Рихард Вагнер
«Золото Рейна»: первая опера из цикла «Кольцо Нибелунга»
Начинаем знакомство с колоссальным циклом Вагнера «Кольцо Нибелунга». В этой части узнаем, как композитор начинал писать цикл и разберем первую оперу — «Золото Рейна».
Обсуждаем «Кольцо Нибелунга» — колоссальный цикл из четырех опер Вагнера, сагу продолжительностью 15–16 часов.
📖 В основу ее положен германский миф о Нибелунгах, но будто бы одного эпоса Вагнеру было недостаточно, он еще решил прибавить к источникам для либретто исландский эпос — Младшую и Старшую Эдду. Либретто писал сам Вагнер, и достаточно коротко. Действительно, если совсем сжать пересказ, можно уместить его на половине листа А4. Но в этом рассказе была идея мощного ответа всей античной традиции, греко-римской культуре.
💥 «Кольцо» начало создаваться в изгнании. Как мы уже знаем по «Риенци» и «Летучему Голландцу», бытовые неурядицы и жизненные катаклизмы никогда не сказывались дурно на продуктивности Вагнера, его способности рождать новые идеи. Цейтнот, побеги, ссоры были естественной для него средой. В 1849 году он участвует в дрезденском восстании. Поводом послужило то, что правитель Саксонии Фридрих Август II отказался принять новую конституцию, которая упраздняла бы его полномочия. Восстание имело краткий успех, но было подавлено, Вагнера объявили преступником, и он под другим именем бежал в Швейцарию.
💰 Идеи, заставившие Вагнера принять участие в восстании, были совершенно упоительны. Будучи придворным капельмейстером, он считал, что государство обязано поддерживать творцов и платить ему, Вагнеру, деньги вовсе не за капельмейстерство, а за создание великого национального искусства. И, конечно, обеспечивать все его постановки. Если бы деньги приходили из другого источника — допустим, налогов граждан республики, и не по высочайшему соизволению, а по закону, то это его бы тоже вполне устроило.
🕰 Вагнер понимал, что с Фридрихом Августом шансов на это нет, да и время изменилось. Сама должность придворного капельмейстера уже совершенно вышла из моды. Это в 18 веке торжество роскоши дворов находилось в обрамлении музыки придворных композиторов, которые должны были работать для развлечения монарха и света. Французские революции явили Европе новый тип монарха в лице Наполеона, в искусстве произошла революция, и в середине 19 века капельмейстерская должность уже была анахронизмом.
🏔 Итак, Вагнер бежит в Швейцарию, долго обрабатывает, перерабатывает, дополняет текст либретто и в 1853–1854 годах пишет первую оперу — «Золото Рейна». По всей Европе в это время происходит поиск духа нации, немецкий дух должен быть ожидаемо северным, суровым, чуждым итальянской легкомысленной жизнерадостности и французской тонкой парфюмерии. Музыка тоже должна быть иной. Эпические сюжеты, величие замыслов привели и к реформе оркестра — в операх «Кольца» задействован четверной состав, особенно расширены басовые группы. И, конечно, здесь можно наблюдать великое новшество Вагнера во всей его красоте — лейтмотивы и сквозное развитие.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/UygPHswALr1eIw
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты.
🌍 «Золото Рейна» имеет один акт и четыре картины. Они отличаются характером музыки, в них звучат разные лейтмотивы и показываются разные миры. В первой — это воды Рейна, во второй и четвертой — Вальхалла, в третьей — мрачное подземное царство Нибелунгов.
🌊 Увертюра к опере довольно короткая, в ней звучит простая ми-бемоль мажорная секвенция, которая собой сотворяет мир Кольца. Он мягко переходит в лейтмотив переливающихся вод реки, а после — становится разнообразнее и превращается в мотив Дочерей Рейна. В нижеприведенном видео настолько хорошо показаны все лейтмотивы, что объяснять их еще подробнее смысла нет. Поэтому сосредоточимся на сюжете.
→ Видео от замечательно музыкального и театрального критика под ником Inner Emigrant (или Tnagrime Renni в Фейсбук), где указаны все лейтмотивы оперы.
Видео-пример:https://yadi.sk/i/YmxEI-plYqT46w
⏱ Время прослушивания: 14,5 минут.
🧜♀️ Занавес открывается, сцена показывает дно Рейна, где резвятся три русалки, Дочери Рейна. Из-под земли, прокопав себе путь из нибелунгского царства, появляется карлик Альберих. Он пытается получить любовь русалок и уговорами, и силой, но те отвергают его и издеваются над ним. Взошедшее солнце освещает верх горы, на ней сияет золото. Веселые Дочери Рейна, видя в Альберихе совершенно однозначную мотивацию, выбалтывают ему секрет: кто, отвергнув любовь, выкует кольцо из этого золота, тот станет властелином мира, что он и делает — проклинает любовь и забирает золото.
🧿 Следующая сцена переносит нас в Вальхаллу. Вотан и Фрика спят блаженным сном. Очень выразителен контраст между атмосферами сцен. Вечноподвижные воды Рейна, нелепая мелочная суета и похоть Альбериха, витальное веселье русалок изображается через постоянное легкое и мелкое движение в оркестре, музыкальная фактура сжимается и расправляется четко в соответствии с сюжетом. В Вальхалле же царит атмосфера разряженного воздуха на вершинах величия. Герои действительно кажутся титанами, музыка медленна, неповоротлива, чувства укрупнены. Время здесь течет по-другому.
🍎 Величественность сцены вступает в некоторый смысловой контраст с ее темой — торговлей богов и великанов за постройку замка. Вотан, верховный бог, обещал отдать им в награду Фрейю, сестру своей жены Фрики. И все бы ничего, но Фрейя — богиня юности, и бессмертия богам Вальхаллы не видать без яблок из ее сада. Вотан пытается заболтать великанов, но это получается только у хитрого Логе — он сообщает им о Золоте Рейна и Альберихе. Великаны соглашаются получить его, но берут Фрейю в заложники. Постаревший Вотан и Логе отправляются в Нибельхейм.
→ Кирстен Флагстад, Джордж Лондон. Wotan, Gemahl, erwache! (пробуждение Вотана).
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/F29JwhBXmWyKXQ
⏱ Время прослушивания: 9 минут.
→ Хайнц Цедник. Монолог Локе.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/P9mipty2ht41ZA
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
🛡 Сюжет третьей сцены очарователен своей средневековой хитростью. Музыка — стук молотков, рассинхронизированный с ней ритм музыки и голосов изображает то, как запыхались кузнецы, выполняя приказы ненасытного властолюбца Альбериха. Его брат, Миме, выковывает шлем, который делает его носителя невидимым или превращает во что угодно. Миме жалуется Вотану и Логе, тут возвращается Альберих, и Логе получает шлем обманом. Сначала сомневается в его могуществе, а когда Альберих превращается в дракона, просит сделаться чем-нибудь поменьше. Альберих превращает себя в жабу, и Вотан с Логе отбирают у него шлем и пленяют его.
→ Жалобы Миме и первое появление Альбериха в новом качестве.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🗿 Четвертое действие снова происходит в Вальхалле. Нибельхеймцы приносят Вотану и Логе все золото, которое они успели добыть за время власти кольца. Кольцо тоже входит в это количество, и Альберих, отдав кольцо, проклинает любого его обладателя. Приходят великаны. Они хотят золото, и так как в Вальхалле отсутствует привычная нам метрическая система мер, требуют осыпать Фрейю золотом так, чтобы ее не было видно. Последним элементом, который закрывает щелочку в шлеме, должно стать кольцо. Вотан сначала отказывается его отдавать, но на сцене появляется Эрда, которая предупреждает его об опасности и предрекает богам гибель. Вотан отдает великанам кольцо, за которое тут же разражается схватка между ними, где один убивает другого. Выживший великан удаляется, Вотан отправляется в свой новый великолепный замок. Здесь снова появляются Дочери Рейна, которые просят богов вернуть им их золото, но боги игнорируют их просьбы. Боги входят в Вальхаллу, опера заканчивается мощным фанфарным мажорным аккордом.
→ Ортун Венкель. Wie alles war, weiß ich (предупреждение Эрды)
Видео-пример: https://yadi.sk/i/lIr6h5IwSnHahQ
⏱ Время прослушивания: 5 минут.
→ Шествие богов в Вальхаллу.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/bUkCAJIMvCNeSA
⏱ Время прослушивания: 11,5 минут.
1. Рихард Вагнер в молодости
2. Рихард Вагнер в зрелости
3–5. Иллюстрации Артура Рэкхема к «Кольцу нибелунга»
6. Василий Шухаев. Эскиз костюма Вотана к неосуществленной постановке оперы Рихарда Вагнера «Золото Рейна». Народный дом, Петроград, 1918
7–8. Постановка «Кольца нибелунга» в Мариинском театре
9. Постановка «Кольца нибелунга» в Метрополитен-опера
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день