Ее основатель Джон Дэвис Мереуэзер до строительства церкви проводил службы в своей квартире в Палаццо Контарини-Корфу. Это здание — бывший склад компании стеклодувов. Стиль немного напоминает романтическое прочтение раннего Ренессанса, как у Лабруста в его библиотеках.

🐟 Пескария. Здание рыбного рынка (туристический аттракцион, а не настоящий базар) в неоготическом стиле, скорее карикатурное, уж очень все упрощено. Напоминает средневековую лоджию с большими остроконечными арками, двойными угловыми колоннами, а также с шестью внутренними и двенадцатью внешними колоннами, поддерживающими деревянный потолок и покатую крышу.

1. Джардини с павильонами
2. Российский павильон, Алексей Щусев, 1914 г
3. Вокзал, на первом плане остановка (дебаркадер) главного общественного транспорта Венеции — корабликов вапоретто
4. Аэропорт Венеция-Лидо
5. Палаццо дель Синема
6. Понте-делла-Либерта
7, 8. Гараж на пьяцелле Рома
9. Муссолини в Венеции, 1937 год

Давайте посмотрим на архитектуру Венеции времен Муссолини.

⬛️ Отношения Венеции с фашизмом были хорошими — склонное к ностальгии общество Венеции одним из первых поддержало Муссолини. А вот модернистов в Венеции не очень ждали, но им все-таки удалось протиснуться.

🌳 Giardini della Biennale. Парковая зона, созданная еще при Наполеоне. С конца 19 века здесь проводятся Венецианские биеннале — художественные выставки, одно из главных культурных событий всей Европы (венецианский ответ всемирным выставкам). Именно здесь представила себя группа миланских художников, тесно связанных с фашизмом, назвавшаяся Новеченто («Новый век») в 1924 году. В группу входили, например, художники Джакомо Балла и Джордже де Кирико, будущий основоположник итальянского дизайна архитектор Джо Понти.

🚪 Hotel Excelsior Venice Lido Resort. Остров Лидо продолжал развиваться как современный курорт и культурный центр одновременно. Отель отсылает к роскошным палаццо прошлого. Здесь останавливаются кинозвезды во время Венецианского фестиваля.

🎬 Палаццо дель Синема. Место проведения Венецианского кинофестиваля. Здание построили в 1930-е и потом постоянно расширяли, добавляя новые залы, кинотеатры и прочую инфраструктуру, необходимую для фестиваля. Периодически велись попытки построить новое здание, но по разным причинам это пока не удалось.

✈️ Аэропорт Венеция-Лидо. Модернистское здание построено в 1930-е. Благодаря аутентичному виду здесь часто устраивают тематические вечеринки, проводят киносъемки.

🚈 Венеция — Санта-Лучия. Индустриализация Италии требовала связать Венецию с материком. Железную дорогу провели еще в 1860-х, для чего снесли монастырь и церковь, давшие название вокзалу. При Муссолини вокзал расширили. Модернистское здание начал проектировать архитектор-рационалист Ангиоло Маццони еще в 1924 году. Позже проект дорабатывали Вирджилио Валло и Пол Перилли.

🚗 Понте-делла-Либерта. Автомобильный мост соединяет материк и остров Риальто. Спроектирован в 1932 году инженером Эудженио Миоцци, открыт Бенито Муссолини в 1933 году под названием Понте Литторио («мост ликтора»). После окончания фашистской диктатуры его переименовали.

🚌 Пьяццале-Рома. Единственное место в центре Венеции, доступное для автобусов и автомобилей. Служит главным автовокзалом Венеции, отсюда на автобусе можно добраться до аэропортов Марко Поло и Тревизо. Большое модернистское здание, которое стоит на площади — гараж с винтовыми пандусами.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
9100₽ 4550₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;