angle-down facebook instagram vkontakte warning

Возрастные кризисы

Кризисы у взрослых

В этой части узнаем, на какие важные вопросы человек ищет ответы в молодом и зрелом возрасте; выясним, почему кто-то на склоне лет впадает в отчаяние, а кто-то доволен прожитой жизнью. Попробуем представить сценарий собственной жизни.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Мария Кунах
Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.

🔞 Выготский закончил свою классификацию на возрасте 18 лет. Он был педагогом, дефектологом, поэтому его интересовал преимущественно детский возраст. К тому же он прожил короткую жизнь, умер в 37 лет. Возможно, он просто не успел продолжить свои изыскания. Зато Эриксон включил в свою классификацию все периоды жизни, вплоть до старости.

👇 Молодость в понимании Эриксона — это период 20–30 лет. Между чем стоит выбор в молодости?

Конфликт: близость и изоляция

1️⃣ Человек решает, что ему нужны близкие отношения, нужны друзья, семья.

Или

2️⃣ Человек уходит в изоляцию и решает жить сам по себе. Это может быть следствием нерешенных вопросов прошлых кризисов, а может быть и самостоятельное решение. Тогда человек уходит с головой в работу, фокусируется на достижениях и продолжает отдаляться от людей, может начать путешествовать в одиночку, становится отшельником.

Вот мы и добрались до кризиса среднего возраста. Будем разбираться, какие вопросы он ставит перед человеком и на чем нужно сфокусироваться.

↔️ По системе Эриксона, средний возраст — это с 30 до 40 лет. К этому времени человек ответил себе на вопросы: «Кто я?» и «Кто мои люди?». Эриксон описывает этот период, как конфликт двух противоположных исходов: интегративность — застой.

📞 Интегративность означает, что человек использует все свои связи, чтобы реализовать свои идеи и стремления.

🧨 Застой — это как раз и есть кризис среднего возраста. Это слово хорошо характеризует сложившуюся ситуацию в жизни человека 👇

🔻 он уже долго работает на какой-то работе,
🔻 может быть обзавелся семьей,
🔻 понял как воспитывать своих детей,
🔻 как общаться с родственниками,
🔻 его круг друзей и знакомых не меняется,
🔻 ничего не происходит, жизнь катится по проторенной дорожке,
🔻 он не знает, что нового привнести в этот мир.

Настало время задаться вопросами:

▫️ Как я могу пригодиться?
▫️ Что полезного я могу в этот мир принести?
▫️ Что я могу создать?

📈 Новый взгляд на цели, работу, самореализацию. На первый план выходят цели и желания созидания, а не потребления, как раньше. Работа уже рассматривается не как просто источник заработка, а как дело жизни, которое наполнено смыслом. Становится важна самореализация. Психолог Абрахам Маслоу в своей иерархической модели человеческих потребностей, которая известна как «Пирамида потребностей», поставил самореализацию на самую верхушку этой пирамиды.

📌 Если человек находит свое дело и созидает, то все хорошо, если нет, то привет, кризис среднего возраста.

🚪 Выход из кризиса. Ответить себе на вопрос: «Что я могу сделать? Что я могу полезного дать миру?» и приступить к реализации. Часто именно в этом возрасте люди меняют профессию и образ жизни, что является следствием прожитого кризиса и поиском выхода из него.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Итак, что происходит с человеком, когда он достигает возраста 40 лет, какие плоды он пожинает вплоть до 65 лет, поговорим об этом прямо сейчас.

Кризис: целостность или отчаяние

📌 Целостность, а точнее сказать чувство полноценности — это результат реализации своей миссии, своего дела и созидания. Человек самореализовался и теперь на этом этапе получает удовлетворение от проделанной работы и результатов.

🏡 Он может с удовольствием наблюдать за взрослением своих детей, радоваться их успехам, наслаждаться построенным домом и посаженным деревом. Или он рад, что его профессиональные идеи кто-то подхватил, они дали свои положительные плоды, что к нему идут учиться.

🗑 А если миссию свою так и не нашел, ничего нового не привнес, всю жизнь работал на скучной работе, почета не заслужил, вложился в детей, а отношения с ними не сложились, идеи не реализовались, бизнес прогорел, то человек постепенно приходит к отчаянию.

👴🏻 Этот период жизни не подразумевает, что человек будет меняться. Он уже сложился.

➡️ От результатов прохождения всех предыдущих кризисов зависит, к чему в итоге придет человек — к чувству полноценности или отчаянию.

👵🏻 После 65 это ощущение только усугубляется.

Чек-лист самопроверки

📝 Как понять, застрял ли я в каком-то возрастном кризисе?

Если ваш ответ «да», вернитесь к описанию возрастного кризиса и поразмышляйте. Если у вас два и более ответов «да», если вас беспокоит какой-то из прожитых кризисов, то это повод обратиться к психологу.

1️⃣ Вы часто сомневаетесь в правильности своих поступков и мнений, прокручивая их в голове снова и снова.

2️⃣ Когда вам нужно заявить о себе, вы чувствуете неуверенность, боитесь сравнения с другими.

3️⃣ Вам сложно принимать решения самостоятельно, вы часто и много советуетесь с партнером, друзьями, родителями.

4️⃣ Когда кто-то высказывает мнение, противоположное вашему, вы бросаетесь с пеной у рта доказывать обратное, вне зависимости от обстоятельств.

5️⃣ Когда с вами случается неудача, вы проклинаете все и думаете, что весь мир против вас.

6️⃣ Вы боитесь конфликтов и стараетесь их избегать, возможно даже этим гордитесь.

7️⃣ Вы нередко обвиняете других в том, что они вас «довели» до сильных эмоций и переживаний.

8️⃣ Вы придерживаетесь идеи, что «все хорошее надо заслужить» и периодически ругаете себя за слабости, которых якобы не заслужили.

9️⃣ Вы хотите иметь много денег, но отказываетесь от доступных вариантов работы, ища идеальное место уже который год.

🔟 Вы часто выбираете одежду, предметы быта, технику, чтобы было «все как у людей», забывая спросить, нужно ли это именно вам.

Подумайте, какой из кризисов, как вам кажется, недопрожит и дает о себе знать, как старая рана? Какие действия захотелось предпринять?

Давайте подведем итоги и вспомним главное, что успели узнать о возрастных кризисах.

👥 Лев Выготский и Эрик Эриксон — два психолога, которые внесли значительный вклад в развитие возрастной психологии.

📌 Человек на протяжении всей жизни проходит через ряд кризисов. Это кризисы нормативные, то есть в норме они должны быть.

⚖️ В психологии под кризисом понимают ситуацию выбора или этап роста.

🗣 Кризис не может пройти незамеченным. Если он не проявился, значит человека подавили или он «застрял».

🤱 Кризис первого года. У годовалого ребенка задача — изучать мир вещей отдельно от матери, увеличивать степень свободы и независимости. Умение ходить меняет самосознание ребенка. Младенец до года делает выбор между доверять или не доверять миру.

👶 Кризис трех лет. Формулируется словами «Я сам!», «Нет!», «Мое!». Перед ребенком встает выбор: укреплять свою автономию или ощущать стыд и сомнения. Он учится с помощью родителей различать и называть свои эмоции.

👧 Кризис дошкольного возраста. Выбор между двумя крайностями: инициативой или чувством вины.

🧑 Кризис 7 лет. У ребенка заметно улучшаются когнитивные способности и усидчивость. Он научился различать свои эмоции. Это признаки психической готовности к школе.

👩‍❤️‍👨 Подростковый кризис 11–12 лет. Открытие: «Я уже не ребенок. Я юноша (девушка)!». Снижаются когнитивные функции и из-за этого страдает учеба. Задачи подросткового возраста: научиться строить отношения с людьми; выбор между трудолюбием и ощущением собственной ценности или чувством недооцененности. Подростку важно ощутить, что его труд не напрасен. Иначе он становится апатичным.

🧑‍🎤 Юношеский кризис. Становится важным понять свои желания в плане дальнейшей учебы, выбора профессии, места жительства и отделить их от желаний родителей. Юношество длится от 12–13 до 18–19 лет и знаменуется становлением личности. В этот период жизни человек выбирает между обретением или потерей идентичности.

👩‍🦰 Кризис 20–30 летних. Конфликт: близость и изоляция. Либо человек решает, что ему нужны близкие отношения, друзья, семья. Либо он уходит в изоляцию и решает жить сам по себе.

👱‍♂️ Кризис среднего возраста. Возникает в промежутке с 30 до 40 лет. Конфликт двух противоположных исходов: интегративность — застой. Интегративность означает, что человек использует все свои связи, чтобы реализовать идеи и стремления. На первый план выходят цели и желания созидания, становится важна самореализация.

👴🏻 Кризис старшего возраста. С 40 до 65 лет. Чувство полноценности или отчаяние. Либо человек радуется плодам своей работы и социальной жизни, либо впадает в отчаяние, что остался ни с чем. От результатов прохождения всех предыдущих кризисов зависит, к чему в итоге придет человек — к чувству полноценности или отчаянию. После 65 это ощущение только усугубляется.

📚 Мы сделали подборку книг, которые пригодятся, если вам интересна тема возрастных кризисов.

📔 Филипп Перри. «Как жаль, что мои родители об этом не знали»

📙 Януш Корчак. «Как любить ребенка»

📕 Ю.Б. Гиппенрейтер. «Общаться с ребенком. Как?»

📗 Уильям Стиксруд, Джонсон Нед. «Самостоятельные дети»

📘 Мэг Джей. «Важные годы»

📓 Джеймс Холлис. «Обретение смысла во второй половине жизни»

курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;