Рихард Вагнер
«Валькирия»: вторая опера из «Кольца Нибелунга»
Вагнер стремится переосмыслить оперу для себя лично и музыки в целом. В этой части поговорим о его революции и разберем «Валькирию».
🙇♂️ «Валькирия» была написана следом за «Золотом Рейна», в течение приблизительно четырех лет с 1852 по 1856 год. Вагнер продолжал жить в Швейцарии и помимо написания опер занимался созданием своей философии искусства. Он был хорошо образован, помимо музыки в Лейпцигском университете изучал еще и философию, не миновало его увлечение идеями Шопенгауэра.
👨🎨 Отдаление от погруженного в бессмысленную беготню мира Вагнер воспринял вовсе не в шопенгауэровском пессимистичном ключе. Конечно, мир и с его точки зрения был в целом бессмыслен и несовершенен, но Вагнер, наоборот, решил стать тем, кто его изменит через искусство, прямо воздействующее на душу человека в обход «лжи и лицемерия политических партий».
🦹🏻♂️ Итак, главный и основной постулат — искусство не для развлечения, а для великих целей изменения общества и человека. Плюясь ядом в сентиментальных романтиков, которые создавали произведения «в моде», «в традиции», он одновременно делал революцию в музыке.
💡 Лучшим средством для революции должно было стать великое, важное, то, что превосходит все прочие искусства. Высшей формой искусства Вагнер считал не симфонию, а оперу. Хотя, чтобы написать хорошую симфонию, требуется большее (и весьма специфическое) умение, чем для хорошей оперы, опера превосходит симфонию в смысле количества включенных в нее искусств. Это и музыка, и текст, и актерская игра, и голос, и живопись, и скульптура, и даже архитектура. Все это, сведенное вместе, должно воздействовать на зрителя с удесятеренной силой.
🥂 Чтобы сила этого воздействия была максимальной, нужно было изменить отношение к опере. На момент 1850-х годов опера была все еще преимущественно итальянской, и даже если несла в себе большие идеи и серьезные смыслы, как событие имела оттенок очаровательной светсткости.
💄 Местом для серьезности были театрализованные церковные службы, а в театрах горел свет, в ложах во время представления принимали гостей, любовников, любовниц, трапезничали, курили, разговаривали о делах, замирая в тот момент, когда на сцену выходила примадонна. Хотя такой дух свойственен был, скорее, аристократическому 18 веку, к середине 19-го он еще не успел окончательно выветриться.
🌚 Как Вагнер воздействует и на слушателя? Гасит свет в зрительском зале и невероятно углубляет оркестровую яму, дополнительно скрывая дирижера за навесом. Конечно, это произошло на 20 лет позже и не относится к 1850-м годам, но идея была сформулирована уже тогда.
🧜🏻♀️ Универсализм Вагнера и привел к идее лейтмотивов, глубокому символизму опер, которые говорят через все доступные медиумы, иногда даже через имена персонажей. К примеру, в «Золоте Рейна» все три Дочери Рейна названы именами, связанными с водой.
→ Прелюдия к опере «Валькирия».
Видео-пример:
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.
→ Монолог Зигмунда из 1 действия Ein Schwert verhieß mir der Vater.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/Tcw2K8Ea6Mqeog
⏱ Время прослушивания: 7,5 минут.
→ Обзор лейтмотивов оперы «Валькирия».
Видео-пример: https://yadi.sk/i/gg0raua_GLH_Hw
⏱ Время прослушивания: 14 минут.
В основе сюжета «Валькирии» — история Зигмунда и Зиглинды, детей Вотана и Фрики. Мы переносимся во времени, но остаемся в прежнем месте. Опера, как и «Золото Рейна», как и почти все последующие оперы, поделена на три сцены.
🏕 Действие первой части происходит на берегах Рейна. Мир людей, действуют в нем тоже люди. Путник (Зигмунд) ищет убежище от урагана, на его пути попадается хижина, где живут Хундинг и его жена Зиглинда. Зигмунд и Зиглинда не знакомы друг с другом, но кажутся удивительно похожими. Хундинг пытается выведать у Зигмунда, кто он на самом деле, Зигмунд не называет себя, но рассказывает свою полную биографию, как его сестру похитили, мать убили, а отца он потерял в скитаниях. Хундинг понимает, что перед ним сын Вотана и земной женщины, а значит, его враг (и брат его жены) — на следующий день он хочет с ним сразиться. Но Зиглинда опаивает Хундинга снотворным, рассказывает Зигмунду о том, что одноглазый незнакомец (в котором узнается Вотан) спрятал волшебный меч где-то неподалеку. Зигмунд достает меч, узнает его как меч своего отца, Зиглинда с Зигмундом узнают друг друга как брат и сестра, без памяти друг в друга влюбляются и бегут вместе.
→ Клаус Кристиан Фогт. Winterstürme. Сцена перед побегом Зигмунда и Зиглинды.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/8VzI-B0LlCt1SQ
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.
→ Интересная версия этой же арии, записанная баритоном Томасом Хэмпсоном.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/IgbsHbfPTORlLw
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
😱 Если с Зиглиндой и Зигмундом как с персонажами здесь все достаточно понятно, то образ Хундинга оказывается сложнее для расшифровки. Часто его делают стереотипным злодеем, в современных постановках — мужем-абьюзером. Но — как это раскроется в следующем действии, объективная правота законов семьи и рода (одинаковых для людей и богов) находится на стороне Хундинга, кровосмешение против всех правил. А симпатии Вагнера находятся, наоборот, на стороне Зигмунда, поскольку он наделен силой всепобеждающей любви и вообще бунтарь, идет против всех правил. Поэтому Хундинг здесь — человек, стойко придерживающийся своих принципов, и не без благородства — вместо того, чтобы сразить ослабленного бурей Зигмунда, он назначает поединок на следующий день, а что до насильной женитьбы на Зиглинде — для древнегерманских легенд в этом нет вообще ничего необычного.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
⚔️ Второй акт начинается в Вальхалле. Вотан просит свою дочь Брунгильду, валькирию, даровать Зигмунду победу, но после ухода валькирии появляется его жена, Фрика, которая требует наказать Зигмунда за нарушение законов. Вотан передумывает, снова призывает Брунгильду и просит ее покарать Зигфрида. Она отправляется в путь и находит выбившихся из сил Зигмунда и Зиглинду в скалистом ущелье, но пылкая любовь Зигмунда находит отклик в ее душе, и она решает защитить его. Появляется Хундинг. Брунгильда защищает Зигмунда в поединке, но это видит Вотан и разбивает своим копьем меч Зигмунда, которого тут же убивает Хундинг. Брунгильда собирает обломки меча, берет Зиглинду и бежит. Вотан отправляет других валькирий в погоню и убивает Хундинга — так конфликт исчерпан, хотя и с неожиданной стороны.
→ Сцена Зигмунда и Брунгильды. Брунгильда — Нина Штемме, Зигмунд — Саймон О’Нил.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/KWF_BGHsWnysbA
⏱ Время прослушивания: 18 минут.
→ Каноническая Брунгильда в исполнении Кирстен Флагстад. Обратите внимание на пластику, это традиция еще из 19 века, сохранившаяся в Байройте практически неизменно благодаря Козиме Вагнер, вдове композитора, которая дожила до 1930 года.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/TFY5al8BxLvI1Q
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
→ Современная Брунгильда в исполнении Кристен Гёрке. В этом исполнении меньше условного и больше «земного», но оно тоже совершенно замечательное.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/mBuxtU2Hy9GrDA
⏱ Время прослушивания: 1 минута.
🔮 Третий акт — где-то на земле, снова звучит тема полета валькирий. Они настигают Брунгильду и Зиглинду, отказываются помочь Брунгильде, но помогают Зиглинде спрятаться в лесу. Брунгильда открывает Зиглинде, что она беременна от Зигмунда, и их сын, Зигфрид, станет великим героем, который сможет восстановить разбитый копьем Вотана меч. Вотан настигает Брунгильду и наказывает ее за ослушание: разжалует из Валькирий и усыпляет волшебным сном. Первый, кто разбудит ее, должен стать ее мужем, но устраивает так, что пробраться к ней сможет только великий герой.
→ Прощание Вотана в исполнении Александра Кипниса, запись 1926 года.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/A6zmNGr091g-Xw
⏱ Время прослушивания: 13 минут.
→ Прощание Вотана в исполнении Дональда Макинтайра, запись 1980 года.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/YDLQ32_spqt__w
⏱ Время прослушивания: 10 минут.
1. Разрез оркестровой ямы театра в Байройте
2. Оркестровая яма во времена Вагнера
3. Оркестровая яма, современный вид
4. Декорация к опере «Валькирия» в постановке Сергея Эйзенштейна
5. Сергей Эйзенштейн во время постановке «Валькирии», 1940 год
6. Александр Давыдов в роли Зигмунда
7. К. Э. Деплер. Эскиз костюма Брунгильды в опере «Валькирия»
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день