Джузеппе Верди
«Травиата» и особенности постановки
Первая версия «Травиаты» провалилась, зато в переработанном виде опера стала одной из самых известных в мире и остается такой до сих пор. Посмотрим на ее сюжет.
Опера «Травиата» была написана вскоре после «Риголетто», в 1853 году. Либреттист был тот же, Франческо Пиаве, место премьеры такое же, венецианский театр Ла Фениче, тип героя и драмы тоже были похожи.
🙅♂️ И Риголетто, и Виолетта Валери по-своему были отверженными в светском обществе, но если историю горбуна-шута на сцене можно было бы себе представить, то опера, главной героиней которой является куртизанка — уже сложнее.
🌺 В основу либретто был положен роман «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, полуавтобиографический. Вдохновила его влюбленность в известнейшую парижскую куртизанку Мари Дюплесси, умершую в 23 года от туберкулеза.
🇫🇷 Действие оставлено в современном Париже — вторая необычная деталь оперы. Трибуле при дворе Франциска I мог стать Риголетто при дворе Герцога Мантуанского, а вот Маргариту Готье можно было бы представить разве что римской гетерой, да и то, камерная чувственность ее истории выглядела бы в римских декорациях так же неуместно, как изящное будуарное зеркало эпохи рококо в гулкой пустоте огромной древней базилики.
🧐 Либреттист переработал «Даму с камелиями» в духе сценичности — история про распродажу ценностей и флешбэки главного героя смотрятся уместно, допустим, в фильме «Необратимость», но это совсем другое время и совсем другое искусство.
🍷 Итак, Париж, салон куртизанки Виолетты, в нем оказывается приехавший из провинции небогатый дворянин Альфред Жермон. Он влюблен в Виолетту и, хотя не блещет светским изяществом и смотрится тускловато на фоне всего остального присутствующего высшего света, он «берет верх» над вечером своей страстностью, обращает на себя внимание всех, когда произносит тост во славу любви. Виолетта и Альфред поют слова на одну и ту же мелодию, но значение здесь совсем другое, чем в дуэте Риголетто и Джильды. Конечно, здесь линии двух персонажей сливаются, но больше это похоже не на переплетение судеб, а на светский этикет — хозяйка салона продолжает тост в том же духе, в каком его начал гость.
→ Хуан Диего Флорес, Диана Дамрау — Libiamo, ne’ lieti calici.
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
😷 Но у Виолетты случается приступ кашля, она покидает залы с весельем, Альфред следует за ней и объясняется ей в любви. Здесь раскрываются настоящие характеры персонажей. Благородство Альфреда и холодная честность Виолетты, которая объясняет ему: она не умеет любить в том смысле, в каком наивный Альфред имеет это в виду.
→ Хосе Кура, Этери Гвазава, Un di felice eterea.
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
💔 Тем не менее, эта встреча с Альфредом пробуждает у Виолетты некую тоску по любви, но она гонит от себя эти мысли, восхваляя и восславляя свободу.
→ Магда Оливеро, Sempre Libera.
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 8,5 минут.
🎭 Уже в первом действии видно, что Альфред честен, прям, искренен, наивен, благороден. Это вполне однородный, цельный персонаж, в котором не видно внутренних конфликтов, у него только один конфликт — внешний: невозможность быть с тем, кого он любит. Но зато в Виолетте есть их множество — плотная маска самозабвенного веселья, за которой прячется физическое нездоровье и задушенная эмоциональная сфера. В ней также есть подкупающая прямота и отчаянная честность, здравость взгляда на свое незавидное положение.
💰 История развития романа остается непоказанной, к моменту наступления второго акта прошло несколько месяцев, и Виолетта, удалившись от света, живет в предместье Парижа вместе с Альфредом. Их мир полон счастья, но хрупок — Альфред небогат, а финансовое положение Виолетты ухудшается — без щедрой помощи любовников ей трудно вести прежний образ жизни, и она понемногу распродает имущество, чтобы рассчитаться с долгами. Альфред узнает об этом и едет в Париж раздобыть денег, в это же время у Виолетты появляется отец Альфреда — Жорж Жермон. Он убеждает ее оставить сына и не позорить их фамилию — жених его дочери, сестры Альфреда, хочет расторгнуть помолвку из-за связи Альфреда с куртизанкой.
🤧 В дуэте ситуация проясняется. Виолетта скрывает от Альфреда не только свое положение, но и то, что смертельно больна чахоткой. Жорж Жермон здесь выступает движущей силой сюжета. В жизни — той, что послужила прототипом романа, Александр Дюма-сын сам оставил Мари Дюплесси, написав ей письмо с объяснениями. Здесь на этом настаивает Жорж Жермон, который, после изложения Виолеттой всех ее обстоятельств, проникается к ней сочувствием, но остается непреклонен в своем намерении защитить честь семьи. Виолетта соглашается написать Альфреду письмо и — лучше повода для разрыва быть не может — уезжает в Париж вести прежнюю жизнь. Альфред становится свидетелем этого отъезда, читает письмо, и — появляется отец, успокаивающий его, убеждающий вернуться в дом. «Ты забыл край милый свой» — в русском переводе, да и в итальянском оригинале, эта ария, как и дуэт папаши Жермона с Виолеттой — политика в чистом виде. В разных режиссерских и актерских интерпретациях Жорж Жермон наделен разным градусом человечности, где-то он — жестокий деспот, где-то благородный, как и Альфред, человек, так же, как и Виолетта, попавший под действие неблагоприятных обстоятельств и плетущий интригу исключительно из чувств отцовской любви. С чисто музыкальной точки зрения его партия характеризуется следующим образом. В дуэте, с одной стороны, подчеркивается его противопоставление Виолетте и музыкально, и интонационно, что бы ни делала Виолетта, он всегда гнет свою линию, мелодии находятся в гармонии друг с другом, только когда Виолетта говорит то, что ему нужно. В арии, обращенной к Альфреду, есть убаюкивающая, успокаивающая нисходящая каденция, Жорж Жермон опять гнет свою линию, но уже с другой интонацией.
→ Джино Бекки, Анна Моффо, Pura siccome un angelo.
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 10 минут.
→ Жорж Жермон — Томас Хэмпсон, Альфред Жермон — Роландо Вийязон, Di Provenza il mar, il suol
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 5,5 минут.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Вторая часть второго акта — место стремительной перемены событий. Подготавливается почва, вводится и на первом этапе разрешается конфликт, этим кажущимся разрешением он же и усиливается, последствия не заставляют себя ждать.
😱🤭 Альфред Жермон встречает Виолетту в Париже, в компании ее бывшего любовника. Сама Виолетта, заложница обстоятельств и своего благородного сердца, не объясняя ничего, просит Альфреда уехать, но тот решает ей отомстить за свое разочарование — бросает ей деньги в лицо как плату за любовь. Пожалуй, это самый трагичный момент во всей опере. Невозможность понимания, заблуждение, в котором находится исключительно положительный герой, отчаянное благородство Виолетты (а кто говорил, что светская жизнь — дело легкое, особенно для куртизанок?) сталкиваются вместе в большой сцене (присутствуют и папа Жермон, и барон Дюфоль) с хором, который немного комментирует происходящее, для усиления чувства дает оценку.
Пласидо Доминго — Альфред, Илеана Котрубаш — Виолетта, Корнелл МакНил — Жорж Жермон.
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 10 минут.
😫 В третьем действии наступает трагическая развязка. Как и между первым и вторым, проходит некоторое время, перемена интерьеров и перестановка сил. Виолетта умирает в полупустой парижской квартире. В отличие от романа Дюма, здесь нет линии с новой пассией Альфреда-Армана, отъездом Виолетты-Маргариты в Лондон, все развивается куда проще и драматичнее. Альфред вынужден уехать из-за того, что ранил на дуэли прежнего любовника Виолетты, папа Жермон то ли раскаивается, то ли больше не видит опасности в Виолетте и раскрывает Альфреду правду о письме. Альфред мчится в Париж и успевает проститься с Виолеттой, которая дарит ему медальон, его он должен подарить своей будущей невесте.
📓 Этот конец — отчасти изобретение Верди и Пиаве. В реальности Дюма-сын, будучи в то время совсем не богатым, сумел выкупить только золотую цепочку Мари Дюплесси, герою «дамы с камелиями» с этого аукциона достается книга «Манон Леско» аббата Прево. А Альфред, хоть и был обманут, получает счастливый, насколько это возможно, финал, ведь в его дурных поступках нет его вины, только рок.
→ Финал. Альфред — Роландо Вильязон, Жорж Жермон — Ренато Брузон, Виолетта — Рене Флеминг.
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день