Архитектура Венеции
Венеция эпохи Возрождения
В 16–17 веках Венеция начинает терять влияние, и тогда же туда добираются идеи Возрождения — узнаем, как это поменяло город.
1. Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей, Джованни Антонио Каналь, известный также под именем Каналетто. Бучинторо — венецианская церемониальная галера, важнейший элемент церемонии обручения дожа с Адриатическим морем — своего рода «дня города» в Венеции
2. Похищение тела Св. Марка, Тинторетто, 1562–1566 — картина написана для Скуола Сан Марко. Площадь Александрии, откуда крали мощи святого, напоминает обновленную площадь Сан-Марко
3. Арсенал, Венеция, 15–16 век
4. Скуола Сан-Марко, Венеция, 15–16 век
5. Оптические иллюзии на фасаде Скуолы Сан-Марко
6. Сан-Рокко, Венеция, 16 век
7. Большой зал Сан-Рокко
8. Библиотека Марчиана, Венеция, 15 век
9. Лоджетта, Венеция, 16 век
10. Старый и Новые Прокурации, Венеция, 16 век
Давайте обсудим архитектуру Венеции эпохи Возрождения. И начнем с общественных зданий.
📉 В 16–17 веках удача покинула Венецию. Ее соперники — Оттоманская империя, сменившая Византию, итальянские и европейские государства стали сильнее. Открывались новые торговые пути. Португалия, Испания, Англия, Франция вытесняли венецианцев.
💰 Тем не менее, Венеция становится ярче и параднее, чем когда-либо. Роскошные одежды, дорогие украшения, торжества — подсчитано, что с учетом религиозных и государственных праздников какой-нибудь парад проходил в Венеции раз в пять дней.
👀 С некоторым опозданием до Венеции добираются идеи и идеалы Возрождения. Это не только новый стиль в искусстве и архитектуре, но новое понимание человека, государства, культуры. Поэтому в Венеции появляется много общественных зданий с современной архитектурой.
🚪 Главные ворота Арсенала — Порта Магна. Построены около 1460 года и считаются одним из первых примеров венецианского Возрождения. За основу взяли римскую триумфальную арку Сергия в Пуле. Двух львов по бокам привезли из Греции и добавили позже — на одном из них до сих пор остались руны, нацарапанные скандинавскими наемниками в Константинополе.
👨🎓 Скуолы были особенным венецианским типом корпорации — чем-то средним между клубом и партией. Они уравновешивали роль Совета и дожей, влияя на жизнь города через благотворительность, организацию праздников. Постепенно скуолы вовлекались в культурную деятельность, играя ту же роль, что итальянские меценаты в искусстве, науках, архитектуре, музыке.
🙏 Скуола Сан-Марко. Построена в 1485 году на месте сгоревшей скуолы братства святого Марка 13 века. Как в изначальном здании, здесь располагались больница, приют, учебные классы. Восстановление прошло за счет членов братства. Архитектура праздничная, богатая, под большим влиянием Византии. Некоторые детали напоминают Архангельский собор Кремля.
✝️ Скуола Сан-Рокко. Резиденция братства святого Рокко, который в народе считается защитником от чумы. Строительство оплатили богатые члены братства. Традиционные для скуол два зала — один на первом, другой на втором этаже. Скуола подрядила расписывать залы Тинторетто — одна из лучших коллекций работ художника. Фасад Скуолы совмещает готические и ренессансные черты, и слишком перегружен деталями по сравнению с новыми палаццо Флоренции, Милана и Рима.
📚 Библиотека Марчиана. Знаменитая библиотека напротив Дворца дожей, основу которой составила коллекция кардинала Виссариона. Это длинная двухэтажная лоджия с аркадами из колонн в духе Себастьяно Серлио. Радикальное преображение площади Сан-Марко — важнейший для города проект. Несколько новых зданий задали ей рациональную ренессансную геометрию и оформили в новом духе.
🏛 Лоджетта. Маленькое здание на границе площади Сан-Марко и Пьяцетты, примыкает к основанию колокольни Святого Марка. Двухярусный фасад на нижнем уровне оформлен тремя арками. На верхнем ярусе сделали пилястры и рельефы. Лоджетта неоднократно разрушалась, но всякий раз ее восстанавливали.
🧱 Прокурации. Три здания по периметру площади Сан-Марко: Старая прокуратура, Новая прокуратура и Новейшая прокуратура. Старая прокуратура построена в в начале 16 века. В ней располагались квартиры для аренды, которые обеспечивали ведомство. В Новой прокуратуре располагались резиденции прокураторов. Новейшая прокуратура построена французскими властями в начале 19 века.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О главном архитекторе Венеции
1, 2. Санта-Мария-деи-Мираколи, Венеция, 1481–1489
3. Сан-Заккариа, Венеция, фасад 1458–1515
4. Сан-Себастьяно, Венеция, 1548
5. Главные украшения церкви — фрески Паоло Веронезе на религиозные темы, но есть здесь и Тинторетто с Тицианом
6. Сан-Франческо-делла-Винья, фасад Палладио 1562–1572 годах — из-за тесноты многие памятники Венеции оказываются перед нами неожиданно, как сюрприз
7. Интерьер Сан-Франческо-делла-Винья, созданный Якопо Сансовино
8, 9. Церковь Скальци, Венеция, 1672
10. Санта-Мария-делла-Салюте, Венеция, 1631–1681
Теперь поговорим о знаменитых венецианских церквях. Ренессансные церкви Венеции легко узнать по белому материалу стен (мрамор, известняк или штукатурка). А еще — они гораздо чаще ориентируются не на кампо, а на канал. Это знак того, что церковь воспринимали как часть парадной жизни города.
🔷 Санта-Мария-деи-Мираколи. Известна как «мраморная церковь» из-за облицовки мраморной плиткой. На фасаде — пилястры и полукруглый фронтон. Декоративное богатство, роза во фронтоне, сбивка в пропорциях арочной декорации на втором уровне — признаки того, что Возрождение для Венеции пока еще архитектурная мода, а не строгая теория.
🔝 Сан-Заккариа. Интересна тем, что начала строиться как готическая церковь, а со второго этажа и выше фасад оформлен уже ренессансным декором. При этом в интерьере сохранилась готическая планировка.
🏹 Сан-Себастьяно. Здесь уже видно, что архитектор глубже проникся идеями Возрождения, но слегка не справился с пропорциями. Фасад слегка сплющен по вертикали, фронтоны над верхними окнами сталкиваются с карнизом. Построена в честь святого, который считался защитником от болезней — в первую очередь от чумы. Раньше на этом месте располагался хоспис для тяжелобольных. На фронтоне минималистичного фасада изображена фигура святого Себастьяна, пронзенного стрелами. Также фигурки святых Себастьяна и Иеронима стоят рядом со входом в церковь.
🏛 Сан-Франческо-делла-Винья. Раньше на этом месте стояла трехнефная готическая церковь. К 16 веку она разрушилась, и вместо нее новый храм построил Якопо Сансовино, один из главных архитекторов Венеции этой эпохи. Фасад создал Андреа Палладио. Он придумал новый способ применить античный ордер в христианской церкви: установил портик с фронтоном на высокой центральной части, как бы разрезающий более широкий фронтон, покрывающий боковые нефы.
➿ Церковь Скальци. Построена уже в эпоху позднего барокко в конце 17 века. Богато декорированный фасад украшен статуями. Архитектор Бальдассаре Лонгена открывает для Венеции барокко.
⚪️ Санта-Мария-делла-Салюте. Построена в 17 веке в благодарность за избавление города от чумы. Здание представляет собой восьмигранник, на котором установлен купол. Еще один купол, поменьше, находится над алтарной частью, которая выступает из октагона.
1. Ка' Вендрамин Калерги, Венеция, 16 век
2. Фондако-деи-Тедески, Венеция, 13 век, перестроен в 16 веке
3. Фрагменты фресок Тициана, снятые со стен Тедески
4. Палаццо Дольфин-Манин, Венеция, 16 век
5. Боковой вход в Дольфин-Манин
6. Корнер делла Ка' Гранда, Венеция, 16 век
7. Палаццо Гримани, Венеция, 16 век
8. Палаццо Беллони-Батталья, 17 век
9. Ка-Реццонико, 18 век
10. Бальная зала Ка-Реццонико
Давайте рассмотрим несколько венецианских палаццо.
📐 Палаццо эпохи Возрождения — это не хаотичный средневековый дом, спрятанный за изящным готическим фасадом. Эти здания внутри и снаружи подчинены единым пропорциональным правилам, которые диктовала новая теория архитектуры. Венеция очень быстро стала одним из центров архитектурной теории: здесь жил Палладио, были напечатаны первые книги Серлио, за крупные проекты отвечал Винченцо Скамоцци, ученик Палладио и учитель Бальдассаре Лонгена, а также автор труда L'idea dell'architettura universale — «Идея универсальной архитектуры».
🎶 Ка' Вендрамин Калерги. Просторный палаццо с очень гармоничным ренессансным фасадом. Дом известен тем, что в нем умер Рихард Вагнер. Теперь здесь находится музей немецкого композитора. Архитектор Мауро Кодуччи, который заканчивал фасад Сан-Заккариа — раннее, очень декоративное Возрождение.
⚖️ Фондако-деи-Тедески. Четырехэтажное здание с большим внутренним двором. Палаццо сочетал функции жилого помещения, склада и рынка. Здесь обитали немецкие купцы. Фасад кажется слишком простым: в начале 16 века он весь был расписан Тицианом и Джорджоне. Из-за влажности все фрески, кроме пары фрагментов, разрушились.
⬜️ Палаццо Дольфин-Манин. Снова Сансовино. Перестроен из двух расположенных рядом средневековых построек. Фасад с полукруглыми аркадами построен из белого истрийского камня. На втором и третьем этаже центральные арки вытягиваются вверх и сужаются, напоминая о лоджиях готических палаццо.
💼 Корнер делла Ка' Гранда. Тоже результат нескольких перестроек и восстановлений. Здесь Сансовино работает увереннее. Еще одно новшество — первый этаж, который раньше воспринимался как технический, стал гораздо больше похож на палаццо в Италии — руст, триумфальный арочный вход. Сегодня здесь расположены администрации провинции Венеция и префекта города.
🏛 Палаццо Гримани. Микеле Санмикеле был архитектором не только дворцов, но и фортификаций в разных городах Италии. В Риме Санмикеле попал под влияние архитектуры Браманте и Джулио Романо. Здание с классической планировкой, в центре большой атриум. Фасад разделен на три горизонтальных яруса, украшенных коринфскими колоннами. Вольное обращение с шагом колонн (то одна, то сдвоенные) — признак архитектуры маньеризма, эмоциональной и экспериментирующей с правилами.
🔝 Палаццо Беллони-Батталья. Барочный фасад разделен на два яруса. В центре нижнего — большой портал. На втором ярусе шесть небольших окон. Здание увенчивают два симметричных обелиска. Активность фасада, разорванные полукруглые фронтоны, богатая скульптурная декорация — возможно, архитектором был Лонгена.
🧩 Ка-Реццонико. Еще один палаццо, соединенный из двух средневековых зданий. Фасад меняли уже в ходе строительства, делая более изящным, с тонкими колоннами. Здесь уже чувствуется, что усвоены не только все уроки Возрождения, но и маньеризма с барокко.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день