angle-down facebook instagram vkontakte warning

Возрастные кризисы

Исследователи возрастной психологии

Исследователи хотели понять, как происходит развитие человека, что ему способствует, а что тормозит. Познакомимся с ключевыми фигурами и их периодизациями психического развития.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Мария Кунах
Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.

🦷 Сначала психическое развитие пытались привязать к физическому. Например, думали, что ребенок переходит на новых этап психического развития, когда молочные зубы сменяются постоянными или когда достигается половая зрелость. Но позднее эту теорию признали несостоятельной.

📌 Гораздо важнее телесных изменений оказались задачи, конфликты и ситуации выбора, которые возникают перед человеком в разные периоды.

🙌 Единой общепринятой периодизации возрастных кризисов нет. В психологии есть несколько классификаций, которые создали разные авторы. Эти классификации в некотором роде совпадают, но есть и отличия.

👉 Мы расскажем о пяти исследователях и их идеях, а подробнее остановимся на двух из них, как наиболее состоятельных.

Вопрос взросления и связанных с этим переживаний волновал разных психологов, педагогов и ученых. Разберемся, чьи теории стали общепризнанными, а какие не получили особой славы.

1️⃣🧐 Фрейд. Один из основателей школы психоанализа Зигмунд Фрейд создал во второй половине 19 века периодизацию, которая затрагивает только детство. И это объяснимо, потому что психоанализ фокусируется на событиях детства и изучает, откуда «растут ноги» у проблем взрослых людей.

Фрейд одним из первых обозначил специфические фазы психосексуального развития личности, среди них оральная и анальная стадии. Он автор теории Эдипова комплекса. Его вклад в психоанализ велик и неоспорим, но с развитием науки многие его идеи подверглись критике.

2️⃣🤔 Выготский. Советский педагог и основатель множества научных школ Лев Выготский в первой половине 20 века разработал очень понятную возрастную периодизацию. Ее основной недостаток — она охватывает только детский и юношеский возраст.

Периодизация детства получилась вполне точной, ей по сей день пользуются детские психологи. Его теория распространилась не только в России, но и за рубежом. Идеи Выготского, опередившие время, вошли после его смерти в основу современного инклюзивного образования, финской школы и системы обучения Эльконина — Давыдова.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Продолжаем говорить о развитии идей возрастной психологии и расскажем еще о трех исследователях, которые повлияли на развитие не только психологии.

3️⃣👴🏻 Эриксон. Американский социолог, психолог, профессор Эрик Эриксон жил и работал почти весь 20-й век. Его теория психосоциального развития очень известная в мире и у нее много последователей. Периодизация Эриксона универсальна, охватывает всю жизнь — с рождения до старости.

Эриксон был убежден, что человек развивается всю жизнь, а не только в детстве. Причем каждая из восьми стадий развития сопровождается определенным внутренним конфликтом. Если человек успешно проходит через очередной кризис, то переходит на более зрелый этап развития. А если нет, то так и остается на предыдущей стадии с нерешенным конфликтом.

4️⃣🧔🏼 Слободчиков. Современный автор учебников и научных работ, российский психолог Виктор Слободчиков работал в 80-х годах 20 века. Он попытался соединить труды Выготского и Эриксона, чтобы получить полную классификацию этапов развития человека.

5️⃣👨🏼 Леонтьев. Еще один известный советский психолог, профессор МГУ — Алексей Леонтьев. Свою возрастную классификацию он подвел под созданную им теорию деятельности.

Он заявил, что у человека происходит кризис в тот момент, когда меняется его ведущая деятельность. Например, когда учебная деятельность сменяется профессиональной (выпускник среднего/высшего учебного заведения начинает работать). То есть по его мнению, кризисы связаны с событиями, а не с внутренними изменениями человека. Его классификация не получила мирового признания, так как не работает в других культурах.

Почему важно знать задачи своего возраста?

курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;