angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рихард Вагнер

Летучий Голландец: трудный путь «оперы мечты»

С оперой «Летучий Голландец» начинает формироваться особенный вагнеровский стиль. Посмотрим, как композитор работал над произведением, и разберем, что у него получилось.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

«Летучий Голландец» Рихарда Вагнера — первое его произведение в действительно новой эстетике.

🌊 История его появления почти ничем не примечательна. В 1839 году Вагнер вместе со своей первой женой Минной Планер отправляется из Риги в Лондон. Причина — побег от кредиторов. Морской путь, идеальный способ побега, был нелегким: на Северном море разразилась буря, кораблю пришлось искать укрытия среди фьордов. Вагнер как истинный романтик при столкновении с грозной стихией испытывал чувство возвышенного, запомнил его и направил в творческое русло.

🚂 В Лондоне чета не задержалась, Вагнер и Минна почти сразу направились в Париж, где оказались к осени 1839 года. Чтобы заработать на жизнь, Вагнер занимается привычным рутинным трудом — переоркеструет и оркеструет оперы, пишет критику и рассказы на музыкальную тему. Заканчивает работу над «Риенци» и начинает новую «оперу своей мечты» — одноактное произведение на мотив древней легенды.

📜 В 1840 году Вагнер написал черновик либретто, основываясь на сатирическом рассказе Генриха Гейне «Из мемуаров господина фон Шнабелевопского». Это его слова, но в их правдивости есть сомнения. Сама легенда была очень хорошо известна в Европе, у Гейне ей посвящены всего пара абзацев, которые вплетены в любовное повествование очаровательно легкомысленного героя. Возможно, Вагнер пытался и подчеркнуть немецкость своего творчества, и пробить путь оперы к постановке именем Гейне, имевшего тогда всеевропейскую славу. Если этот рассказ и был источником, то здесь нужно отдать должное фантазии Вагнера, который сделал либретто сложнее и загадочнее, чем сама легенда.

🏛 Черновик был продан директору парижской оперы, на него была написана опера, которая канула в Лету, а Вагнер продолжил работать. В 1841 году он заканчивает оперу в общих чертах и делит ее на три акта — так больше шансов ее поставить. В 1842 году, когда «Риенци» была принята к постановке в Дрездене, Вагнер испытал первый крупный успех, наладил неплохие отношения с королевским двором и довольно быстро стал капельмейстером придворного оркестра (успев немного посидеть в долговой яме).

🤯 Тем не менее, эта должность не посулила опере успеха. Спустя несколько представлений ее партитура на пару десятилетий отправилась в стол. Что же было причиной? Если «Риенци» была хоть и эпического масштаба, но более или менее привычной романтической оперой, то «Летучий Голландец» был совершенно непонятным. После привычной увертюры начинался большой по протяженности первый акт, где два персонажа, моряк Даланд, укрывшийся от шторма в бухте, и Голландец ведут диалог. Ничего не происходит, вокруг шторм, корабли стоят со спущенными парусами, два персонажа общаются друг с другом и скорее мелодекламируют, чем поют.

🤦 Запоминающихся мелодий есть всего одна или две, отсутствуют явные деления на речитативы и арии (хотя некоторая замкнутость присутствует). Никогда еще в опере первый акт, тот, который должен захватить внимание публики и заплести интригу, не справлялся так плохо со своей задачей. Это сейчас мы смотрим на раннего Вагнера через призму завоеваний позднего, а в то время такой жест был просто непонятен. Тем не менее, интрига заплетена — моряк Даланд обещал дочь Голландцу, соблазнившись его богатством.

Джордж Лондон. Монолог Голландца.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/WEb6niDihlqjfw
Время прослушивания: 11 минут.

Разбитое сердце, стихия и счастье в смерти, — продолжаем разговор о «Летучем Голландце».

📿 Второй акт начинается в доме Даланда, девушки ткут и веселятся (сразу вспоминаются Норны, плетущие нити судьбы). Дочь Даланда, Сента, находится в своей отдельной реальности — она одержима историей Голландца, которому мечтает быть верной женой.

💔 В любой романтической опере должна быть несчастная любовь. Эрик, молодой охотник, приносит весть о том, что корабль Даланда прибыл. Он удерживает Сенту от того, чтобы идти со всеми, признается ей в любви и рассказывает, что видел сон: она исчезла в море вместе с таинственным незнакомцем.

💑 Рассказ имеет эффект совершенно противоположный подразумеваемому: Сента укрепляется в своем желании быть с Голландцем. Вскоре он прибывает вместе с Даландом, Сента и Голландец поют зачаровывающей красоты любовный дуэт, который благодаря очень медленному темпу может привести слушающего в медитативное состояние, но если и нет, то оставляет, как и баллада Сенты, ощущение чего-то совершенно неземного. Два голоса, неспешно плывущие по неторопливым волнам музыки, сами повторяют их рельеф и будто бы растворяются в море.

Джесси Норман. Баллада Сенты.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/5KYy3foP3pcIyQ
Время прослушивания: 8,5 минут.

Млада Худолей, Евгений Никитин. Дуэт Сенты и Голландца.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/NOoGmtkt1nlvrg
Время прослушивания: 4 минуты.

⚓️ Третий акт происходит в бухте, где пришвартованы корабли. Веселые норвежские матросы пытаются уговорить выйти команду корабля Голландца на берег, команда ведет себя очень странно, и отвечает так, что становится жутко. После этого жизнерадостные норвеги прекращают попытки контакта. Эрик снова уговаривает Сенту не идти замуж за Голландца, Голландец подслушивает этот разговор, и, уже будучи полон разочарования в жизни, думает, что Сента предала его. Он поднимается на корабль и дает сигнал к отплытию. Сента, все счастье жизни которой рушится на глазах, поднимается на высокий утес и на тревожном аккорде бросается с утеса. Музыка сразу становится мажорной — и Голландец, и Сента, и команда корабля нашли счастье в смерти.

🙁 Оригинальная задумка Вагнера о непрерывной одноактной опере потерпела провал, хотя иногда «Летучий Голландец» и ставится таким образом, без антракта. Но три сцены монтируются друг с другом так, что баланс действия распределен довольно интересным образом. Вся опера парадоксально напоминает структуру арии la solita forma: речитатив, где двигается сюжет, ария, где разворачивается чувство и кабалетта, где происходит разворот к действию. В первом акте завязывается интрига, да и сама музыка похожа на один затянувшийся речетатив, во втором акте разворачиваются чувства Сенты, Эрика и Голландца, а в третьем, небольшом акте, происходит стремительное развитие событий.

Финал оперы. Сента — Дебора Войт, Голландец — Бернд Вайкль, Эрик — Йорма Силвасти.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/KK-AKhy_1bycfw
Время прослушивания: 14,5 минут.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

⌛️ Хотя эта опера была встречена холодно в его время, если бы Вагнер не написал ничего после «Голландца», он уже бы остался в истории музыки. Удивительный драматизм и сила чувств, игра контрастов (блестящее изображение комического при общем мистически серьезном настрое музыки), умелое расплавление номеров внутри действия, где один подготавливает другой, медленно переливающиеся волны оркестра и голосов, — все это было внове и прослеживалось то в форме идей, то в некоторых музыкальных моментах. Но сквозное действие, превратившее целый второй акт в одну арию, было чем-то совершенно непривычным, а после стало чарующим и удивительным.

️ Чтобы понять, насколько это было новым, можно сравнить «Голландца» и любую другую оперу 1843 года. К примеру, «Ломбардцев» Верди, чрезвычайно актуальных и вызвавших успех, или «Дона Паскуале» Доницетти. Вагнер стоит гораздо ближе к нашему времени.

Гаэтано Доницетти. Увертюра к опере «Дон Паскуале».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/WDrp5bzTFI7o9w
Время прослушивания: 6 минут.

Джузеппе Верди. Увертюра к опере «Ломбардцы».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/NgT4K0fsyTYLoA
Время прослушивания: 4,5 минут.

Рихард Вагнер. Увертюра к опере «Летучий Голландец».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/R0fbVjNFH_bEyQ
Время прослушивания: 11 минут.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;