Краткая история восточной философии
Исламская философия
В исламской культуре был свой Аристотель. В этой части узнаем о его трудах и об идеях и направлениях мусульманской философии.
Эту часть мы посвятим исламской философии, поговорим о ее течениях и главных идеях.
🕌 Исламская философия начинала формироваться в 8–9 веках н.э. как исламская теология и получила название — калам, также ее называют исламской схоластикой.
💡 В центре размышлений калама были вопросы об атрибутах и сущности Бога, извечности Корана или его сотворенности во времени, о божественном предопределении и человеческой инициативе.
🗯 Последователи калама — мутакаллимы спорили о терминах, дискутировали не только сами с собой, но и с другими конфессиями.
🙅🏽♂️ Мутакаллимы были противопоставлены догматикам, которые выступали за нерушимый авторитет догм. Мутакаллимы стремились к тому, чтобы ислам был интеллектуальной и философской традицией.
Догматы — бесспорные аксиомы, например, единобожие и всемогущество Аллаха.
👐 Внутри мутакаллизма существовали разные течения: одни больше склонялись к догматизму, другие к рационализму и философскому пониманию ислама.
В 9-10 веках н.э. в каламе произошел раскол на ашаритов и мутазилитов.
📗 Ашариты — последователи Аль-Ашари, философа, утверждавшего, что, рассуждая о догматах, нужно проявлять большую осторожность.
🙌🏼 Мутазилиты, последователи философа Аль-Кинди, позволяли себе больше свободы в размышлениях. Они рассуждали о Коране, о божественных атрибутах, о свободе воли и о ее соотношении со всемогуществом Аллаха.
🕋 Мутазилиты утверждали примат разума над верой, необходимость аллегорического толкования противоречащих разуму высказываний Корана и считали, что человек является творцом своих действий.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Для средневековой мусульманской философии «первым учителем» и главным философом был Аристотель. Его тексты переводились на арабский язык, мусульманские мыслители были восхищены его мудростью и знаниями в области естественных наук.
👨🏻🏫 «Вторым учителем» и исламским Аристотелем называют Аль-Фараби и вот почему 👇
🤩 Аль-Фараби знал более 70 языков, великолепно разбирался в логике, теории музыки, имел глубокие знания в области естествознания, математики и медицины.
📚 Он был большим поклонником философии Аристотеля и Платона и переводил их труды на арабский язык.
✍️ Главные трактаты Аль-Фараби посвящены правильному устройству государства.
😊 Аль-Фараби наследует идею Аристотеля о том, что государство устроено хорошо, если им управляет хороший человек. Также он утверждает, что для благополучия государства, нужно заботиться о том, чтобы его жители были добродетелями.
🗣Вот как Аль-Фараби рассуждал о совершенном обществе в «Трактате о добродетельном городе»:
«По природе своей каждый человек устроен так, что для собственного существования и достижения наивысшего совершенства он нуждается во многих вещах, которые он не может доставить себе один и для достижения которых он нуждается в некоем сообществе людей, доставляющих ему каждый в отдельности какую-либо вещь из совокупности того, в чем он испытывает потребность. При этом каждый человек по отношению к другому находится точно в таком же положении. Вот почему лишь через объединения многих помогающих друг другу людей, где каждый доставляет другому некоторую долю того, что необходимо для его существования, человек может обрести то совершенство, к которому он предназначен по своей природе».
📌 Средневековая мусульманская философия 9-12 веков, опирающаяся на авторитет Аристотеля, получила название восточного аристотелизма или перипатетизма, по подобию с перипатетической школой Аристотеля.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день