Возрастные кризисы
Кризисы у взрослых
В этой части узнаем, на какие важные вопросы человек ищет ответы в молодом и зрелом возрасте; выясним, почему кто-то на склоне лет впадает в отчаяние, а кто-то доволен прожитой жизнью. Попробуем представить сценарий собственной жизни.
🔞 Выготский закончил свою классификацию на возрасте 18 лет. Он был педагогом, дефектологом, поэтому его интересовал преимущественно детский возраст. К тому же он прожил короткую жизнь, умер в 37 лет. Возможно, он просто не успел продолжить свои изыскания. Зато Эриксон включил в свою классификацию все периоды жизни, вплоть до старости.
👇 Молодость в понимании Эриксона — это период 20–30 лет. Между чем стоит выбор в молодости?
Конфликт: близость и изоляция
1️⃣ Человек решает, что ему нужны близкие отношения, нужны друзья, семья.
Или
2️⃣ Человек уходит в изоляцию и решает жить сам по себе. Это может быть следствием нерешенных вопросов прошлых кризисов, а может быть и самостоятельное решение. Тогда человек уходит с головой в работу, фокусируется на достижениях и продолжает отдаляться от людей, может начать путешествовать в одиночку, становится отшельником.
Вот мы и добрались до кризиса среднего возраста. Будем разбираться, какие вопросы он ставит перед человеком и на чем нужно сфокусироваться.
↔️ По системе Эриксона, средний возраст — это с 30 до 40 лет. К этому времени человек ответил себе на вопросы: «Кто я?» и «Кто мои люди?». Эриксон описывает этот период, как конфликт двух противоположных исходов: интегративность — застой.
📞 Интегративность означает, что человек использует все свои связи, чтобы реализовать свои идеи и стремления.
🧨 Застой — это как раз и есть кризис среднего возраста. Это слово хорошо характеризует сложившуюся ситуацию в жизни человека 👇
🔻 он уже долго работает на какой-то работе,
🔻 может быть обзавелся семьей,
🔻 понял как воспитывать своих детей,
🔻 как общаться с родственниками,
🔻 его круг друзей и знакомых не меняется,
🔻 ничего не происходит, жизнь катится по проторенной дорожке,
🔻 он не знает, что нового привнести в этот мир.
❓ Настало время задаться вопросами:
▫️ Как я могу пригодиться?
▫️ Что полезного я могу в этот мир принести?
▫️ Что я могу создать?
📈 Новый взгляд на цели, работу, самореализацию. На первый план выходят цели и желания созидания, а не потребления, как раньше. Работа уже рассматривается не как просто источник заработка, а как дело жизни, которое наполнено смыслом. Становится важна самореализация. Психолог Абрахам Маслоу в своей иерархической модели человеческих потребностей, которая известна как «Пирамида потребностей», поставил самореализацию на самую верхушку этой пирамиды.
📌 Если человек находит свое дело и созидает, то все хорошо, если нет, то привет, кризис среднего возраста.
🚪 Выход из кризиса. Ответить себе на вопрос: «Что я могу сделать? Что я могу полезного дать миру?» и приступить к реализации. Часто именно в этом возрасте люди меняют профессию и образ жизни, что является следствием прожитого кризиса и поиском выхода из него.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Итак, что происходит с человеком, когда он достигает возраста 40 лет, какие плоды он пожинает вплоть до 65 лет, поговорим об этом прямо сейчас.
Кризис: целостность или отчаяние
📌 Целостность, а точнее сказать чувство полноценности — это результат реализации своей миссии, своего дела и созидания. Человек самореализовался и теперь на этом этапе получает удовлетворение от проделанной работы и результатов.
🏡 Он может с удовольствием наблюдать за взрослением своих детей, радоваться их успехам, наслаждаться построенным домом и посаженным деревом. Или он рад, что его профессиональные идеи кто-то подхватил, они дали свои положительные плоды, что к нему идут учиться.
🗑 А если миссию свою так и не нашел, ничего нового не привнес, всю жизнь работал на скучной работе, почета не заслужил, вложился в детей, а отношения с ними не сложились, идеи не реализовались, бизнес прогорел, то человек постепенно приходит к отчаянию.
👴🏻 Этот период жизни не подразумевает, что человек будет меняться. Он уже сложился.
➡️ От результатов прохождения всех предыдущих кризисов зависит, к чему в итоге придет человек — к чувству полноценности или отчаянию.
👵🏻 После 65 это ощущение только усугубляется.
Чек-лист самопроверки
📝 Как понять, застрял ли я в каком-то возрастном кризисе?
Если ваш ответ «да», вернитесь к описанию возрастного кризиса и поразмышляйте. Если у вас два и более ответов «да», если вас беспокоит какой-то из прожитых кризисов, то это повод обратиться к психологу.
1️⃣ Вы часто сомневаетесь в правильности своих поступков и мнений, прокручивая их в голове снова и снова.
2️⃣ Когда вам нужно заявить о себе, вы чувствуете неуверенность, боитесь сравнения с другими.
3️⃣ Вам сложно принимать решения самостоятельно, вы часто и много советуетесь с партнером, друзьями, родителями.
4️⃣ Когда кто-то высказывает мнение, противоположное вашему, вы бросаетесь с пеной у рта доказывать обратное, вне зависимости от обстоятельств.
5️⃣ Когда с вами случается неудача, вы проклинаете все и думаете, что весь мир против вас.
6️⃣ Вы боитесь конфликтов и стараетесь их избегать, возможно даже этим гордитесь.
7️⃣ Вы нередко обвиняете других в том, что они вас «довели» до сильных эмоций и переживаний.
8️⃣ Вы придерживаетесь идеи, что «все хорошее надо заслужить» и периодически ругаете себя за слабости, которых якобы не заслужили.
9️⃣ Вы хотите иметь много денег, но отказываетесь от доступных вариантов работы, ища идеальное место уже который год.
🔟 Вы часто выбираете одежду, предметы быта, технику, чтобы было «все как у людей», забывая спросить, нужно ли это именно вам.
Подумайте, какой из кризисов, как вам кажется, недопрожит и дает о себе знать, как старая рана? Какие действия захотелось предпринять?
Давайте подведем итоги и вспомним главное, что успели узнать о возрастных кризисах.
👥 Лев Выготский и Эрик Эриксон — два психолога, которые внесли значительный вклад в развитие возрастной психологии.
📌 Человек на протяжении всей жизни проходит через ряд кризисов. Это кризисы нормативные, то есть в норме они должны быть.
⚖️ В психологии под кризисом понимают ситуацию выбора или этап роста.
🗣 Кризис не может пройти незамеченным. Если он не проявился, значит человека подавили или он «застрял».
🤱 Кризис первого года. У годовалого ребенка задача — изучать мир вещей отдельно от матери, увеличивать степень свободы и независимости. Умение ходить меняет самосознание ребенка. Младенец до года делает выбор между доверять или не доверять миру.
👶 Кризис трех лет. Формулируется словами «Я сам!», «Нет!», «Мое!». Перед ребенком встает выбор: укреплять свою автономию или ощущать стыд и сомнения. Он учится с помощью родителей различать и называть свои эмоции.
👧 Кризис дошкольного возраста. Выбор между двумя крайностями: инициативой или чувством вины.
🧑 Кризис 7 лет. У ребенка заметно улучшаются когнитивные способности и усидчивость. Он научился различать свои эмоции. Это признаки психической готовности к школе.
👩❤️👨 Подростковый кризис 11–12 лет. Открытие: «Я уже не ребенок. Я юноша (девушка)!». Снижаются когнитивные функции и из-за этого страдает учеба. Задачи подросткового возраста: научиться строить отношения с людьми; выбор между трудолюбием и ощущением собственной ценности или чувством недооцененности. Подростку важно ощутить, что его труд не напрасен. Иначе он становится апатичным.
🧑🎤 Юношеский кризис. Становится важным понять свои желания в плане дальнейшей учебы, выбора профессии, места жительства и отделить их от желаний родителей. Юношество длится от 12–13 до 18–19 лет и знаменуется становлением личности. В этот период жизни человек выбирает между обретением или потерей идентичности.
👩🦰 Кризис 20–30 летних. Конфликт: близость и изоляция. Либо человек решает, что ему нужны близкие отношения, друзья, семья. Либо он уходит в изоляцию и решает жить сам по себе.
👱♂️ Кризис среднего возраста. Возникает в промежутке с 30 до 40 лет. Конфликт двух противоположных исходов: интегративность — застой. Интегративность означает, что человек использует все свои связи, чтобы реализовать идеи и стремления. На первый план выходят цели и желания созидания, становится важна самореализация.
👴🏻 Кризис старшего возраста. С 40 до 65 лет. Чувство полноценности или отчаяние. Либо человек радуется плодам своей работы и социальной жизни, либо впадает в отчаяние, что остался ни с чем. От результатов прохождения всех предыдущих кризисов зависит, к чему в итоге придет человек — к чувству полноценности или отчаянию. После 65 это ощущение только усугубляется.
📚 Мы сделали подборку книг, которые пригодятся, если вам интересна тема возрастных кризисов.
📔 Филипп Перри. «Как жаль, что мои родители об этом не знали»
📙 Януш Корчак. «Как любить ребенка»
📕 Ю.Б. Гиппенрейтер. «Общаться с ребенком. Как?»
📗 Уильям Стиксруд, Джонсон Нед. «Самостоятельные дети»
📘 Мэг Джей. «Важные годы»
📓 Джеймс Холлис. «Обретение смысла во второй половине жизни»
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день