Возрастные кризисы
Кризисы у детей и подростков
Подростковый кризис — время конфликтов и ссор? В этой части разберемся, как проходит взросление с 7 до 18 лет, чем важны жизненные уроки этого времени и в какие ловушки может попасть взрослый.
Выготский считал, что подростковый кризис случается в 13 лет. Он жил век назад, с тех пор жизнь изменилась и половое созревание наступает раньше, в 11–12 лет. Так что будем ориентироваться на этот возраст.
Что кардинально меняется в подростковом возрасте 👇
🗣 Психические изменения идут одновременно с изменениями физиологическими. Под действием гормонов меняется голос, тело, лицо, кожа, оволосение.
💡 Открытие: «Я уже не ребенок. Я юноша (девушка)!»
💋 На первый план выходят мысли о своей внешности и проявляется интерес к противоположному полу, первые взрослые влюбленности.
🧠 Когнитивные функции (мышление, память, внимание) отходят на второй план. Из-за этого ухудшается учеба, снижаются оценки. Подростки забивают на учебу не потому что, они такие бездарные или лодыри, это — следствие психических изменений, естественный этап развития человека.
📌 Задача подросткового возраста — научиться строить отношения с людьми, в том числе противоположного пола.
💰 В 14 лет в России люди получают паспорт, есть карманные деньги. По сути это уже такой мини-взрослый, но у него все еще не хватает жизненного опыта.
Эриксон в своей классификации отмечал, что в возрасте с 6 до 12 лет перед человеком встает выбор:
🔧 с одной стороны трудолюбие и ощущение собственной ценности;
🛠 с другой — чувство недооцененности, отсутствие желания трудиться и достигать.
🏆 Для ребенка в младшей и средней школе важно ощутить, что его труд не напрасен, что он приносит пользу, ему важно получать обратную связь о том, насколько его самого и его труд ценят окружающие.
Если подростковый кризис пройден корректно, то наступает стабильный подростковый возраст, который длится до 16–17 лет.
Когда человек достигает 11–12 лет во многих семьях накаляется атмосфера, слышны претензии, то и дело вспыхивают конфликты. Это подростковый кризис, вздыхают родители. Разберемся, какие уроки извлекает человек в этом периоде жизни и как все таки взрослом вести себя с подростками.
Типичный порочный круг 👇
⬇️ Взрослые, которые не знают об этих изменениях в психике, начинают конфликтовать со своими детьми-подростками из-за учебы и прогулок.
⬇️ Дети начинают защищаться и отдаляться от родителей, не находя понимания и поддержки.
⬇️ Отношения с родителями портятся, доверие к ним падает. Ребенок в буквальном смысле теряют семью и привычную опору, в которой он все еще нуждается.
⬇️ В итоге происходят разные негативные ситуации: начиная от войны с родителями и попыток доказать, что я сам могу решать свои проблемы до побега из дома и попадания в «плохую» компанию.
🙅♀️ Чего делать не стоит:
🔻 ругать подростков за утрату интереса к учебе и за то, что вместо уроков они уходят куда-то гулять с друзьями и подругами;
🔻 табуировать тему секса и отношений;
🔻 стыдить за интерес к телесному.
❤️ Подросток пытается понять свои новые функции тела, взаимоотношения полов, ему это сейчас важно. И хорошо, если родители дают ему эту информацию в спокойной доверительной манере. В идеале, родители заранее, еще в младших классах, сами или по детским книжкам отвечают честно на вопросы ребенка, откуда берутся дети, что такое любовь и секс.
😺 Положительный сценарий
Сын прилагает много усилий в какой-то деятельности, например, в занятиях в спортивной секции. Он участвует в соревнованиях, получает второе место. Родители говорят ему, что он очень постарался и они гордятся результатами сына. Фотографию с пьедестала почета ставят на видное место и всем рассказывают об успехах ребенка. Сын ощущает, что его труд высоко оценен, ему хочется продолжать тренироваться и достигать высоких результатов.
🙀 Негативный сценарий
▪️ Дочь прилагает много усилий в какой-то деятельности и при этом она чувствует, что ее труд бессмысленный, бесполезный, никому не нужный.
Например, старается быть первой в классе, сидит над тетрадками, получает заслуженные четверки. А родители не видят ценности в ее упорстве и желании быть успешной. Они хвалят только за пятерки.
▪️ Так у ребенка появляется ощущение: «Все бессмысленно. Мои усилия ничтожны, они ни к чему не приводят. Никому это не надо. Не буду даже стараться быть трудолюбивым».
▪️ Часто дети в такой ситуации увлекаются гаджетами и компьютерными играми, потому что там как раз есть смысл трудиться и достигать. Там за каждый пройденный уровень получаешь звездочки, попадаешь в рейтинг лучших и чувствуешь себя крутым.
📌 Вырастая, человек становится апатичным, отстраненным, у него нет интереса к какой-либо деятельности. Часто такие люди устраиваются на бессмысленную работу и живут, не ощущая собственной ценности.
Вспомните, как вы сами проходили через подростковый кризис. Какие уроки и выводы вы извлекли тогда? Отражаются ли они сейчас на вашей жизни?
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Молодость — чудесная пора, воспетая в песнях и поэзии. Но и тут человека подстерегает очередной кризис, когда ему нужно отделиться от родителей, найти свою идентичность и ответить на важные вопросы. На какие — обсудим на этом уроке.
🧑🎓 По мнению Выготского, юношеский кризис случается в 17–18 лет. Близится окончание учебы в школе, на горизонте маячит самостоятельная жизнь.
📌 Становится важным понять свои желания в плане дальнейшей учебы, выбора профессии, места жительства и отделить их от желаний родителей.
👎 Негативный сценарий
🔬 Родители настаивают, чтобы их сын продолжил их профессиональную династию и тоже стал врачом. А юноша мечтает стать программистом и уехать жить на Бали. Родители считают, что в такой ответственный момент решение должны принимать они, так как они старше и мудрее. Родители ведут себя так, будто их ребенок все еще в дошкольном возрасте.
💣 Если ребенок не прошел успешно кризис 3 лет, он вообще не сопротивляется и поступает в угоду родителей, живет не своей жизнью.
Если ребенок прошел успешно кризис 3 лет, то он будет сопротивляться воле родителей. При этом, если он так и не вышел с достоинством из подросткового кризиса, то бунт будет очень эмоциональный.
👍 Позитивный сценарий
🧭 Родители поддерживают стремления своего уже выросшего ребенка и уважают его выбор, даже если он им кажется не самым вдохновляющим. Родители предлагают ему пробовать свои силы, выбирать самому, не отказывая ему в поддержке в случае неудачи.
🧑🎓 По классификации Эриксона, юношество длится от 12–13 до 18–19 лет и знаменуется становлением личности. В этот период жизни человек выбирает между обретением или потерей идентичности.
📌 Задача возраста — ответить на экзистенциональные вопросы:
▪️ Кто я?
▪️ Чем я отличаюсь от других?
▪️ В чем моя уникальность и индивидуальность?
🧑🎤 Отсюда происходит стремление подростков выделиться с помощью внешности, склонность к эпатажу в поведении. Это нельзя запрещать и тормозить, иначе подросток так и не сможет ответить себе на главные вопросы.
Что, если строгие родители запрещают самовыражаться?
👩🎤 Подросток теряет самоидентификацию. Он пытается приспособиться: для мамы быть пай-мальчиком в белой рубашке; для друзей — крутым парнем с сережкой в ухе и эпатажной одежде; для учителей быть в роли кого-то еще. Получается раздвоение личности и непонимание, кто я на самом деле.
👨🎤 Если человек не определился, кто он такой, то у него будут возникать проблемы в отношениях с противоположным полом и при создании собственной семьи. Его может мотать из стороны в сторону: то он примерный семьянин, то удалой гуляка.
Четыре выхода из кризиса идентичности
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день