Джузеппе Верди
«Аида» и египетская драматургия
Опера «Аида» — позднее, коммерческое и невероятно успешное произведение композитора, которое считается одним из эталонных. Посмотрим на историю его создания и сюжет.
👳🏽♂️ Опера «Аида» была заказана Верди египетским правителем Исмаил-пашой для открытия Хедивского оперного театра, это событие совпало с открытием Суэцкого канала. Верди сначала отверг предложение Исмаил-паши (по политическим причинам), театр открылся другой его оперой — «Риголетто».
🙇🏻♂️ Тем не менее, в 1870 году Верди увлекли новым сценарием: египтолог Огюст Мариет, раскопавший множество древностей, предложил сценарий оперы либреттисту Камилю дю Локлю, который работал с Верди над «Симоном Бокканегрой» и «Силой судьбы», а он, в свою очередь, показал его Верди. Сюжет привел композитора в восторг — там было все необходимое для создания великой оперы на египетскую тему, практически не освещаемую в оперном искусстве.
🕺🏻Верди договорился с Исмаил-пашой, который в то время расточительно жертвовал средства на культуру, написать первую национальную египетскую оперу за 150 тысяч франков, около 70 миллионов рублей в пересчете на современные деньги.
👸🏽🧔🏽👩🏽🦰 В сюжете оперы был любовный треугольник (неполный), война, власть, месть предательство, в общем, материал для романтической оперы необходимый и достаточный. Но за любовными делами, необходимой чертой для оперы, вырисовывается другая, необходимая для Исмаил-паши канва: сильные и смелые египтяне побеждают диких эфиопов, этот сюжет был призван поднять национальное самосознание египтян в борьбе за освобождение от влияния английской метрополии. На тот момент попытка не удалась, через несколько лет расточительность Исмаил-паши привела к тому, что он вынужден был продать свой пакет акций суэцкого канала англичанам, но зато успела родиться прекрасная музыка.
🎉 24 декабря 1871 года прошла премьера «Аиды» в Каире, она была встречена оглушительным успехом и не сходила со сцены до самого разорения паши и закрытия хедивского театра.
😎 «Аида» — единственная опера Верди, не имеющая литературного источника. Сам сюжет не то был придуман Мариетом, не то был им раскопан. Само имя — Аида, возможно, было им придумано, но может быть, и взято из истории. В письме дю Локлю он пишет: «Пусть вас не смущает название. Аида — египетское имя. Правильно его следовало бы передать как Аита. Но такое имя было бы слишком грубым, и певцы неизбежно смягчили бы его до Аида».
🏹 Опера начинается с дуэта, диалога Рамфиса, жреца и Радамеса. Идет война — мы застаем их на середине беседы. Обсуждаются военные дела, но Радамес, конечно, думает и о любви. Во вступлении к знаменитой арии Celeste Aida четко и исчерпывающе дана его портретная характеристика: фанфары звучат, когда он поет о войне, мягкие аккорды струнных оттеняют фразы о любви к Аиде.
Выдающийся Радамес второй половины 20 века Франко Корелли исполняет арию Celeste Aida.
Видеопример
🧭 Время прослушивания: 5 минут.
👸🏽 Следом на сцену выходит Амнерис, дочь фараона. В дуэте с Радамесом она осторожно признается в своих чувствах, но Радамес к ней холоден, его мысли заняты войной (в аккомпанементе его фраз преобладают фанфары) и Аидой (робкие струнные). Вскоре к ним присоединяется Аида, эфиопская рабыня и дочь эфиопского царя Амонасро (что пока неизвестно героям оперы), и дуэт превращается в трио. Психология и мотивы героев здесь очень тонкой выделки, ни одна музыкальная фраза, ни один звук не случаен.
Трио из 1 акта. Радамес — Лучано Паваротти, Аида — Гена Димитрова, Амнерис — Мария Кьяра
Видео-пример
🧭 Время прослушивания: 6 минут.
😨 Дальше появляются жрец Рамфис, сам фараон и толпа. Следует большая сцена с хором и солистами, египетские войска под предводительством Радамеса отправляются воевать с эфиопами в сопровождении триумфального марша. Все удаляются. Аида остается одна на сцене и, разрываясь между любовью к Радамесу и патриотическими чувствами, поет арию «Ritorna vincitor!». Она довольно сильно отличается от итальянской структурированной арии (какой была ария Радамеса). Здесь музыка следует за словом, за мыслью, речитатив сменяется кантиленой, кантилена переходит в декламацию. Эта сплавленность одного с другим, выход на передний план драматургии текста, при всей итальянской эстетике звучания, наводит на мысли о Вагнере.
Чудом сохранившаяся видеозапись арии «Ritorna vincitor» в исполнении Галины Вишневской
Видео-пример
🧭 Время прослушивания: 4 минуты.
Не ключевой в отношении драматургии, но фантастически красивый по музыке финал первого акта. Исполняют звезды нью-йоркского театра Метрополитен опера 1920-1930-х годов бас Эцио Пинца (Рамфис) и тенор Джованни Мартинелли (Радамес)
Видео-пример
🧭 Время прослушивания: 5 минут.
🤯 Второй акт почти весь состоит из массовых сцен, мы выпустим их вместе со сложной символикой и сосредоточимся на двух ключевых моментах. Первый — дуэт Амнерис и Аиды. По нему можно составить вполне законченный психологический портрет двух героинь. Устойчивые, размеренные фразы Амнерис провоцируют Аиду на эмоциональный всплеск. Дальше Амнерис направляет его в нужную сторону, холодным расчетом доводит Аиду до полного смятения и, в конце концов, открывая Аиде, что Радамес жив, видит реакцию: Аида действительно любит его. Но Амнерис нужно закрепить за собой право на Радамеса, своими фразами она буквально впечатывает Аиду в землю. Дуэт завершается вполне традиционно, обе героини поют вместе, но каждая о своем. Второй ключевой момент — то, что среди пленных оказывается Амонасро, царь Эфиопии и отец Аиды. Факт своего царства он успешно скрывает.
Дуэт Амнерис и Аиды. Аида — Априле Милло, Амнерис — Долора Заджик
Видео-пример
🧭 Время прослушивания: 10 минут.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🧜♀️ Третий акт начинается миниатюрным парафразом вступления к «Золоту Рейна» Вагнера — квинта соль-ре у скрипок и альтов раскрашивается то мажорной, то минорной терцией солирующей флейты. Из-за кулис звучит хор жриц, Рамфис и Амнерис входят в храм. Аида ждет Радамеса на берегу Нила. Но появляется Амонасро, который хочет убедить ее узнать у Радамеса путь, который свободен от египетских войск, чтобы эфиопы могли спокойно по нему пройти. Аида отвечает согласием.
🌗 Здесь интересно посмотреть на разность между ее действительными интонациями, которые проявлены в арии — ностальгические воспоминания о родине, тревожно-трепетное ожидание Радамеса — и то, как меняется характер ее фраз, когда появляется Амонасро и начинает петь практически песню гондольера. Аида тут же подстраивается под него, эту тему власти отца мы могли слышать в гневном дуэте Si, vendetta! Риголетто и Джильды. Аида пробует проявить настойчивость, но грозная кульминация Амонасро сминает и припечатывает ее так же, как раньше — гневные фразы Амнерис. Аида сдается, исполняет волю отца (и Радамес подчиняется Аиде), но для него она находит выход — предлагает вместе с ней бежать в Эфиопию. Тут появляются Рамфис и Амнерис. Радамес берет огонь на себя, отправляется в темницу, а Аида с Амонасро скрываются.
→ Леонтин Прайс, Qui Radames Verra.
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 6,5 минут.
→ Дуэт Аиды и Амонасро — Мария Кьяра и Джузеппе Скандола.
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
🤷🏽♀️🙅🏽♂️ Две самые впечатляющие сцены четвертого акта — дуэт Амнерис и Радамеса и сцена судилища. Дуэт — первая за оперу возможность Амнерис и Радамесу объясниться друг с другом. Амнерис обещает спасти Радамеса, если он забудет Аиду.
🥺 Первые фразы Амнерис звучат как продолжение ее торжества в сцене награждения Радамеса, но положенные на неустойчивый трехдольный ритм они звучат не так всепобеждающе. Радамес отвечает в тон Амнерис, повторяет ее мелодию, пытаясь объяснить ей свои мотивы. Но когда речь заходит об Аиде, в оркестре появляется нервное движение хроматических синкоп; Амнерис пытается раздавить Радамеса гневом своей любви так же, как она раздавила Аиду гневом ревности, но ничего не выходит — Радамес отвечает ей не связанной с предыдущим повествованием мажорной (впервые за всю арию) фразой. Радамес остается верен Аиде, его уводят стражники.
→ Дуэт Амнерис и Радамеса. Амнерис — Фьоренца Коссотто, Радамес — Франко Корелли.
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 9,5 минут.
💪🏻 В сцене судилища Амнерис противостоит целому хору басов. Она плачет, стонет, молит, приказывает, проклинает — впервые за всю оперу в ней слышна не только властность, ревность и расчет, в контрасте со стремительной воинственной темой все более явно появляется умоляющая, интонационное начало которой было положено в дуэте с Радамесом. Но все без толку. Радамес приговорен к смерти.
→ Сцена судилища. Амнерис — Елена Образцова, Рамфис — Чезаре Сьепи.
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
☠️👫🏽 Радамес заточен в гробницу, но Аида, узнав о планах жрецов, пробирается туда накануне приведения приговора в исполнение. Вся эта сцена — нежный прощальный дуэт Аиды и Радамеса. Хотя они поют о вознесении на небеса, музыкально они уже на них — к реальности оперы их возвращают только доносящиеся издалека фразы жрецов.
→ Априле Милло (Аида), Пласидо Доминго (Радамес).
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
🤟🏻 После «Аиды» Верди написал всего две оперы, следующая, «Отелло», предстала перед публикой только через 14 лет. И, что бывает крайне редко, он уже в очень зрелом возрасте поменял принципы своего музыкального мышления.
🎞 Фильм-опера «Аида» 1953 года.
Режиссер — Клементе Фракасси
Аида — Софи Лорен (голос Ренаты Тебальди)
Амнерис — Лоис Максвелл (голос Эбе Стиньяни)
Радамес — Лучано делла Марра (голос Джузеппе Кампоры)
Амонасро — Афро Поли
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день