Джузеппе Верди
«Трубадур» и сложная структура
«Трубадур» — одно из главных произведений Верди с продуманной структурой и сложным для постановки сюжетом. Познакомимся с этой работой.
Одна из величайших опер Верди — «Трубадур». Она написана почти одновременно с «Травиатой» и впервые поставлена в Риме, на два с половиной месяца раньше ее.
✍️ Франческо Мариа Пиаве, либреттист десяти опер Верди, в этом проекте не участвовал — был занят «Травиатой». Писать либретто для оперы на текст не столь известного на то время испанского драматурга Антонио Гутьерреса взялся Сальваторе Каммарано, автор либретто к «Луизе Миллер», а после его внезапной смерти — Леон Бардаре.
🤯 Сюжет действительно получился непростым. Есть легенда, что в одной из таверн близ Ла Скалы в стену замурована бутылка вина — достаться она может тому, кто перескажет весь сюжет «Трубадура», ни разу не сбившись и ничего не перепутав. Это и вправду задача не из легких. По большому счету, первоначальный литературный источник и либретто совпадают по основным сюжетным линиям, «El Trovador» — не толстая книжица, страниц в сто пятьдесят, но то, что в пространстве текста воспринимается легко, иногда бывает трудно перенести на сцену.
🌹 Как мы уже выяснили раньше, либретто, драматургия романтической оперы — повод для отображения граней чувств, передаваемых через музыку.
📑 Сначала о структуре: в опере четыре действия, каждое разделено на две картины. Внутри каждой картины арии, дуэты, терцеты, сцены с хором и инструментальные фрагменты подогнаны друг к другу как каменные блоки набережных Тибра. И даже не самые выразительные номера, нужные для объяснения, продолжения, заплетания и расплетания интриги, слушаются как одно целое.
🏰 Опера начинается со сцены у замка графа. Начальник его стражи, Феррандо, развлекает солдат историей про брата графа Ди Луна — как его похитила цыганка. Это, конечно, не баллада Томского, содержащая в себе половину мелодики оперы, но у нее выраженный трехдольный ритм, как у первой арии цыганки Азученны, одна и та же с ней тональность и непривычная для 1850-х подвижность партии баса. Последнее объясняется тем, что речь идет о прошлом примерно двадцатилетней давности.
→ Эцио Пинца, Abbietta zingara.
Аудио-пример
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты.
🌳 Вторая картина первого действия переносит нас в сад Леоноры. Она поет о влюбленности в трубадура, победившего всех на недавнем состязании. Граф ди Луна, влюбленный в Леонору, слышит серенаду трубадура, входит в сад. Леонора думает, что это трубадур. Но показывается луна, и выясняется, что это граф ди Луна. Одновременно выходит трубадур, в котором ди Луна узнает своего заклятого врага Манрико. Начинается дуэль, никто не убит, Леонора без чувств.
→ Сондра Радвановски , Ария Леоноры
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 16 минут.
→ Трио из 1 акта. Леонора — Антониетта Стелла, Манрико — Карло Бергонци, ди Луна — Этторе Бастианини.
Аудио-пример
⏱ Время прослушивания: 7,5 минут.
Второе действие переносит нас в цыганский табор. Цыгане веселятся, работают, поют о радостях жизни, как и подобает свободным кочевым племенам.
🔥 Здесь мы впервые сталкиваемся с Азученной. В своей арии она рассказывает о том, как солдаты Ди Луны (отца графа, с которым мы встретились во второй картине первого действия) сожгли на костре ее мать. Ее ария идет в темпе на три четверти, за ней следует рассказ — о том, как она намеревалась отомстить Ди Луне, похитила его сына, но случайно бросила в огонь своего. И Манрико — не сын Азученны, а брат графа Ди Луна. «Вот почему нечто остановило мою руку, когда я занес меч над поверженным графом!» — восклицает Манрико. Музыкальная характеристика первой арии свидетельствует о безумии Азученны — так его научились описывать в литературе куда позже, чем это появилось в музыке. Мерный гипнотический трехдольный ритм, повторяющиеся по рисунку фразы создают ощущение покачивания, которое характерно для трансовых состояний. В рассказе Азученны транс уходит, и на переднем плане слышна буря сил бессознательного, которые столь сильны, что не могут быть выражены — на кульминации голос несколько раз прерывается оркестром, снова парит над ним, выше и выше, но катарсиса не происходит.
→ Елена Образцова, Stride la vampa.
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты.
Джульетта Симионато, Condotta ell'era in ceppi.
Аудио-пример
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты.
💃 В лагерь цыган прибывает посланник и просит Манрико возглавить поход для защиты замка Кастеллор от войск Ди Луны, где находится монастырь, в который собирается уйти Леонора, думая, что если Ди Луна жив, то Манрико точно убит.
⛪️ В первой картине второго действия мы оказываемся в Кастеллоре. Тайно пробравшись в монастырь, Ди Луна и несколько его слуг ищут удачного момента, чтобы выкрасть Леонору. Здесь мы слышим арию Ди Луны. В первом действии мы видели его реакции в связи с другими героями, каким он был по отношению к Леоноре и Манрико. Но в арии Il balen del suo sorriso он раскрывает себя как персонаж — говорит о своих чувствах к Леоноре, которые, в общем, совсем не ужасные. Ди Луна — испанский граф, аристократ, рассказывает вполне уместное для 19 века любовное признание, которое сейчас может звучать диковато: оно состоит из описания того, как она воздействует на его чувства — «Свет ее лица придает мне новую смелость, а когда я теряю солнце ее взгляда, в моем сердце разражается буря!». Но здесь мы видим, что он совсем не злодей, не подлец, просто отчаянно влюбленный и очень решительный человек, который привык получать все, что хочет.
→ Джорджо Дзанканаро, Il balen del suo sorriso.
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 3 минут.
💘 Интерпретаторы могут высвечивать разные грани его желания, показывая его в разной степени человечным. Дзанканаро принадлежит романтическому крылу, он поет о силе любви.
✝️ Ди Луна пытается преградить путь Леоноре к постригу, но тут появляется Манрико со своим отрядом, оттесняет Ди Луну и уводит радостную Леонору с собой.
🏰 В третьем действии войска графа осаждают крепость, где укрылись Манрико с Леонорой. Им попадается бродящая вокруг старая цыганка, и Ди Луна вдруг узнает в ней ту, что бросила в костер его младшего брата. Граф мстит вполне ветхозаветно — хочет сжечь ее на костре. Известие об этом прерывает признание в любви Манрико, после него звучит, пожалуй, самая известная и во всей опере, и в музыке Верди героическая ария Di quella pira, Манрико спешит в лагерь ди Луны. Что интересно, в любовном признании Манрико отчасти тот же сюжет, что и у Ди Луны, он поет о том, как его душу наполняет смелость, о том, как рука становится твердой, но есть одно отличие — здесь нет желания обладать. Это след трубадурского и вообще рыцарского восприятия прекрасной дамы, не видев которую иначе как издали, крестоносцы умирали с ее именем на устах.
→ Франко Корелли, Ah, si ben mio. Di quella pira!
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 7 минут.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🌚 Четвертый акт — трагический финал оперы, уже с самого его начала понятно, что ничего хорошего с героями не случится. Все будут несчастны, и никакой надежды на противоположное нет.
😭 Манрико схвачен, Леонора и Руиз, офицер из полка Манрико, подходят к башне, где он томится в ожидании казни. Здесь разворачивается один из прекрасных трагических музыкальных моментов этой оперы — Miserere. Слышится пение монахов, Леонора прощается с Манрико, но фразы Манрико героически радостны. Это совершенно рыцарский характер, бесстрашный, поступающий по велению чести и с открытым забралом встречающий конец благородной жизни.
→ Роза Понсель, Джованни Мартинелли, Miserere.
Аудио-пример
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты.
🦹♀️ Леонора желает спасти Манрико и просит графа ди Луну отпустить его, а она за это станет его женой. Ди Луна соглашается, а Леонора принимает долгодействующий яд.
🏰 Вторая картина четвертого действия начинается в башне, где Манрико заключен вместе с Азученной, они предаются воспоминаниям о свободной жизни в горах. Входит Леонора и говорит, что Манрико (но не Азученна) может идти. Манрико догадывается, как именно получилось купить его свободу у графа ди Луна, и проклинает Леонору, но яд начинает действовать, и она падает замертво. Входит ди Луна, видит ее обман и приказывает казнить Манрико — и так, чтобы Азученна видела эту казнь. Казнь свершается, и безумная Азученна сообщает ди Луне, что он только что казнил своего брата, и падает замертво.
→ Финал оперы. Хосе Кура, Дмитрий Хворостовский, Ивонн Нэф, Вероника Виллароэль.
Видео-пример
⏱ Время прослушивания: 9 минут.
🦸♂️ «Трубадур» — чрезвычайно запутанная любовная драма с кутерьмой положений и переплетением сцен. С помощью музыки это все выстраивается в цельную картину с правдоподобными чувствами, но в этой опере про любовь и смерть главное не то и не другое. Главное здесь, как и во многих произведениях Верди, вечно присутствующий дух борьбы за свободу.
Хорошая современная постановка.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день