angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Возрастные кризисы

Исследователи возрастной психологии

Исследователи хотели понять, как происходит развитие человека, что ему способствует, а что тормозит. Познакомимся с ключевыми фигурами и их периодизациями психического развития.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Мария Кунах
Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.

🦷 Сначала психическое развитие пытались привязать к физическому. Например, думали, что ребенок переходит на новых этап психического развития, когда молочные зубы сменяются постоянными или когда достигается половая зрелость. Но позднее эту теорию признали несостоятельной.

📌 Гораздо важнее телесных изменений оказались задачи, конфликты и ситуации выбора, которые возникают перед человеком в разные периоды.

🙌 Единой общепринятой периодизации возрастных кризисов нет. В психологии есть несколько классификаций, которые создали разные авторы. Эти классификации в некотором роде совпадают, но есть и отличия.

👉 Мы расскажем о пяти исследователях и их идеях, а подробнее остановимся на двух из них, как наиболее состоятельных.

Вопрос взросления и связанных с этим переживаний волновал разных психологов, педагогов и ученых. Разберемся, чьи теории стали общепризнанными, а какие не получили особой славы.

1️⃣🧐 Фрейд. Один из основателей школы психоанализа Зигмунд Фрейд создал во второй половине 19 века периодизацию, которая затрагивает только детство. И это объяснимо, потому что психоанализ фокусируется на событиях детства и изучает, откуда «растут ноги» у проблем взрослых людей.

Фрейд одним из первых обозначил специфические фазы психосексуального развития личности, среди них оральная и анальная стадии. Он автор теории Эдипова комплекса. Его вклад в психоанализ велик и неоспорим, но с развитием науки многие его идеи подверглись критике.

2️⃣🤔 Выготский. Советский педагог и основатель множества научных школ Лев Выготский в первой половине 20 века разработал очень понятную возрастную периодизацию. Ее основной недостаток — она охватывает только детский и юношеский возраст.

Периодизация детства получилась вполне точной, ей по сей день пользуются детские психологи. Его теория распространилась не только в России, но и за рубежом. Идеи Выготского, опередившие время, вошли после его смерти в основу современного инклюзивного образования, финской школы и системы обучения Эльконина — Давыдова.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Продолжаем говорить о развитии идей возрастной психологии и расскажем еще о трех исследователях, которые повлияли на развитие не только психологии.

3️⃣👴🏻 Эриксон. Американский социолог, психолог, профессор Эрик Эриксон жил и работал почти весь 20-й век. Его теория психосоциального развития очень известная в мире и у нее много последователей. Периодизация Эриксона универсальна, охватывает всю жизнь — с рождения до старости.

Эриксон был убежден, что человек развивается всю жизнь, а не только в детстве. Причем каждая из восьми стадий развития сопровождается определенным внутренним конфликтом. Если человек успешно проходит через очередной кризис, то переходит на более зрелый этап развития. А если нет, то так и остается на предыдущей стадии с нерешенным конфликтом.

4️⃣🧔🏼 Слободчиков. Современный автор учебников и научных работ, российский психолог Виктор Слободчиков работал в 80-х годах 20 века. Он попытался соединить труды Выготского и Эриксона, чтобы получить полную классификацию этапов развития человека.

5️⃣👨🏼 Леонтьев. Еще один известный советский психолог, профессор МГУ — Алексей Леонтьев. Свою возрастную классификацию он подвел под созданную им теорию деятельности.

Он заявил, что у человека происходит кризис в тот момент, когда меняется его ведущая деятельность. Например, когда учебная деятельность сменяется профессиональной (выпускник среднего/высшего учебного заведения начинает работать). То есть по его мнению, кризисы связаны с событиями, а не с внутренними изменениями человека. Его классификация не получила мирового признания, так как не работает в других культурах.

Почему важно знать задачи своего возраста?

курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;