Рихард Вагнер
Ранние произведения и опера «Риенци, последний трибун»
Вагнер долго шел к успеху — через целую череду неудачных, по его мнению, произведений. Обсудим историю становления композитора и разберем его оперу «Риенци».
Кого копировал Вагнер в своей первой работе? Кто был его учителем? Можем ли мы считать Симфонию до мажор Вагнера радостной музыкой? Поговорим о ранних годах композитора.
👨👩👦 Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге в семье полицейского чиновника Фридриха Вагнера. В том же году тот умер от тифа, и его вдова вышла замуж за актера и драматурга, рокового красавца Людвига Гейера, который, возможно, и был настоящим отцом Вагнера.
🧑🏫 По поощрению Гейера Вагнер с 15 лет начинает изучать композицию у Кристиана Готтлиба Мюллера, довольно среднего композитора, но хорошего теоретика и, главное, музыкального энтузиаста. Он организовал музыкальное общество «Эвтерпа», и он же продирижировал премьерой первого произведения двадцатилетнего Вагнера — Симфонии до-мажор. Именно так, без номера, поскольку это было первым и единственным экспериментом Вагнера в этом жанре.
🙇 Точно так же, как Бизе для выпускного экзамена в консерватории написал одну единственную совершенно классическую симфонию, и тоже в до мажоре (она впервые была исполнена только в 1935 году и стала известной преимущественно благодаря балету Джорджа Баланчина), Вагнер, будучи уже студентом Лейпцигского университета, пробует свои силы в этом традиционном немецком жанре.
→ Джордж Баланчин. Симфония до-мажор. New York City Ballet, 1973 год.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/xw_sb2MttweZQw
⏱ Время прослушивания: по желанию.
4️⃣ Симфония Вагнера так же классична, в ней четыре части. Первая часть, где сонатную форму предваряет медленная интродукция с несложным контрапунктом и бесконечными оркестровыми педалями, не вполне удачна. Здесь есть только намеки на его будущий стиль. Подразумеваемые глубина, масштаб и объем не находят пока адекватного технического выражения. Вторая медленная часть тоже не слишком удачная, но небольшого размера скерцо в третьей части и особенно кода в четвертой, где для достижения динамического эффекта темп ускоряется вдвое, оставляют замечательное впечатление. В самой симфонии слышно влияние Моцарта и Бетховена, даже можно расслышать «музыкальные моменты», скопированные с одного и другого, эта симфония похожа на любое другое ученическое сочинение этого жанра и эпохи.
⛅️ Выделяют ее, пожалуй, три вещи — замечательное чувство оркестровых тембров, ясно выраженное стремление к медленным темпам и то, что называется трудноопределимым в технических характеристиках словом «атмосфера». Эта музыка хоть наполнена юношеской витальностью, да и написана к тому же в тональности до мажор, никакого света в себе не содержит. Если это радость, то довольно грозная, с тревожным подтекстом. В эту музыку вшито предощущение трагедии.
→ Рихард Вагнер. Симфония до мажор. Исполняет симфонический оркестр берлинского радио под управлением Хайнца Рёгнера.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/UZd3aXXRIa9nLg
⏱ Время прослушивания: по желанию.
Долги, ссоры, революции в Европе и первый оперный успех Вагнера.
🌍 Следующие десять лет своей жизни Вагнер проводит в скитаниях. Он работает дирижером и хормейстером, зарабатывает на жизнь музыкальной критикой и переоркестровкой партитур. Он служит в Вюрцбурге, Магдебурге, Кенигсберге, Риге, нигде надолго не задерживается, отчасти из-за обстоятельств, отчасти из-за своего дурного нрава — центром Вселенной он с юности видит себя, что не может не вызывать недовольства других людей. Вагнер ведет жизнь чрезвычайно бедную, влезает в долги (эта привычка сохранится с ним на всю жизнь), ссорится, мирится, снова ссорится и, конечно, пишет музыку.
❌ После премьеры симфонии, в том же 1832 году он начинает писать оперу «Свадьба», но ничего не удается, и Вагнер уничтожает либретто и партитуру — до нас дошло всего три небольших фрагмента. В 1833 году появляется вебернианского духа опера «Феи», либретто к которой пишет сам Вагнер, но ее постановка сначала откладывается, а потом и вовсе отменяется — оперы на немецком языке на революционный сюжет не в почете, власть боится роста националистических настроений. По Европе шагает череда революций, эхо парижских событий 1830 года быстро докатывается до Германии, в 1831 году в Саксонии принята конституция, в воздухе висит предчувствие перемен, и у правителей и цензоров нет большого желания пробуждать народных дух почем зря.
→ Рихард Вагнер. Увертюра к опере «Свадьба».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/xZ1Ej_W5E-KEsw
⏱ Время прослушивания: 6,5 минут.
→ Рихард Вагнер. Увертюра к опере «Феи».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/yobCIV6a922XpA
⏱ Время прослушивания: 14 минут.
👏 Первый крупный оперный успех приходит в 1842 году, когда в дрезденском придворном театре проходит премьера оперы «Риенци, последний трибун». Здесь Вагнер громко заявляет о себе: «Да, я мегаломан, но вы будете слушать мою музыку» — опера длится без малого пять часов. (Опера «Феи» была справедливо названа композитором большой романтической оперой, а она длится три часа). Вдохновением для сюжета стал роман Эдварда Булвер-Литтона, который повествует о жизни реального исторического персонажа.
🏟 Кола ди Риенцо, выходец из народа, блестящий оратор, который в середине 14 века решил преобразовать Рим в духе древней республики, сместил его сенаторов, планировал объединить Италию и следующим шагом хотел сделать восстановление римской власти по всей ойкумене. Но и в Риме это не удалось — единственным средством бороться с могущественными римскими семействами было повышение налогов простому люду, и если несколько лет римляне это терпели, то в конце концов во время очередного восстания он совершил неудачный побег и был убит и попран теми же людьми, от чьего имени пытался править.
🔥 Эта трагическая история извращения добрых помыслов на пути к власти у Вагнера переработана в романтическом духе. В опере Риенци — благородный герой, которого побеждают обстоятельства непреодолимой силы. Если настоящему Коло ди Риенцо пришлось бежать из Рима и возвращаться в него несколько раз, то в опере он тверд, как скала, и погибает героически, в охваченном пламенем Капитолии. Видел ли в образе Риенци Вагнер сам себя, неизвестно — вполне возможно, что так. И, в отличие от Риенци, Вагнера на его пути ждал успех.
🇫🇷 «Риенци» построена по схеме большой французской оперы с массовыми сценами и балетами. Свойственная музыке Вагнера величественность есть, но с удержанием всей структуры на протяжении пяти актов возникают сложности. У Вагнера еще нет теории музыкальной драмы, он ориентируется на прошлое и современность, ища новые пути. Номера оперы вполне замкнуты, отдельны, и эта замкнутость им только вредит. Настоящие завоевания впереди.
→ Увертюра к опере «Риенци». Исполняет Венский филармонический оркестр под управлением Карла Бёма.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/pejGJRrcNMsl8Q
⏱ Время прослушивания: 8,5 минут.
→ Макс Лоренц. Молитва Риенци из оперы «Риенци».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/RbU2XQx40zdf9A
⏱ Время прослушивания: 8,5 минут.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день