angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рихард Вагнер

«Зигфрид»: третья опера из цикла

Знакомый каждому образ — благородный рыцарь Зигфрид. В этой части узнаем, как его представлял Вагнер, и послушаем великих вагнеровских теноров.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Посвятим время опере «Зигфрид»: семейные тайны, любовь, рыцарская честь и доблесть.

💞 «Зигфрида» Вагнер написал к 1857 году, после чего оставил работу над «Кольцом» на 12 лет. Занимаясь «Гибелью богов», он внес в «Зигфрида» некоторые коррективы. Приблизительно в это же время происходит роман Вагнера с Матильдой Везендонк, о котором будет рассказано подробно в связи с «Тристаном и Изольдой».

Прелюдия к первому действию.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/BsP71J_3q3HnfQ
Время прослушивания: 4 минуты.

🤱 К моменту действия «Зигфрида» прошло около двадцати пяти лет. Сам Зигфрид, сын Зигмунда и Зиглинды, находится на воспитании у Миме, брата Альбериха, с которым мы познакомились, слушая «Золото Рейна». Миме, брат Альбериха, нашел умирающую Зиглинду с новорожденным сыном и взял его себе.

🦸🏻‍♂️ Зигфрид — рыцарь, воин, благородный, сильный телом и духом. В образе Зигфрида, который появляется из леса в звериной шкуре и с живым медведем, можно найти отражение еще старых просвещенческих идей о «благородном дикаре», пересмотренных, правда в героическом духе. Цивилизованность не сковывает силу, брутальность, порывистость необузданного Зигфрида, но эти качества уравновешиваются его благородностью, которая объясняется одновременно и Природой, в которой нет ничего дурного, и кровью — ведь Зигфрид приходится внуком богу Вотану.

👹 Миме — наоборот, трусоват, подловат, но чрезвычайно комичен. Если вынести за скобки серьезность Вагнера и общий героический пафос музыки, Миме можно вполне представить героем какого-нибудь зингшпиля. Но история, в которой он принимает участие, чрезвычайно серьезна.

😵 Миме рассказывает Зигфриду часть правды о его происхождении: раскрывает имя матери, отца не называет, но говорит об обломках меча. Зигфрид требует Миме выковать меч и направляется в лес. В обличии Путника приходит Вотан, Миме пытается его прогнать, но соблазняется предложением — Путник отгадает три любых загадки или же отдаст Миме голову. Здесь можно увидеть вполне точный прототип «сцены загадок» в пуччиниевской «Турандот» — только у Пуччини, как настоящего итальянца, весь сюжет строился вокруг любви, а у Вагнера смысл сцены загадок имеет оттенок доблести и, вместе с тем, мистики, это иллюстрация того, как боги взаимодействуют понятным миру способом.

Путник рассказывает о том, что меч может выковать только тот, кто не ведает страха, и этим мечом снесут голову Миме, после — уходит, и тут возвращается Зигфрид. Он начисто лишен чувства страха, просто не знает, что это такое. Миме рассказывает Зигфриду, Зигфрид просит Миме научить его искусству ковки. Сцена ковки меча очень подробна и реалистична: Зигфрид кует меч (мы слышим лязг молотка), погружает его в воду, изготавливает рукоять, а потом разрубает наковальню пополам. Музыка здесь полна отчаянного, безудержного героизма. Особенно ярко на этом фоне выделяются фразы испуганного Миме: он задумывает напоить Зигфрида ядом, как только он победит Фафнера, чтобы завладеть золотом и кольцом.

Монолог Путника.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/jMktqiW_FthEYQ
Время прослушивания: 3,5 минуты.

Сцена Загадок.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/9dkcPZSxGAFo4w
Время прослушивания: 8 минут.

Сцена ковки меча.
Видео-пример: на Юhttps://yadi.sk/i/Gxg2F1SyTc1iew
Время прослушивания: 6 минут.

💍 Во втором действии Вотан предупреждает Альбериха и Фафнера о том, что они в опасности, и пытается заполучить кольцо — мол, если Фафнер его отдаст, то любая опасность минует. Фафнер отказывает, а Вотан, посоветовав Альбериху примириться с братом, со смехом скрывается в лесу. Зигфрид побеждает Фафнера, обретает способность слышать голоса птиц и теперь уже становится ведом не вечно обманывающим миром, где Нибелунги, боги, люди и великаны никак не могут между собой договориться, а природой, которая — самый надежный и честный союзник. Ему открывается правда о намерениях Миме, Зигфрид убивает его и, как любой нормальный герой после того, как одержал победу над чудовищем, отправляется завоевывать красавицу, о которой ему рассказала птичка.

🌳 В конце третьего акта есть известная сцена «шелест леса», которая часто исполняется отдельно. Если между операми можно выпустить хоть двадцать пять, хоть пятьдесят лет, и показать персонажей — кого-то тем же самым, кого-то изменившимся, то когда трансформация героя является важной частью сюжета оперы, ее необходимо как-то изобразить. Если бы мы говорили об итальянской опере, то трансформация выглядела бы так: в речитативе герой бы изложил подробности своего положения, в арии бы пропел о чувствах, которые в связи с этим испытывает, а в кабалетте предпринял бы решительные действия или пережил изменение обстоятельств. Но у Вагнера происходит удивительная вещь. Зигфрид отдыхает, бессловесно, и вместе с тем растет. Слова заменяют лейтмотивы, они сплетаются в полноценный сюжетный нарратив.

Сцена боя Зигфрида с Фафнером.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/yj-lbEEax3c7ng
Время прослушивания: 14 минут.

Сцена шелеста леса.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/9anair9WZ8ECpw
Время прослушивания: 6 минут.

🔱 Третье действие имеет цикличную смысловую композицию, в которой сквозь радость любви предчувствуется беда. В начале Вотан пытается узнать у Эрды, богини земли, как это все прекратить, но гибель богов кажется неизбежной. Вотан встречает Зигфрида, который выспрашивает у него, где спит красавица, о которой ему рассказала птичка. Вотан отвечает настолько туманно, насколько это возможно, Зигфрид разбивает его копье, и молния, вырвавшаяся из копья, указывает на вершину горы. Там находит окруженную кольцом огня Брунгильду и будит ее. Как мы помним из финала оперы «Валькирия», Брунгильда будет принадлежать тому, кто ее разбудит. Все оставшееся действие представляет собой развернутый любовный дуэт; Брунгильда больше не обладает силой валькирий, в конце они желают смерти миру богов. Беззлобно, но безапелляционно, в духе «провалитесь вы все». В этом действии материализуются тревожные предчувствия Вотана времен «Золота Рейна», они выражаются в том, что его сила переходит к внуку, а значит, начинает перетекать из мира богов в мир людей.

Сцена Вотана и Эрды.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/SMffC9jE5BARyg
Время прослушивания: 8 минут.

Финальный дуэт Зигфрида и Брунгильды.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/N0rNmlWlTd6yZw
Время прослушивания: 2 минуты.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Зигфрид
2. Польский тенор Ян Решке в роли Зигфрида
3. Сцена ковки меча
4. Афиша премьеры «Зигфрида» в Венгерском оперном театре, 19 марта 2017
5. Леонид Захожаев (справа) в главной роли в опере «Зигфрид» Мариинский театр

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;