angle-down facebook instagram vkontakte warning

Джузеппе Верди

«Риголетто» и знаменитые арии герцога

«Риголетто» — шедевр Верди. Опера стала одной из лучших в истории музыки, а ее арии — одними из самых популярных в мире. Посмотрим на ее сюжет и героев.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🌟 Оперу «Риголетто» Верди написал за 1850–1851 год, премьера прошла в 1851 году в венецианском театре «Ла Фениче». В Италии того времени опера не имела большого успеха, ставилась с корректурами либретто под разными названиями — Буффоне, Маледицьоне, Вискарделло и прочими. Но получив успех в Париже конца 1850-х, триумфально вернулась обратно в Италию и снова вошла в репертуар вместе с другими операми Верди.

🤝 В основу либретто была положена драма Гюго «Король забавляется». Либретто написал тот же Франческо Мариа Пиаве, с которым у Верди уже сложился замечательный творческий тандем.

👤 На новом сюжете несколько сказалось общее положение с цензурой в Европе: король был заменен на герцога. Другие же изменения были связаны с замыслом самого Верди — естественно, он перенес действие в Италию и заменил имена героев на итальянские, но также сфокусировал основное внимание на сольных номерах и дуэтах. Массовые сцены, которых так много в драме Гюго, сведены до минимума, здесь на переднем плане не социальный конфликт, а личность.

💐 Здесь продолжается линия вердиевских баритонов, голосов, которые до того в целом были на вторых ролях (исключая, пожалуй, оперы Моцарта). С ролью тенора тоже произошла интересная трансформация. Если Измаил в Набукко — важный для сюжета, но небольшой и вовсе не главный персонаж, а Макдуф в «Макбете» — так же важен, положителен и в сюжете места занимает больше, то Герцог в «Риголетто» — вовсе не положительный герой. Он не то что злодей: он легкомысленный, самовлюбленный, вовсе не жестокий, а просто бестолковый. Стереотипный тенор! И не несет никакого наказания, что раздражает больше всего. Но его три арии вошли в исполнительский репертуар большинства теноров. Они мелодичные, легкие, веселые, жовиальные и сами в себе не несут того мрачного смысла, который приобретают на контрасте с прочим сюжетом оперы.

🏵 Главная партия опять поручена баритону, опера названа по имени этого персонажа (как и Набукко, Эрнани, Макбет). Она совершенно выдающаяся в вокальном отношении и одновременно — одна из труднейших партий баритонального репертуара, требующая колоссального драматического и вокального напряжения. Внешнее уродство и неповоротливость шута, идущие контрапунктом с его чувствительной натурой и живым умом, подразумевают, пожалуй, в большей степени, чем у Макбета, владение своим телом и голосовым аппаратом.

🤡 В первой картине после теноровой арии, полной очаровательного пьяного жизнелюбия, появляется Монтероне — отец девушки, честь которой была без сомнений поругана Герцогом. Риголетто в этой сцене следует своему шутовскому призванию, смеется над придворными и над Монтероне, который его за это проклинает.

Лучано Паваротти, Questa o quella.

Видео-пример
Время прослушивания: 3 минуты.

Сцена проклятия.

Видео-пример
Время прослушивания: 5 минут.

🏹 Здесь появляются две музыкальные характеристики Риголетто — отрывистые, острые фразы, угловатые, как фигура самого Риголетто, обороты изображают его шутовскую ипостась, мотив проклятья — пунктир на одной ноте, с которого начинается увертюра к опере, сопровождается диссонирующим аккордом. В некотором смысле мотив проклятия — тот же пунктир, что и мотивы шутовства, но вытянутый, как стрела, в одну линию, точный организованный удар.

🗡 Другая сторона Риголетто пока остается скрыта. Он возвращается домой, на пути сталкивается со Спарафучиле, наемным убийцей, в начале их дуэта звучит тот же мотив проклятья. Совершенно ни для чего, походя, Риголетто выясняет, как происходит заказ и оплата убийства. «А можешь убить вельможу?», — спрашивает Риголетто. «А отчего бы и нет», — отвечает Спарафучиле.

🙋🏻‍♂️ Сочетание шутовства, лиризма и тревоги проклятия можно услышать в монологе Pari Siamo, где Риголетто рассуждает вслух о схожести его со Спарафучиле («Он ранит мечом, я — словом») и о произошедшем вечером.

Конец дуэта Спарафучиле и Риголетто и монолог Pari Siamo. Риголетто — Леонард Уоррен

Аудио-пример
⏱ Время прослушивания: 5 минут.

👨‍👧 Риголетто приходит домой, поет дуэт с Джильдой. Здесь вполне раскрывается его третья сторона как персонажа — внутренний мир, где наибольшее место занимает любовь к дочери. Нежные, лиричные мелодии, противоположные и тревоге проклятья, и угловатости шутовства.

Желько Лючич и Диана Дамрау, дуэт Риголетто и Джильды.

Видео-пример
Время прослушивания: 4 минуты.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Любовь, обман, похищение и проклятие — продолжаем обсуждать сюжет «Риголетто».

💥 Дальше история развивается стремительно.
По законам оперной (да и всей романтической) драматургии персонажи, которые находятся в разных пространствах и чисто теоретически могут никогда не встретиться — близко ли дочери шута при дворе герцога до самого герцога? — будучи введены в повествование, непременно входят в столкновение. Есть разные способы устроить его, объяснить, и здесь это сделано вполне традиционно, посредством драмы положений.

💑 Джильда встречает герцога, переодетого в бедного студента на службе в церкви, влюбляется в него без памяти и верит его клятвам в вечной любви. Ведь ее никогда не обманывали.

Мариэлла Девиа — Caro nome

Видео-пример
Время прослушивания: 7 минут.

🤭 Придворные, проследив за Риголетто, узнают, что он живет с юной девушкой, и решают, что Джильда его любовница. Они планируют похитить ее для утех герцога (о, нравы!), обманом втягивают в это Риголетто.

💞 Третий акт начинается арией Герцога Ella mi fu rapita!… Parmi veder le lagrime, где Герцог наедине с самим собой открывает лирическую часть своей души — он грустит о том, что прекрасная незнакомка исчезла. Мелодика не изменяется, даже тональность остается мажорной, персонаж Герцога с музыкальной точки зрения не имеет развития (и хотя некоторые режиссеры пытаются придать трактовке его образа глубину, редко это заканчивается удачей — музыка против того).

Джакомо Лаури-Вольпи, Ella mi fu rapita.

Аудио-пример
Время прослушивания: 4,5 минуты.

🎠 Но настроение герцога меняется как только придворные сообщают о том, что привели к нему любовницу шута.

Франко Бонисолли, Possente amor mi chiama.

Видео-пример
Время прослушивания: 3,5 минуты.

🏰 За этим следует большая драматическая сцена Риголетто и знаменитая ария Cortigiani, vil razza dannata! — Риголетто входит в замок герцога, понимает, что его дочь у него и разражается проклятиями в адрес придворных (переведено начало этой арии на русский язык довольно комично — Куртизаны, исчадье порока!), а после молит их о том, чтобы они вернули его дочь.

Тито Гобби, Cortigiani vil razza dannata.

Видео-пример
Время прослушивания: 13 минут.

💃 Узнав, что Джильда не любовница, а дочь Риголетто, Герцог отдает ему ее. Джильда совершенно бесхитростно рассказывает Риголетто о происходящем, и наступает следующая точка соприкосновения музыкальных миров.

🌤 Дуэт Si, vendetta предваряют фразы проклятия Монтероне, которого ведут в темницу. Риголетто хочет отомстить Герцогу, Джильда умоляет его простить — их слова звучат на одну и ту же мелодию (у Джильды она выше на ундециму), а в конце вообще складываются в октаву. В музыке дуэта нет ничего мрачного, она светлая, энергичная, героическая, немного грозная. Одна и та же мелодия для двух персонажей всегда подчеркивает их единство, но поскольку дуэт предварен темой проклятия, которое становится формальным поводом для самого дуэта, это — обреченность персонажей, замкнутых в одном пространстве ситуации.

Лео Нуччи и Нино Мачаидзе, Si, vendetta.

Видео-пример
Время прослушивания: 5,5 минут.

👹 В четвертом акте герцог продолжает веселиться, звучат его очаровательные заметки о женщинах (La donna e mobile), он не знает и не узнает, что его жизнь подвергается опасности — Риголетто скоро закажет его убийство Спарафучиле. Но чтобы рок сработал, необходимо причудливое стечение обстоятельств.

😍 Герцог очаровывает сестру Спарафучиле Маддалену, одновременное развитие тем персонажей происходит в квартете, который написан с замечательным совершенством. Здесь и обычное сладкоречивое признание герцога, насмешки Маддалены, мрачно-тревожные реплики Риголетто, полные страдания и обреченности вздохи Джильды.

Беньямино Джильи (герцог), Марион Таллей (Джильда), Джузеппе де Люка (Риголетта), Джин Гордон (Маддалена).

Видео-пример
Время прослушивания: 6,5 минут.


😮 Риголетто заказывает убийство, Маддалена, влюбленная в герцога, уговаривает брата не убивать его. Спарафучиле, не будучи человеком высоких моральных принципов и приверженцем профессиональной этики, соглашается убить первого, кто постучит в дверь. Джильда слышит их диалог, решает спасти герцога и оказывается убита. Спрарфучиле отдает Риголетто мешок с телом и уходит.

💔 Финал оперы — самая драматичная ее сцена. Риголетто торжествует, Герцог убит, он думает, что его дочь переоделась и бежала, и вскоре он сам отправится вслед за ней и оставит Мантую навсегда. Но вдруг он слышит песенку герцога и понимает, что тот жив. Риголетто открывает мешок, и в нем оказывается еще пока живая Джильда. Трогательнейший финальный дуэт перекликается с дуэтом второго акта — перед смертью Джильды, оставшись вдвоем, они обращаются к той любви, которая была в их жизни. Джильда умирает, и Риголетто поет свою финальную фразу: Ah! La Maledizione!. Опера, начавшись с темы проклятия, заканчивается его словесным выражением.

Леонард Уоррен, Биду Саян — финал.

Аудио-пример
Время прослушивания: 10 минут.

1. Виктор Гюго
2. Оперный певец Энрико Карузо в роли герцога
3. Афиша «Риголетто», 1955 год
4-5. Театр Ла Фениче
6. Современная постановка «Риголетто» в театре Ла Фениче

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;