angle-down facebook instagram vkontakte warning

Джузеппе Верди

«Макбет» и сложные персонажи

Опера «Макбет» — первая шекспировская опера Верди и один из самых выдающихся дуэтов в истории оперы. Познакомимся с особенностями версии композитора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

«Макбет» — первая из трех шекспировских опер Верди и десятая в числе его произведений. Премьера прошла в 1847 году.

✍️ К моменту написания «Макбета» Верди уже вполне обрел свой стиль и язык, проявленная в «Набукко» «вердиевская грубость» заставляла зрителей слышать смыслы, заложенные в музыку, как откровение.

📚 Она написана на либретто Франческо Мариа Пьяве, несколько переработавшего шекспировскую трагедию, исходя из оперной и сценической логики.

🧟‍♀️ В шекспировский сюжет внесены небольшие изменения, некоторые обусловлены сценической логикой, так — три ведьмы заменены более сценичным хором с партиями разной высоты, а в финал добавлен хор празднующих победу над тираном.

👿 Эта опера интересна тем, что главные герои в ней — отрицательные персонажи. И если Набукко переживает трансформацию от деспотичности к любви и принятию, то сам Макбет и его леди, наоборот, скатываются в пучину безумия. Что совершенно необычно, главная мужская роль здесь отводится злодею-баритону, а тенор (Макдуф), хоть и положительный персонаж, куда проще и примитивней.

🗡 Хотя начинается опера с мистики, сюжет на старте выглядит как обычный политический заговор, не слишком-то и жестокий по меркам средневековья, своего рода «карточный домик».

🔮 В начале оперы Макбет — полководец, приходит со своим коллегой Банко на шабаш к ведьмам, погадать на свою судьбу. Макбет честолюбив, азартен, верит в мистику, и вера его укрепляется, когда предсказание ведьм о «повышении» сбывается в ту же минуту — добрую весть приносит гонец от короля Дункана. Здесь сразу же показана ведомость персонажа, рок, довлеющий над ним. На контрасте с этим выступает Леди Макбет с арией Vieni, t’aftetta — получив весть от мужа, она решает, что Макбет предназначен к трону, и, как только подворачивается случай, решает ускорить его коронацию. Ее характер раскрывается в этой арии сразу же, агрессивный, холодный, властный, решительный, напористый. Начинается ария с речи, здесь это и дань Шекспиру, и просто удачная находка, если героиня читает письмо, то зачем же его петь?

💓 Арию поет она с таким настроением, будто бы Макбет уже стал королем. Струнные передают возбужденный стук сердца, алчный трепет, распаляемый воображением, и одновременно создают ощущение неостановимого поступательного движения. В некоторых записях дирижеры замедляют темп, и струнные звучат немного вразвалочку — несмотря на великолепный уровень сопрано, ария не производит нужного эффекта.

Биргит Нильссон — Vieni, t’affretta.
Великая певица, но совсем не великий дирижер, из-за неправильно выбранного темпа рушится весь подразумеваемый эффект.

Аудио-пример
Время прослушивания: 9 минут.

🔪❤️ Во втором акте властолюбие приводит к убийству — Макбет убивает короля Дункана, но убить его детей духа не хватает, поэтому завершает это леди Макбет. Это изображает один из самых выдающихся больших дуэтов в истории оперы. Здесь два их характера раскрываются во взаимодействии, если раньше они были показаны по отдельности, то сейчас становится видна модель их брака — леди Макбет приходится направлять, увещевать, успокаивать, вдохновлять Макбета, и иногда делать за него то, на что он не способен из-за слабости характера. Если создателям «карточного домика» нужно было два сезона для того, чтобы раскрыть образ Клер Андервуд, то Верди справляется с этой задачей за неполных два акта оперы. Сочетание музыки и драмы дает возможность доводить чувства до очень высокой концентрации, и то, что современным киноязыком выражается за полчаса нарратива, в опере 19 века можно объемно показать за десять минут.

Видео-пример
Время прослушивания: 14 минут;

🔱 Именно здесь начинается путь к медленному раскручиванию спирали безумия обоих персонажей. Психика леди Макбет не выдержит детоубийства, Макбет сломается позже, сам по себе. Положительные герои в опере не несут абсолютно никакого собственного смысла, они — заложники рока, судьбы, и совершенно побочны. Впрочем, как и главные, хотя они потрясающе фактурны, объемны (удивительное свойство Шекспира — не терять глубины при переводе), тоже находятся под властью рока. А роком управляют те, кого совершенно не видно и кто говорит с персонажами оперы через ведьм. Не поручить главным движущим силам больших партий — еще один смелый для Верди ход.

🦸‍♂️ Макбет посылает убийц к Банко (ведьмами было предсказано, что хотя Макбет и станет королем, потомки Банко будут править после него). Перед смертью Банко поет полную тревожных предчувствий арию, тот же ритм оркестрового аккомпанемента можно прочитать как биение его сердца, но если у леди Макбет в нем была алчность и злость, то у Банко — только мужество и благородство.

Лоренцо Гаэтани, Come dal ciel precipita

Видео-пример
Время прослушивания: 3,5 минуты.

🤪 Банко является призраком на пир к Макбету, и здесь Макбет уже окончательно сходит с ума. Испуганный, он снова направляется к ведьмам, они предсказывают ему, в том числе, то, что никто рожденный женщиной не сможет нанести вреда. Дальше спираль раскручивается, Макбет и леди Макбет уничтожают всех соперников и конкурентов, люди бегут из королевства. Безумие Макбета никак специально не отражается в музыке, в ней слышна сила чувств, которые он испытывает, но безумие показывается через оценку (реакцию хора в сцене явления призрака) и параноидальность решений.

💂 В четвертом акте начинаются перемены к лучшему, герой-тенор Макдуф поет арию, где клянется отомстить за смерть жены и детей. Войско выступает в поход.

Марио дель Монако, О figli! O figli miei!

Видео-пример
Время прослушивания: 3,5 минуты.

👰 В то же время леди Макбет впадает в безумие, ей видится кровь ее жертв на руках. Сцены безумия традиционны и выполнены вполне по лекалам «Лючии ли Ламмермур» Доницетти. Все затихает, леди Макбет поет большинство своих фраз на пиано, обращаясь к самой себе, под скромный аккомпанемент струнных, в сцене присутствуют вменяемые персонажи, которые комментируют происходящее (о, ужас! — Оh, terror!). Разница — сложность языка, которым изъясняется Верди. Если в арии Лючии нет ни намека на безумие, строго говоря, одна даже и не грустна. Что понятно — сама Лючия думает, что все в полном порядке, и находится в отрыве от действительности. Здесь безумие такого рода, что Лючия не осознает, что она сделала — убив мужа, она, в окровавленном платье, все еще считает себя его невестой.

Натали Дессей, сцена безумия из Лючии ли Ламмермур.

Видео-пример
Время прослушивания: 4 минуты.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

😨 В арии Леди Макбет с нами говорит ее бессознательное, здесь тот же, что и у Лючии, сомнамбулизм, но в истинном смысле — она ходит во сне с зажженной лампой, пытается отмыть руки от крови и в кульминации, где единственно появляется сила и характер ее прежней личности, утверждает, что «тот, кто умер не встанет боле».

😴 Вся эта ария сшита из прежних ее интонаций, но они обрывочны, смазаны, как череда сонных видений. И в этом полубреду она продолжает заботиться о Макбете, зовет его спать.

🔥 Это невероятно трудная не только в вокальном, но и в драматическом отношении ария, здесь исполнительнице нужно найти тонкую грань между обуревающими персонажа страстями и сомнамбулической отстраненностью. За всю историю оперных записей «звезды сошлись» всего несколько раз — даже если исполнение вокально совершенно, артистки или выбирают почти не играть, верно, памятуя об условности оперного жанра, или изображают пациентов буйного отделения психиатрических больниц, даже если это не соответствует режиссерскому замыслу.

Блестящее с вокальной точки зрения исполнение Гены Димитровой.

Видео-пример
Время прослушивания: 8 минут.

Слишком экспрессивное исполнение Сильвии Сасс.

Видео-пример
Время прослушивания: 13 минут.

Одну из эталонных записей сделала Мария Каллас, но, к сожалению, существует только ее аудиовариант.

Аудио-пример
⏱ Время прослушивания: 8 минут.

😩 Итак, Леди Макбет сходит с ума и умирает, на замок Макбета движутся войска Макдуфа, но он встречает эти известия с совершенным равнодушием. Самая знаменитая его ария — подведение печального итога жизни. Сам Макбет еще не знает, что умрет, и думает, что бессмертен, но в музыке уже заложен его печальный финал. Pieta, rispetto, amore — скорбь о том, что ни любви, ни уважения, и сострадания он не получит, и оставит он после себя ни что иное, как выжженную землю. Кажется, что безумия и нет, критика присутствует, все довольно точно описано.
Но это изображение тирана, сделанное Верди, человеком, который всей душой против тирании и борется за объединение и освобождение из-под гнета своей страны. В пользу безумия говорит сама ситуация кровавого тирана, который, совершив множество преступлений, не раскаивается в них, а сетует на то, что его не устраивают результаты его действий. Это есть у Шекспира, но находка Верди — мажорная тональность арии, торжественность, с которой Макбет смотрит на происходящее. Хотя здесь использован тот же прием, что и в Лючии Доницетти, социальное измерение придает этой картине глубины.

Джанджакомо Гуэльфи, ария Макбета.

Видео-пример
Время прослушивания: 5,5 минут.

🏳️ Но Макдуф убивает Макбета — совсем не потому, что Макбет заврался. Макдуф не был рожден женщиной, а был вырезан из нее раньше срока. Ведьмы снова оказались правы, и если эта опера вся территория рока, то и последний добавленный после шекспировского финала хор, прославляющий победу над тираном, должен стать реальностью. Через два десятилетия так и случилось, Италия была освобождена и объединена, и Верди стал этому счастливым свидетелем.

🗿 Огромная разница между Верди и его предшественниками была видна сразу, она исходила из его необычайно страстного, с прямолинейностью повествующего о чувствах музыкального языка и смелого композиторского мышления. Но у Верди было еще одно великое умение: он мастерски создавал в опере литературно сложных и многогранных персонажей. Иногда для этого приходилось писать запутанные сюжеты, придумывать нелогичные ходы и мотивации, делать абсурдные повторы, но это позволяло разворачиваться глубине чувства, заложенной в арии так, что оно заполняло и замещало все провалы событийного пространства.

1. Портрет Джузеппе Верди
2. Постановка оперы «Макбет» в Мариинском театре
3. Анна Нетребко в роли Леди Макбет

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;