angle-down facebook instagram vkontakte warning

Архитектура Венеции

Расцвет Венеции: венецианская готика

На 13–15 века приходится политический и экономический расцвет Венеции. Узнаем, как процветание сказалось на архитектуре.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Вид Венеции 1500 года, Якопо де Барбари, гравюра 1,3х2,8 метра
2. Карта районов Венеции, которые и сегодня сохранили свои названия и границы
3. Пьяцетта и площадь Сан-Марко, кампанилла, дворец Дожей
4. Палаццо на Большом канале
5. Мост Риальто
6. Район Арсенала
7. Район Дзаттере
8. Остров Джудекка был чем-то вроде дачного поселка
9. Каннареджо и место будущего еврейского гетто
10. Мурано — один из островов вокруг Венеции, известный своими стеклодувами

Давайте познакомимся с Венецией периода ее политического и экономического расцвета.

⚓️ В 13–15 века Венеция была мировой державой с подчиненными территориями, которая контролировала многие порты и торговые маршруты. Расширение торговли приносило процветание, город рос. Вдоль Большого канала выстроились палаццо аристократов-купцов (в Венеции это одно и тоже).

🔲 Еще в 12 веке город разделили на шесть районов, или сестьере: Кастелло, Канареджо, Дорсодуро, Санта-Кроче, Сан-Поло и Сан-Марко. Так было легче собирать налоги. Посмотрим на некоторые из них с помощью фантастически точной карты — «Вид Венеции 1500 года», которую сделал Якопо де Барбари. Доски, с которых делалась эта гравюра, хранятся в музее Коррера на площади Сан-Марко.

⛪️ С площади и начнем. Венеция — пожалуй, единственный в мире город, в центр которого можно попасть сразу, минуя окраины. Пьяццетта («маленькая площадь») выходит прямо к каналу. Сюда прибывали все иноземные послы. На канал выходит и Дворец дожей. За Пьяцеттой — площадь Сан-Марко с собором. Весь район вокруг площади тоже носит имя Сан-Марко.

🌾 От Сан-Марко влево начинается Большой канал — главная улица Венеции с палаццо всех главных семей города. Тротуаров нет, у каждого дома небольшая пристань, а с противоположной стороны вход был обращен внутрь города. Сначала внутренние части островов были сельскохозяйственными, поэтому большинство площадей в городе называют campo — поле (как во многих итальянских городах), а площадь — piazza в Венеции только одна — Сан-Марко.

⚖️ Проплыв по каналу или пройдя остров почти по прямой от площади, мы попадаем ко второму важному городскому центру — Риальто. Это не столько рынок, сколько биржа, где венецианские купцы заключали сделки. Здесь же был самый старый в городе мост через канал — первый построили в 12 веке, а существующий сейчас — уже в конце 16 века. На карте видно, что это был единственный мост через Большой канал.

В противоположную сторону от Сан-Марко, но возле Риальто — другой важный район города, Кастелло. Здесь был третий центр города — Арсенал, где строились корабли. За историю Венеции было построено несколько Арсеналов, в том числе и похожий на московский Кремль, красного кирпича с зубцами в виде хвоста ласточки. Однако главное в Арсенале — верфи и длинные ангары. Здесь же находились несколько кварталов иноземных купцов и рынок рабов.

Вернемся к Риальто: через мост налево мы оказались бы в районах Сан-Поло и Дорсодуро («твердый хребет» — здесь первые беженцы из Италии обнаружили пригодную для строительства домов твердую землю). Через канал — остров Джудекка, тоже часть Дорсодуро. Обращенная к острову внешняя сторона Дорсодуро, район Дзаттере («плоты»), был пристанью — здесь стояли склады соли, одной из основ венецианской экономики. Здесь же были и тюрьмы, а с 16 по 19 век — Оспедале-дельи-Инкурабили, приют для неисцелимо больных (больных сифилисом), который дал название Набережной неисцелимых.

💦 Если бы мы не стали переходить мост, а пошли (или поплыли) дальше по Большому каналу, то попали бы в район Каннареджо. Название происходит от слова «тростник»: места здесь были болотистые. Тут обосновались несколько монастырей, а в 16 веке на небольшом островке, окруженном каналами, возникло еврейское гетто. На карте уже есть это место, но гетто появится там только спустя 20 лей.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Дворец дожей, фасад со стороны канала
2. Фасад со стороны пьяцетты
3. План дворца, слева — собор Св. Марка
4. «Воскресение праведников, или Рай», роспись Тинторетто в главном зале, 1574–1577
5. Комната допросов
6. Зал заседаний Большого совета
7. Заседание большого совета, картина 18 века
8. Балкон дворца, с которого сообщались важные решения (например, о выборе очередного дожа)
9. Одна из угловых скульптур — Рай
10. Капитель колонны, Луна в созвездии Рака

Теперь поговорим о самом важном палаццо Венеции, Дворце дожей (он же Палаццо Дукале).

🏗 В период, о котором мы сегодня говорим, была застроена почти вся Венеция. От византийского периода осталось несколько церквей, частных домов — и те сильно перестроены. Лицо города создавала венецианская готика, очень не похожая на французскую или немецкую: никаких высоких соборов и вообще готической конструкции — только аркады из готических арок.

👥 Дворец дожей хорошо это иллюстрирует. Первый дворец построили еще в 9 веке, современное здание — в 13–14 веках, которое еще частично восстанавливали в 16 веке после сильного пожара. Такое большое здание понадобилось из-за очередных политических перемен: в республике постоянно развивалась система управления. В 13 веке в Совет входило больше 1000 человек, а в 16 — уже почти 3000 (в городе жило около 100–150 тыс. человек).

🔲 Как многие здания такого рода, дворец состоит из нескольких частей, построенных в разные времена и составленных в каре. С одной стороны палаццо выходит на пьяцетту и упирается в собор Сан-Марко, который был не городским собором, а собором дожей. С другой стороны самый выдающийся фасад, выходящий на канал.

🧩 Это результат взаимодействия византийской, готической и арабской традиций. Против итальянского обыкновения, нижняя часть фасада — не тяжелая стена, а легкая галерея готических арок. В этих аркадах есть и европейские элементы (четырехлепестковые прорези), и исламские (у арок скорее восточный, а не европейский изгиб). Верхняя часть фасада отделана цветным камнем, это следы византийской традиции (хотя узоры из цветного камня были распространены и в исламской архитектуре).

🐟 Легкость фасада отчасти обусловлена тем, что венецианцы не беспокоились о защите здания, как и всего города. Они были уверены, что победят всех врагов на море. Углы дворца и многие резные капители колонн украшают всевозможные скульптурные композиции — на религиозные темы, а также дети, птицы, рыбы, римские императоры, аллегорические фигуры добродетелей и пороков, кентавры и драконы, астрологические знаки, месяцы года.

🎨 Самое впечатляющее пространство внутри дворца — зал заседаний совета, 25 на 53 метра, расписанный такими художниками, как Веронезе и Тинторетто. На первом и втором этажах было еще несколько залов разного размера для разных органов управления, которые то появлялись, то исчезали в Венеции, а также для приема послов.

1. Палаццо Ка'Фоскари
2. Вид на канал изнутри палаццо
3. Двор палаццо
4. Фрагмент фасада
5. Палаццо Ка-да-Мосто, 13 век — одно из самых старых в городе, с заметным византийским влиянием на первом этаже, а следующие достраивались уже позднее
6. Палаццо Фальер, 13–15 век — арки тоже ближе еще к византийским, чем к готическим
7. Палаццо Барбаро (слева) и палаццо Дарио (справа) — одно с забавным хаотичным расположением окон, а другое — с готическими розами
8. Палаццо Пизани Гритти, 14 век, рисунок 19 века — видны печные трубы на фасаде
9. Фондако-деи-Турки, первое здание было построено в 13 веке, башни по бокам добавили при реставрации 19 века. Название отражает интересную судьбу — с 17 века дом был «гетто» турецких купцов
10. Палаццо Бембе, 15 век

Давайте поговорим о палаццо аристократических венецианцев.

🏠 Большинство палаццо были вытянутыми вглубь берега трех-четырех этажными постройками. С довольно хаотичной планировкой, свойственной средним векам, когда дома строились, пристраивались, перестраивались в ответ на постоянно меняющиеся нужды владельцев, размеры семей и т.д.

🔨 Многие палаццо достраивались или переделывались позднее, так что нетронутых зданий 13–15 века почти нет. Помещения в них были небольшими, поэтому венецианцы почти никогда не использовали своды, а довольствовались простыми деревянными балками и перекрытиями.

🧱 Основной строительный материал — кирпич, покрытый штукатуркой, реже — известняк из Истрии (pietra d'Istria), близкий по своим характеристикам к мрамору. Был популярен особый тип штукатурки, которая позволяет создать поверхность «под мрамор». Такую штукатурку даже называли «венецианской» или marmorino.

💠 Первый этаж открывался к воде и с другой стороны к городу, так что был проходным и хозяйственным, к тому же его заливало во время наводнений. Лестницы вели на второй и третий этажи, где располагались главные комнаты, обязательно выходившие на канал. Именно тут на фасаде появлялись готические аркады окон или балконов. По количеству окон их принято называть бифорий (два окна), трифорий (три), квадрифорий (четыре), пентафорий (пять), полифорий (много).

👁 Чаще всего на некотором расстоянии от центрального окна справа и слева мы увидим еще окна — это второстепенные помещения. Именно эти окна и их невероятное разнообразие — форм, количества, расположения на фасадах — и делали главные улицы Венеции такими привлекательными.

🎓 Рассмотрим один из самых больших палаццо — Ка’Фоскари, в котором сейчас находится одноименный университет. Он построен архитектором Бартоломео Боном для дожа Франческо Фоскари — он правил городом 34 года, дольше других, а его потомки заказали Палладио виллу Фоскари. Палаццо одно из самых больших, с громадным по меркам тесной Венеции внутренним двором.

▪️ На фасаде по центру — два ряда арочных окон с балкончиками, за которыми скрываются парадные комнаты. Над ними мраморный фриз с гербами Фоскари по бокам, а в центре — шлем, символ дожа.

▪️ В украшении фасада часто встречаются львы, символы Св.Марка — например, маленькие фигурки стоят на балюстраде балкона.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
9100₽ 4550₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;