Женщины в нью-эйдже
Ведьмовство и Маргарет Мюррей
Ведьмовство зародилось задолго до нью-эйджа, но именно в новых религиях его связали с борьбой за равноправие и экологию. Познакомимся с Маргарет Мюррей и ее исследованиями.
История ведьмовства 🧙🏻♀️
Ведьм придумали не ньюэйджеры. Этот образ неразрывно связан со старой западной культурой. Образ, который мы находим и у Шекспира, и у Гете, и у Апдайка, и у Булгакова. Что мы знаем об их реальной истории? Подробней об этом можно узнать на нашей лекции «Охота на ведьм», но базовые вещи стоит вспомнить и сейчас.
🌐 Образ ведьмы — устойчивая часть европейского фольклора с эпохи раннего Средневековья. Ведьмовство упоминается уже в документах 10–11 веков, когда Великое переселение народов заканчивалось, и европейские народы перенимали христианство у последних римлян. Были ли среди этих народов женщины и мужчины, занимавшиеся магией? Да, безусловно: колдовство было хорошо известно и классической античности, и германским или славянским народам, пришедшим в Европу в ходе переселения.
🔮 Вплоть до Позднего Средневековья регулярной охоты на ведьм Европа не знала. Церковь сквозь пальцы смотрела на занятия магией, если речь шла не о ереси, а о простых народных практиках. В каждой деревне можно было найти старушку-травницу. Некоторые из идей, которыми такие старушки пользовались, могли восходить к языческому прошлому, некоторые они могли почерпнуть из античных преданий, кое-что приходило из интеллектуальных кругов в переводах с арабского и фарси. Но о язычестве речь, конечно, не шла: к 13 веку в Европе практически не осталось язычников, за исключением небольших финно-угорских и балтийских народов окраин.
⚗️ В 14 веке начинается охота на ведьм и достигает своего пика к 16–17 столетию. Хотя народное колдовство в этот период, конечно, существовало, подавляющее большинство казненных в ходе массовых преследований не имели к нему никакого отношения. Основную часть казненных в последней и самой тяжелой части охоты на ведьм составляли женщины, хотя в реальной простонародной магии женщины и мужчины были представлены, видимо, примерно поровну.
🔬 К концу 17 века охота на ведьм постепенно сходит на нет. На спад идет и народное колдовство: отчасти это было связано с тремя веками преследований, а отчасти — с начинающейся научной революцией и распространением медицинского образования. Именно целительство было главной сферой народной магии, и, наконец, его вытесняет научная медицина.
🧹 Традиционные приемы исцелений травами существуют в западной культуре до сих пор: если не современные люди, то их жившие в сельской местности бабушки и дедушки еще помнили, какие травы помогают от лихорадки, а какие от головной боли. Однако уже к 18 веку в большинстве регионов народная магия была очень простой: это были примитивные приемы исцеления и народных гаданий. Интересно, что в России народная магия в селах, по-видимому, смогла удержаться дольше, чем в большинстве европейских стран: сказывался низкий уровень урбанизации и грамотности, плюс — недоступность медицины.
🕯 К началу 20 века казалось, что образ ведьмы окончательно становится достоянием искусства и сказок: даже народные целители перенимали условно научный язык современного общества, предпочитая говорить о магнетизме, флюидах и аурах. Но не тут-то было. Напротив, в 20 веке ведьмовство запада обрело второе (а по существу, может быть, и первое настоящее) рождение. И, более того, оказалось тесно связано с феминистскими и с экологическими проблемами. Именно об этом ведьмовстве — викке, одной из важнейших составляющих современного нью-эйджа, — мы и поговорим.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяБабушка египтологии и культ ведьм 🔥
Появление нового ведьмовства стало возможно благодаря нескольким крупным фигурам. Важнейшими среди них были знаменитый оккультист Алистер Кроули, один из самых скандальных людей первой половины 20 века, и тишайшая дама, блестящая исследовательница Маргарет Мюррей. О Кроули мы еще поговорим позже, а вот на Мюррей остановимся сейчас.
🏴 Маргарет Мюррей родилась в Калькутте в 1863 в семье коммерсанта и миссионерки. Получила христианское воспитание. В юности успела поработать медсестрой, но, в конечном счете, возобладала другая страсть: любовь к истории. В 1894 году Мюррей поступила на недавно открывшуюся кафедру египтологии в Университетском колледже Лондона, и очень скоро стала первой преподавательницей археологии в Британской империи, а, скорее всего, одной из первых в мире вообще. В те времена женщины-преподаватели были событием крайне редким.
🏺 Вскоре Мюррей побывала на раскопках, где блестяще себя проявила. Ей поручили руководство кафедрой и раскопом. Конечно, ее не воспринимали всерьез: женщина, да еще молодая, крошечного роста — мужчины были возмущены тем, что они должны ей подчиняться. Ей понадобилось немало времени, чтобы доказать им, чего она стоит. Мюррей и правда была выдающейся ученой. Ее работы по египтологии специалисты изучают до сих пор.
⚖️ Вкупе со старыми размышлениями, опытом медсестры и общением с другими женщинами это закономерно привело Мюррей в ряды суфражисток. Лидером движения она никогда не была и даже долго не участвовала в суфражистских акциях публично, чтобы не смешивать научную жизнь с политической. Но позже стала открыто говорить о своих убеждениях. Словом, к Первой мировой войне Мюррей была немолодой успешной исследовательницей и политической активисткой, не имевшей никакого отношения к нью-эйджу.
🏞 Все поменялось в 1914 году. С началом первой мировой Мюррей застряла в Англии. Она не могла выбраться в Египет, который ее больше всего интересовал. Но пытливый ум не может долго простаивать без дела. Так что она занялась Гластонбери — местом, связанным с артуровским циклом и историей об Иосифе Аримофейском и Граале. Так началось увлечение Мюррей фольклором, скоро превратившееся в страстный интерес к магии и истории охоты на ведьм. В 1921 году она опубликовала свою первую работу о ведьмовстве — «Культ ведьм в западной Европе». Позже, в начале 1930-х она перепишет ее более популярным языком и назовет книгу «Бог ведьм».
📚 «Культ ведьм» и «Бог ведьм» описывали завораживающую и, как выяснилось, полностью ошибочную гипотезу. Мюррей полагала, что за охотой на ведьм стояла некоторая реальность. В полеты на метлах она не верила, но пришла к выводу, что ведьмы представляли собой массовый дохристианский культ, который в эпоху Средневековья сохранился в подполье. Это было преимущественно женское движение, связанное общим культом древних богинь и некоего рогатого бога. Она ассоциировала его с Паном, кельтским Кернунном (Цернунносом) и прочими рогатыми божествами индоевропейских мифологий.
⚰️ Со ссылками на множество источников Мюррей доказывала, что культ действительно существовал: женщины собирались в ковены, проводили ритуалы, использовали психоделики, практиковали магию. За это их и преследовала церковь, догадывающаяся о происходящем, но не понимающая его до конца. Клерики полагали, что ведьмы поклоняются дьяволу, когда на самом деле они поклонялись древнему богу. Все это Мюррей назвала «Старой религией», которая, по ее мнению, была мудрее христианства, больше заботилась об окружающей среде, была нацелена на равенство людей и предполагала равное положение женщин и мужчин.
🤷♂️ Даже выдающиеся ученые иногда ошибаются. Мюррей, не знавшая себе равных в египтологии, в исследованиях охоты на ведьм совершила целый ряд досадных ошибок. Исследователи заметили это сразу, и идеи Мюррей вызвали у них закономерный скепсис. Зато широкая публика восприняла идеи Мюррей на ура. «Бог ведьм» разошелся по рукам, и Мюррей стала гораздо более известна как специалистка по ведьмам, чем как египтолог. В 1929 Мюррей даже попросили написать статью о ведьмовстве для Британской энциклопедии. Эту статью с идеями Мюррей, исправно перепечатывали до 1968 года.
👩🏻🦳 Мюррей прожила поразительно долгую жизнь: родилась в 1863, умерла в 1963. Напоследок она успела написать книгу мемуаров с прекрасным названием — «Мои первые сто лет». Сохраняла полную ясность сознания до последних дней, писала, занималась египтологией и продолжала верить в свою ведьмовскую гипотезу. К 1960-м это стало объектом веры: среди серьезных ученых никто не относился к идее ведьмовского культа всерьез и, кажется, только почтение к «бабушке египтологии», останавливало чересчур резкую критику. А вот в эзотерических кругах идеи Мюррей нашли полное понимание.
Влияние Мюррей 🤔
Идеи Мюррей не были совершенно новыми. О ведьмах как служительницах старых культов писали еще в 19 веке, но именно она соединила этот образ с идеями древних матриархальных культов и своеобразной «протофеминистской» идеологией.
🙏 Именно идеи Мюррей вдохновили Роберта Грейвса, замечательного английского писателя и поэта, написать книгу о «Белой богине». Анализируя мировые мифологические традиции, он доказывал, что за женскими образами стоит единая мифологема могущественной богини — триединой девы, матери и старухи, связанной с Луной и некогда бывшей объектом всеобщего почитания. Грейвс не был исследователем, и само его предположение ошибочно: единой кельтско-германско-семитской женской богини, конечно, не существовало. Но Грейвс не исследовал миф, а создал его. В современном нью-эйдже образ триединой богини стал одним из центральных.
🗿 Вдохновляясь теми же текстами, Мария Гимбутас, великая исследовательница, археолог, специалистка по древним индоевропейцам создала свою концепцию Старой Европы. По ее мнению, до индоевропейцев (греков, италиков, германцев, кельтов, славян) Европу населяли другие племена. Они жили матриархальным строем, были мирными, спокойными и гуманными, и только приход индоевропейцев погрузил эти земли в кровь и насилие. Гимбутас безусловно права в первом своем рассуждении.
🤯 До индоевропейцев в Европе жили люди. Она много сделала для их изучения, притом весьма непростого, ведь от этих племен не осталось ничего, кроме археологических находок и кое-каких географических названий, сохранившихся в индоевропейских языках. Однако современные исследования показывают, что народы эти были ничуть не менее воинственными и жестокими, да и никакого матриархата у них, по-видимому, не было. Но образ древней мирной Европы и ее мудрых обителей (построивших, например, Стоунхендж) оказался для европейских ньюэйджерских течений очень важным.
Ведьмы как политическое высказывание
Последователи идей Мюррей 🧙🏻♀️
Сама Мюррей магией интересовалась, но никогда ее не практиковала. По воспоминанием друзей она, кажется, только два раза совершила нечто похожее на колдовской обряд.
— Во время Первой мировой войны Мюррей прокляла кайзера Вильгельма (в некотором смысле сработало!).
— Много лет спустя, когда одного из ее друзей несправедливо обошли по службе, она использовала магию, чтоб снять с должности его конкурента (не сработало, но Мюррей, конечно, самоотверженно заявляет, что для себя самой магией она не пользовалась — только для друзей или защиты родины).
🙇♂️ Уже при жизни Мюррей хватало тех, кто находился под прямым влиянием ее идей и при этом активно занимался магией. Прежде всего, это Дион Форчун и Джеральд Гарднер. Форчун взяла у Мюррей идеи древнего языческого культа и интерес к Египту. В остальном, ее магия была больше похожа на то, чем занимались еще в конце 19 века в масонских и неорозенкрейцерских кругах. Об этом мы еще поговорим позже.
💂♂️ Гораздо важнее для нас Джеральд Гарднер. Англичанин с запутанной биографией: некрупный чиновник, управляющий плантаций, археолог в Малайе, писатель, участник поздних ритуалов Алистера Кроули. Кроули, известнейший маг первой половины XX века, к моменту знакомства с Гарднером был уже почти при смерти, но они успели пообщаться достаточно плотно и Кроули посвятил Гарднера в магические дела. Это достаточно важный момент, потому что Гарднер очень интенсивно использовал идеи Кроули. В итоге, многие из них стали частью современной викки, причем даже самых базовых ее текстов вроде гарднеровской «Книги теней».
🧿 С Мюррей и ее друзьями Гарднер был хорошо знаком еще по раскопкам. Он наследует от нее идею древнего дохристианского ведьмовского культа. Но идет дальше: во-первых, добавляет кроулианской магии, и, во-вторых, популяризирует идею культа как живую и древнюю магическую ведьмовскую традицию, сохранившуюся с древних времен.
🗄 Очень скоро в круг его сподвижников попадает Дорин Валиенте — девушка из простой семьи, но с выдающимися способностями. В годы Второй мировой она даже работала в Блетчли-парке, главном шифровальном центре Британии. Валиенте была там простой шифровальщицей, но и это достойно уважения. Войдя в круг Гарднера, она быстро подхватила и развила его идеи.
👸🏼 В отличие от него, она не была скована телемитской традицией, была харизматична и писала на порядок проще. Позже они с Гарднером поссорятся, но перед этим успеют создать вместе новое религиозно-магическое течение — Викку, о котором мы поговорим в следующей части.
1. Маргарет Мюррей
2. Джеральд Гарднер
3. Дорин Валиенте
Курс лекций о современных религиях нью-эйдж, в которых переплелись древние идеи Востока, христианские влияния и причудливые мифы. Поймем, как появились и развивались новые религии, а также узнаем новое о хиппи, битниках, уфологии и телепатии. После курса каждый найдет в себе скрытые религиозные взгляды — ведь мы присваиваем многие практики нью-эйджа, даже не отдавая себе в этом отчет.
10300₽ 5150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день