Джузеппе Верди
«Набукко» и первый успех
Опера «Набукко» была третьим произведением композитора и принесла ему большой успех. Она и сейчас ставится в ведущих оперных театрах мира. Посмотрим на ее сюжет.
Опера «Набукко» — первый крупный успех Верди. Премьера ее состоялась в 1842 году в Ла Скала.
👨🦱 К тому времени Верди двадцать семь лет, он молодой относительно состоявшийся композитор — уже две его оперы были поставлены в Ла Скала. Первую, «Оберто», приняли довольно прохладно — ее затмили прочие премьеры этого сезона. Вторая, комедия «Король на час», была сама по себе довольно неудачной из-за обстоятельств — во время ее написания меньше чем за год умирают маленькие дети и жена Верди.
→ Сэмюэл Реми, ария из оперы «Оберто»
Аудио-пример
🌪 После этого Верди решает вообще бросить сочинение, но заняться новой оперой его уговаривает интендант Ла Скала Бартоломео Мерелли. Просто встретив Верди на прогулке, он решает дать ему шанс — предлагает скатывающемуся в тяжелую депрессию композитору взять в работу новое прекрасное либретто Темистокле Солеры на библейскую тему. Верди соглашается.
🙅♂️ От этого либретто уже отказался другой композитор, немец Отто Николаи, сочтя его неподходящим. Что интересно, за некоторое время до этих событий, в период, когда Верди ничего не сочинял, он отказался писать музыку для оперы «Изгнанник» на либретто того же автора, которое взял тот же Отто Николаи и написал совершенно провальную оперу.
🤬 Впоследствии тот же Николаи обрушился на «Набукко» с разгромной и несправедливой критикой. Что было причиной — зависть или искренние композиторские убеждения, остается только гадать. Возможно, он просто его не понял.
→ Отрывок из оперы «Рыцарь храма». Отто Николаи.
Аудио-пример
💥 Над оперой Верди иногда работает с большим увлечением, почти в горячке, а порой, наоборот, случаются и застои. Тем не менее, он заканчивает оперу достаточно быстро и готовит ее к постановке. По пути оказывается, что в костюмерных Ла Скала нет костюмов вавилонской эпохи, далеко не самой популярной для оперных сюжетов. Приходится обойтись римскими и греческими костюмами, но это не умаляет оглушительного успеха оперы.
😤 Премьеру с восторгом встретили зрители, хотя критики были вовсе не так расположены. Они ругали Верди, прежде всего, за грубость. Играло роль и то, что Верди не имел формального музыкального образования, его не приняли в миланскую консерваторию, которая сейчас по иронии носит его имя. Формальным предлогом был низкий уровень фортепианной игры, действительным — деревенское происхождение Верди и слишком новаторская музыка.
🙇♂️ Верди брал частные уроки, впитал все, что было хорошего в предшествовавшей ему оперной традиции — искусство писать ансамбли взял у Россини, дал беллиниевскую свободу голосам, сценичности и контрастам, научился у Доницетти, но переплавил это все мощью своего таланта.
👏 Успех оперы был обусловлен не только музыкой — здесь сложилось все чрезвычайно удачно. И музыка, и сюжет, и ситуация в Италии, желающей независимости, и новая музыка Верди.
✡️ Сюжет оперы ветхозаветный — история царя Навуходоносора, завоевания им Иудеи и вавилонского пленения еврейского народа. Канва, начальные точки ситуации взяты из Библии, но остальное развитие и по сюжету, и по логике действий персонажей совершенно иное. Все сюжеты Верди приблизительно настолько же сложны и многосоставны.
👑 Навуходоносор (в опере на итальянский манер — Набукко) — правитель Вавилонского царства, великий строитель (при нем появились сады Семирамиды) и успешный завоеватель. Но здесь, несмотря на все таланты, завоеватель тот, кто вторгается.
🦸🏻♂️ Со стороны иудеев ему противостоит жрец Дзаккариа, который не воюет, но вдохновляет, внушает веру в победу твердостью духа, а не брони.
💘 В опере есть совершенно обязательная любовная линия, точнее — треугольник. В нем связывается не только личное и политическое, но и ветхозаветное, и романтическое. У Набукко есть две дочери, старшая Абигайль и младшая Фенена. Обе влюбляются в красавца Измаила, война и иудейского пленника в Вавилоне, но взаимностью он отвечает только Фенене.
☁️ К началу сюжета эта история несколько в прошлом. Набукко готовится напасть на Иудею, его еще нет, но в музыке — тревожные предчувствия.
→ Начало 1 акта.
Аудио-пример
⚔️ Эта музыка далека от прежнего благозвучия опер Россини-Беллини-Доницетти. Это язык войны, язык борьбы, очень точно схваченный Верди дух Ветхого завета в аспекте войны, крови и Господа карающего. Все слышно с первых тактов увертюры.
→ Увертюра к опере «Набукко», за пультом Джеймс Ливайн.
Видео-пример
→ Увертюра к опере «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини, тоже на историко-героический сюжет. Написана в 1829 году, за 13 лет до «Набукко» Верди.
Видео-пример
🙏 Ария Дзаккарии по своему настроению совершенно противоположна тревожно-наступательной музыке предчувствия нашествия вавилонян, она — о том, что как Бог спас Моисея на берегах Египта, так и мы будем спасены, нужно только верить и не отступаться от веры.
→ Sperate o figli, исполняет Николай Гяуров.
Аудио-пример
🐎 Далее Набукко входит в город (в оригинале постановки он въезжал на сцену на настоящем живом коне), свободу его действий сдерживает то, что его младшая дочь, Фенена, находится в плену. Ее стражник — тот самый Измаил. Абигайль, старшая дочь Набукко, застает их вместе, вдвоем с Измаилом они выясняют чувства. Отвергнутая Абигайль клянется отомстить, и тут появляется Набукко.
→ Терцет Абигайль (сопрано), Фенены (меццо-сопрано) и Измаила (тенор).
Аудио-пример
🔪 Пытаясь остановить его, Дзаккария грозится убить Фенену (в некоторых постановках — буквально берет ее в заложники, приставляя нож к горлу). Этого совсем не ожидаешь от жреца, пророка, тем более после такой миролюбивой арии, но законы драматургии итальянской романтической оперы таковы, что действие в первую очередь должно быть эффектным, а только потом уже логичным. Измаил спасает Фенену, Набукко разрушает храм, евреи уходят, а Измаил остается один.
🤯 И это очень неподробное описание сюжетных перипетий только первого акта из четырех. Линий истории, персонажей и узлов между ними здесь хватило бы на сезон сериала, но опера творит чудеса, умещая это в один акт и так, что действие совершенно не выглядит тяжеловесным.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
😱 Если сократить описание сюжета, то далее Набукко уходит воевать, назначает Фенену главной над еврейскими пленными и оставляет там же воинственную Абигайль. Абигайль узнает о том, что она не законная, а внебрачная дочь Набукко, и узнает довольно интересным способом. В походе она находит документы, где свидетельствуется о том, что она — дочь рабыни. Здесь мы встречаемая со вторым правилом итальянской романтической оперы — достоверность чувства в ней всегда важнее достоверности его мотивировки, которая часто, если не всегда, формальна. Абигайль поет свою знаменитую сложнейшую арию Salgo gia del trono aurato, где клянется свернуть отца и занять вавилонский трон.
🆘 Далее мы перейдем к переломному моменту оперы. Набукко, вернувшись из похода, объявляет себя Богом — и тут же падает, пораженный ударом молнии, и оказывается совершенно безумным. Это — начало его внутренней трансформации из ветхозаветного царя-воина в новозаветного, евангельского человека, который любит, страдает и сострадает. Трансформация завершается в следующем акте, когда Абигайль, намереваясь отомстить Измаилу и Фенене, решает уничтожить весь еврейский народ вместе с ними и заставляет безумного Набукко подписать этот указ. Евреи в ожидании казни поют знаменитый хор Va, pensiero, ставший неофициальным гимном Италии. Это хор о желании обрести дом, вернуться на родину.
🧎♀️ В четвертом акте к Набукко возвращается разум, он понимает, что обрек свою дочь на смерть. Оказавшись в безвыходной ситуации, он обращается к иудейскому богу с молитвой. Музыка этой арии отличается от того, что было во всей предшествующей партии Набукко, она похожа на первую арию Дзаккарии. Да, Набукко потом возрождается как воин, но мотивы его праведны и благородны. Он освобождает заключенных, предотвращает массовую казнь евреев, обращается в иудаизм и обещает восстановить храм. Все радуются и ликуют, Абигайль выпивает яд, но перед смертью раскаивается.
→ Dio di Guida, исполняет Шеррилл Милнз.
Видео-пример
💪 Этот сюжет очень совпал с духом времени. Италия в то время боролась за освобождение от иностранного гнета и объединение, и опера, иносказательно повествующая (а метафорические трактовки библейских сюжетов тогда были абсолютной нормой) о единении и чудесном спасении народа, вызвала бурю восторга.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день