angle-down facebook instagram vkontakte warning

Архитектура Венеции

Архитектура Венеции от Наполеона до Муссолини

С 18 века Венеция перестает быть морской державой и политической силой. Зато становится одним из главных европейских культурных центров — проследим эту эволюцию.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1, 2. Сан-Симеон-Пикколо
3. Ла Фениче
4, 5. Прокурация Новиссимо
6. Церковь Ла Маддалена
7, 8. Сан-Никола-да-Толентино
9. Палаццо Патриаркале

Давайте обсудим архитектуру Венеции со времен Наполеона до Муссолини. И начнем с раннего 19 века.

🎊 С 18 века Венеция постепенно перестает быть морской державой и политической силой. Зато становится одним из главных европейских культурных центров. Венецианский карнавал, опера, живопись, предметы роскоши (в Венеции были не только моряки и политики, но и выдающиеся ремесленники), сама история города привлекали толпы туристов из Англии, Франции и других стран.

📜 Политическую независимость Венеция окончательно утратила лишь тогда, когда ее завоевал Наполеон. Он сперва отдал Венецию Австрии, потом забрал обратно и присоединил к Итальянскому королевству. После поражения Наполеона Венеция опять попала под контроль Австрии, а потом — снова стала частью Итальянского королевства, у истоков которого стояло движение Гарибальди.

🧩 Сан-Симеон-Пикколо. Неоклассическая церковь с овальным куполом. Вдохновением для разных элементов послужили не только римский Пантеон, но церкви самой Венеции — в портике есть что-то от Палладио, в несоразмерно большом куполе — от собора Сан-Марко или от Санта-Мария-делла-Салюте.

🎵 Ла Фениче. Французское влияние привело в Венецию новый стиль — спокойный, уравновешенный неоклассицизм, который стремится к очень простым и ясным композициям, пропорциям и максимально далек от любимой венецианцами праздничности. Хороший пример — фасад здания в неоклассическом стиле с колоннадой — единственной частью здания оперы, которая выжила после двух сильных пожаров в середине 19 и конце 20 века. Еще фасад украшают статуи муз трагедии и танца — Мельпомены и Терпсихоры. Над ними — маски комедии и трагедии. Здесь играли произведения Россини, Доницетти, Верди.

⚔️ Прокурация Новиссимо. Достроена к Новой Прокурации в эпоху Наполеона. Из нескольких проектов, среди которых были радикальные варианты, выбрали тактичный по отношению к уже существующим зданиям проект Джованни Антонио Антолини с двухэтажной лоджией и парадной лестницей в задней части. Фасад мансарды облицован барельефными панелями с классическими мотивами, между ними установлены статуи с изображениями античных героев и государственных деятелей, воплощавших наполеоновские идеалы.

⚪️ Церковь Ла Маддалена. Церковь здесь стояла еще с 13 века, но в конце 18 века ее полностью перестроили по проекту Томмазо Теманза, который вдохновлялся римским Пантеоном. Получилась церковь шестиугольная в плане, с четырьмя боковыми часовнями и пресвитерием. Интересно, что портал украшен масонскими символами — возможно, это связано с тем, что семья изначальных владельцев церкви принадлежали к ордену тамплиеров.

💣 Сан-Никола-да-Толентино. Большая церковь с огромным отдельно стоящим коринфским портиком, единственная в Венеции, спроектированная Андреа Тирали. В 1849 году во время обстрела австрийской артиллерией пушечное ядро пробило купол и упало недалеко от главного алтаря. В память об этом эпизоде ядро вмуровано в фасад здания. Портик очень красивый и слегка напоминает церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже Жака-Жермена Суффло.

🏗 Палаццо Патриаркале. Неоклассическое здание, построено в 19 веке как новая штаб-квартира Венецианского патриархата. После утраты суверенитета отпала необходимость в дожах, и Сан-Марко, наконец, стал городским собором. Новая резиденция главы церкви расположена ближе к собору. Влияние французского неоклассицизма бросается в глаза. Плоские коринфские пилястры, карнизы и балюстрады для украшения окон, предельно простой первый этаж и богатый аттик — совершенно парижская архитектура, только размер и напоминает о венецианских палаццо.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Венеция в конце 19 века, коллекция фотографий. Технология — фотохром, литография на основе фотографии

1. Эденский сад
2. Вилла Эрио
3. Каза-деи-Тре-Очи
4. Палаццо Кавалли-Франкетти
5. Молино Стаки
6. Hotel des Bains
7, 8. Grand Hotel Ausonia & Hungaria
9. Церковь Святого Георгия
10. Пескария

Теперь поговорим об архитектуре Венеции позднего 19 века.

🚜 Наполеон не только лишил Венецию политической самостоятельности, но направил развитие города в другую сторону. Вся эта теснота казалась ему средневековой дикостью, на некоторых окраинных островах (например, за Арсеналом) и даже в самом центре, у Сан-Марко, сносили дома и строили парки. Появлялось пространство для новых идей и для более глубокой переработки истории города, его образов. Приезжали в Венецию и иностранцы, которые меняли ее архитектурный облик.

🌲 Эденский сад. Плод любви англичан к Венеции — вилла со знаменитым садом на острове Джудекка, которыми владел английский аристократ Фредерик Иден. Сад он спроектировал сам в 1884 году и долгое время владел виллой. В саду было множество ивовых беседок, увитых розами, кипарисовая аллея, дорожки вокруг сада были выложены местными ракушками. Видно, что англичанин вдохновлялся одновременно и романтичным венецианским островом-кладбищем Сан-Микеле (превращение его в кладбище — тоже решение Наполеона), и живописью Бёклина (вспомните его острова смерти). В этом небольшом поместье гостили в разное время Марсель Пруст, Райнер Мария Рильке, Генри Джеймс. А с 1970-х до своей смерти им владел Хундертвассер.

🇫🇷 Вилла Эрио. Построена по заказу француза Эрио, с эклектичной архитектурой и большим количеством декоративных элементов — плиток, колонн и так далее. По форме и по идее — ближе даже не к палаццо, а к вилле. Стиль — игривый бельгийский модерн, играющий с деталями в венецианском стиле.

🧱 Каза-деи-Тре-Очи. Еще один пример неоготики, но с сильной примесью модерна. Фактура стены перекликается с фасадом Дворца дожей на другом берегу канала.

🔨 Палаццо Кавалли-Франкетти. Палаццо было построено еще в 16 века, но в конце 19 века было радикально перестроено. Готическая венецианская архитектура стала неоготической — очень четкой, регулярной, белые элементы на красном ярко светятся.

🌾 Молино Стаки. В Венеции не только веселились и отдыхали. В городе должна была появиться и современная промышленность. Ее привез швейцарец — неоготическое здание, построенное в конце 19 века по его заказу, было промышленной мельницей и макаронной фабрикой. Сегодня там разместился отель сети Хилтон.

🛏 Hotel des Bains. Бум строительства отелей настиг Венецию поздно. Все хотели жить в палаццо, а на островах мало места. Но турпоток рос и пришлось строить крупные здания — место находилось на окраинах, например, на острове Лидо. Отель открыли в 1900 году для богатых туристов. Здесь были все новшества того времени: электричество, водопровод, лифты, обогреватели и ванные комнаты. Сначала предлагалось только 50 комнат, затем их количество выросло до 151 комнаты. Здесь останавливался Томас Манн (и вдохновился им при написании «Смерти в Венеции»).

🌊 Grand Hotel Ausonia & Hungaria. Отель в стиле модерн, или, как было принято говорить в Италии — стиле либерти. Расположен тоже на Лидо. В пятиэтажном здании было 130 комнат, включая 82 спальни. Через пять лет после открытия фасад покрыли майоликой и разноцветными барельефами голубых, светло-зеленых и охристых тонов, напоминающих цвета пляжа и морской воды.

✝️ Церковь Святого Георгия. Англиканская приходская церковь, входящая в европейскую епархию. Ее основатель Джон Дэвис Мереуэзер до строительства церкви проводил службы в своей квартире в Палаццо Контарини-Корфу. Это здание — бывший склад компании стеклодувов. Стиль немного напоминает романтическое прочтение раннего Ренессанса, как у Лабруста в его библиотеках.

🐟 Пескария. Здание рыбного рынка (туристический аттракцион, а не настоящий базар) в неоготическом стиле, скорее карикатурное, уж очень все упрощено. Напоминает средневековую лоджию с большими остроконечными арками, двойными угловыми колоннами, а также с шестью внутренними и двенадцатью внешними колоннами, поддерживающими деревянный потолок и покатую крышу.

1. Джардини с павильонами
2. Российский павильон, Алексей Щусев, 1914 г
3. Вокзал, на первом плане остановка (дебаркадер) главного общественного транспорта Венеции — корабликов вапоретто
4. Аэропорт Венеция-Лидо
5. Палаццо дель Синема
6. Понте-делла-Либерта
7, 8. Гараж на пьяцелле Рома
9. Муссолини в Венеции, 1937 год

Давайте посмотрим на архитектуру Венеции времен Муссолини.

⬛️ Отношения Венеции с фашизмом были хорошими — склонное к ностальгии общество Венеции одним из первых поддержало Муссолини. А вот модернистов в Венеции не очень ждали, но им все-таки удалось протиснуться.

🌳 Giardini della Biennale. Парковая зона, созданная еще при Наполеоне. С конца 19 века здесь проводятся Венецианские биеннале — художественные выставки, одно из главных культурных событий всей Европы (венецианский ответ всемирным выставкам). Именно здесь представила себя группа миланских художников, тесно связанных с фашизмом, назвавшаяся Новеченто («Новый век») в 1924 году. В группу входили, например, художники Джакомо Балла и Джордже де Кирико, будущий основоположник итальянского дизайна архитектор Джо Понти.

🚪 Hotel Excelsior Venice Lido Resort. Остров Лидо продолжал развиваться как современный курорт и культурный центр одновременно. Отель отсылает к роскошным палаццо прошлого. Здесь останавливаются кинозвезды во время Венецианского фестиваля.

🎬 Палаццо дель Синема. Место проведения Венецианского кинофестиваля. Здание построили в 1930-е и потом постоянно расширяли, добавляя новые залы, кинотеатры и прочую инфраструктуру, необходимую для фестиваля. Периодически велись попытки построить новое здание, но по разным причинам это пока не удалось.

✈️ Аэропорт Венеция-Лидо. Модернистское здание построено в 1930-е. Благодаря аутентичному виду здесь часто устраивают тематические вечеринки, проводят киносъемки.

🚈 Венеция — Санта-Лучия. Индустриализация Италии требовала связать Венецию с материком. Железную дорогу провели еще в 1860-х, для чего снесли монастырь и церковь, давшие название вокзалу. При Муссолини вокзал расширили. Модернистское здание начал проектировать архитектор-рационалист Ангиоло Маццони еще в 1924 году. Позже проект дорабатывали Вирджилио Валло и Пол Перилли.

🚗 Понте-делла-Либерта. Автомобильный мост соединяет материк и остров Риальто. Спроектирован в 1932 году инженером Эудженио Миоцци, открыт Бенито Муссолини в 1933 году под названием Понте Литторио («мост ликтора»). После окончания фашистской диктатуры его переименовали.

🚌 Пьяццале-Рома. Единственное место в центре Венеции, доступное для автобусов и автомобилей. Служит главным автовокзалом Венеции, отсюда на автобусе можно добраться до аэропортов Марко Поло и Тревизо. Большое модернистское здание, которое стоит на площади — гараж с винтовыми пандусами.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
9100₽ 4550₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;