Джузеппе Верди
«Отелло» и реформа Вагнера
В «Отелло» нет неудачных сцен — почти вся опера состоит из ставших впоследствии знаменитыми арий. Посмотрим на новые черты в позднем творчестве композитора.
🍷 «Отелло» — следующая опера, написанная Верди после большого перерыва. Вопрос о причинах того, что композитор отошел от дел в самом расцвете таланта, бывало, ставили в плоскость соперничества Верди и Вагнера, но здесь, скорее всего, причиной была просто усталость.
🙇🏻♂️ Верди работал практически безостановочно, сначала зарабатывая славу, потом находясь на волне успеха. 24 оперы за 32 года, полноценных, на 3-4 акта и разнообразных — с глубоко проработанными характерами, фактурными персонажами. В них было нечто общее, но это общее можно назвать «стиль».
💁🏻♂️🙋🏻♂️ Над оперой «Отелло» Верди работал с либреттистом Арриго Бойто. В основу был положен шекспировский текст и, несмотря на перефокусировку на столкновение Отелло и Яго, само либретто вышло удачным — достоинства шекспировской поэзии не потерялись в приспособлении ее к музыке.
🕔 Процесс создания оперы занял 5 лет, с 1881 по 1886 год. Премьера состоялась в миланской Ла Скала в феврале 1887 года.
☸️ Основное отличие «Отелло» от прежних опер Верди — отказ от жесткой номерной структуры. В этой опере все еще есть арии, речитативы, но между ними не очерчена граница, одно переходит в другое, повинуясь требованию логики развития сюжета. Если в «Аиде» вагнеровские принципы только слегка просвечивали, то в «Отелло» расцвели пышным цветом, и оказалось, что реформа Вагнера — не обязательно про тяжеловесные, медленные, эпические, произведения. Она именно про способы соединения драмы с музыкой, а конкретный результат зависит от стиля, который предпочитает тот или иной композитор.
🤺 Верди решил убрать первый акт шекспировской трагедии (где дается человеческая мотивация для мести Яго), и опера начинается с симфонически-хоровой сцены бури. Появляется Отелло и возвещает победу над кораблями турок. Этот монолог мало похож на традиционную оперную арию, в нем даже и мелодии-то нет — гамма идет вниз, на дно вместе с турецкими кораблями и взлетает наверх вместе со славой венецианскому флоту.
→ Отелло — Расселл Томас
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
💆🏻 Начинается пир по случаю победы, и Яго плетет интригу. Если в шекспировской пьесе этому есть обоснование — Яго подозревает, что его жена изменяла ему с Отелло, то в опере мотивация раскрывается в монологе Яго. Но об этом позже, пока что он разнюхивает сложившуюся после победы ситуацию и плетет интригу, потому что склонен плести интриги. И, конечно, завидует Отелло и вообще всем, кто стоит выше него. Яго спаивает Кассио, офицера, который получил повышение и провоцирует его на ссору с другим офицером, на сцену входит Отелло и лишает Кассио чина — не по уставу. Но как он заставляет Кассио выпить еще? Поет тост в его честь.
🕺🏻🕴🏻 Уже здесь есть сравнение Отелло и Яго, герой в окружении толпы. Но если Отелло ведет толпу к победе, то Яго — исключительно к междоусобной вражде.
→ Лео Нуччи — inaffia l'ugola
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 5 минут
👩❤️👨 Прекрасный и нежный любовный дуэт Отелло и Дездемоны, который завершает сцену, знакомит нас с Дездемоной и открывает другую грань Отелло как персонажа — не только воина и правителя, но еще и страстно любящего мужа.
→ Пласидо Доминго, Мирелла Френи — Gia nella notte densa
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 10 минут
😈 Начало второго акта посвящено Яго. Территория славы и успеха Отелло — война, к тому же интриги плетутся долго. Кассио хочет вернуть себе звание, Яго дает ему совет отправиться к Дездемоне и попросить заступиться за него. Дальше наступает монолог Яго, которого нет и не могло быть в шекспировской пьесе. Credo in un dio Crudel — проникнутая духом нигилизма, модернистского декадентства и шопенгауэровской мизантропии манифестация абсолютного земного зла, которое злое, поскольку таковым появилось на свет. Дальнейшие вопросы к мотивациям Яго здесь отпадают.
→ Тито Гобби — Credo in un Dio crudel
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут
😤 Тем временем Кассио говорит с Дездемоной, Отелло проходит мимо и видит эту сцену. Cтоящий рядом Яго полунамеком (одной фразой!) вызывает у Отелло сомнение в верности жены. Сомнений в верности Яго у Отелло нет. После сцены, где народ восславляет Дездемону и делает ей подношение, она подходит к Отелло и просит помиловать Кассио. Отелло вспыхивает ревностью; не желая раскрыть себя, он объясняет свое поведение приступом головной боли, но когда Дездемона пытается повязать ему голову платком, он хватает платок и бросает на землю. Платок поднимает жена Яго, Эмилия, и Яго тут же вырывает платок из ее рук.
🔥 Конец второго акта полностью состоит из «хитовых» арий. В самой опере практически нет проходных сцен и неудачных номеров, которые часто вырастали именно из требований структуры. Действия разворачиваются стремительно. Отелло ревнует, Яго рассказывает о платке, который видел в руках Кассио, Отелло клянется отомстить.
💔 Пожалуй, это — самые захватывающие, самые психологически глубокие десять минут музыки из написанных Верди. Шекспировская глубина и объем здесь накладываются на расплавленную в музыке страсть.
→ Отелло — Пласидо Доминго, Яго — Лео Нуччи
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 55.00–1.06.04
🤴🏿 Третий акт преимущественно посвящен развитию персонажа Отелло. Стартовый импульс ему дан в конце второго акта, и здесь Отелло все больше и больше перестает быть самим собой, из доблестного война превращаясь в ревнующего безумца.
😬 Во втором дуэте Отелло и Дездемоны с каждой фразой яда и ненависти в его словах все больше. Отелло прогоняет Дездемону и поет трагическую арию, в которой вопрошает бога, зачем он послал ему такое несчастье, которое горше всех прочих.
→ Джованни Мартинелли — Dio! Mi potevi scagliar
Видеопример
👹 Яго ликует, план ему удается, но осталась еще пара штрихов. Он просит Отелло спрятаться, а сам говорит с Кассио о женщине легкого поведения Бьянке. Отелло не слышит подробностей, но улавливает интонации и, естественно, думает, что речь идет о Дездемоне. Кассио достает платок, ранее подброшенный ему Яго, Яго демонстративно забирает его у него из рук. Ситуации превратной трактовки действий героя были в операх Верди и раньше, но здесь достигается удивительный эффект — мы одновременно смотрим на эту сцену с двух позиций, зрителя, который становится действительным свидетелем рассказа, и Отелло, который интерпретирует его в своем ключе. Это вообще свойственно дальнейшим сценам оперы, но впервые разрыв появляется с такой ясностью — Отелло все больше и больше отделяется от повествования оперы, переходя в почти что отдельную событийную ветку, созданную ревностью и паранойей.
🚢 Прибывают корабли венецианских послов, они требуют отозвать Отелло с острова и назначить его правителем Кассио. Отелло слышит, как тепло Дездемона отзывается о Кассио в разговоре с послом. Отелло бьет Дездемону, она падает, а потом и он сам падает в обморок в приступе гнева. Это можно назвать репетицией смерти.
→ Отелло — Пласидо Доминго, Яго — Лео Нуччи
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1.25.58–1.43
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
👧🏼🤴🏿 В финальном акте — фокус на историю Дездемоны. Она чистая, искренняя, ее поведение в свете совершенно не отличается от поведения наедине с собой. Песня об иве и «Аве Мария» наполнены тонким и светлым лиризмом, они разительно отличаются от прочей музыки оперы, будто бы переносятся в другой мир. В спальне Дездемоны появляется Отелло и в приступе ревности душит ее. На крики прибегают все герои оперы: Яго, Эмилия, его жена, Кассио, Лодовико. Отелло узнает правду — он стал жертвой обмана. И вместо мести обманщику он кончает с собой из-за невозможности дальше жить с осознанием содеянного. Финальная ария — Niun mi tema — заканчивает оперу. Последние слова Отелло — повторение слов из любовного дуэта первого акта.
→ Марио дель Монако — Niun mi tema
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 6:43
Мы говорили о Джузеппе Верди и его операх. Пора вспомнить самое главное 👇
🤴 Джузеппе Верди — величайший оперный композитор 19 века. Своим творчеством он расширил границы итальянской оперы и создал свой уникальный стиль.
❤️ До сих пор оперы Верди составляют приблизительно половину репертуара мировых оперных театров.
🐦 Притом Верди не имел формального музыкального образования — его не приняли в консерваторию, которая сейчас носит его имя.
📶 Верди был чрезвычайно плодотворен, и хотя за последние тридцать лет жизни написал всего две оперы, всего в его наследии их насчитывается двадцать шесть.
😎 Начав в эпоху заката бельканто, он застал и во многом способствовал расцвету романтической оперы, а на закате жизни сумел приспособить свой музыкальный язык к требованиям меняющегося времени.
🤷♂️ Если в ранних и зрелых операх Верди сюжет традиционно запутан и служит лишь поводом для изображения чувства, само чувство настолько сильно и правдиво, что о сюжетных нелепостях легко можно забыть.
🌖 Именно позднее творчество Верди подготовило почву для развития веризма. «Отелло» и «Фальстаф», где драматургическая основа оперы становится главнее музыкальной — важный шаг в этом направлении.
🤼♀️ Это случилось во многом под влиянием Вагнеровской «музыкальной драмы», но назвать Верди подражателем нельзя. Он взял только принцип и использовал его совершенно по-своему.
🥰 Хотя баритоны в операх Верди чаще всего злодеи, именно ему они обязаны тем, что к началу двадцатого века у них появилась возможность делить славу с тенорами.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день