Женский дневник в литературе
Дневник Марии Башкирцевой
Дневник Марии Башкирцевой — самый популярный женский дневник 19 века. Она одна из ярких авторов того вида дневника, который создавался, чтобы быть прочитанным потомками.
🎨 Мария Башкирцева — русская и французская художница, по происхождению дворянка. Она родилась в Полтаве на территории центральной Украины. На территории Российской Империи она прожила очень мало, когда ее родители разошлись, девочка с матерью уехала в Европу. Там она реализовалась как художница. Ее работы высоко ценились, на какое-то время она стала самой известной русской девушкой Парижа.
🥇 Девочка была одаренной. Она говорила на нескольких языках, мечтала стать оперной певицей и уже в детстве увлеклась рисованием. В 16 лет у Башкирцевой начались проблемы со здоровьем, которые помешали ей стать певицей. Тогда она решила стать художницей и поступила в Академию Жюлиана в Париже.
🖼 Башкирцева стремилась стать незаурядной художницей. О себе она заявляла, что готова существовать на художественном рынке наравне с мужчинами. Ей хотелось выделиться, показать свою неординарность, одаренность и индивидуальность. Работы Башкирцевой были популярны в Европе, она получала очень много заказов.
👩👧На картинах Башкирцевой в основном женщины и дети. Она пыталась концентрироваться на тех, кого понимала лучше всего, поэтому работала в жанре женского и детского портрета. Ее работы выставлены в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа.
📖 Дневник она начинает писать в подростковом возрасте, а заканчивает с последним вздохом. По нему можно хорошо отследить, как артистическая личность формирует свой образ. Мария Башкирцева умерла в 25 лет от чахотки (туберкулез).
🇫🇷 Дневник Башкирцевой изначально был издан во Франции. Он был опубликован в один год с дневником французских писателей братьев Гонкур, что дополнительно подстегнуло интерес к нему читающей молодежи. Дневником Башкирцевой увлекался и Марсель Пруст. Он ценил эту книгу за проведенное автором «своеобразное самонаблюдение».
🎨 Башкирцева понимала, что не успевает в полной мере раскрыться как живописец. Она верила, что от забвения ее спасет дневник. Девушка попросила опубликовать его полностью и без комментариев после ее смерти. Башкирцева так боялась, что дневник не увидит свет, что даже хотела передать его в распоряжение какому-нибудь видному писателю. В качестве возможных кандидатур она рассматривала Александра Дюма–сына, Эдмона Гонкура, Эмиля Золя, Ги Де Мопассана. Но дневник остался в семье.
🙊 Родные подвергли дневник цензуре. Из него исключили все, что могло бросать тень на семью и образ самой Марии. Без сокращений этот текст представляет собой 106 толстых тетрадей, что в пересчете на книжные страницы составит около шести тысяч. Все существующие на сегодняшний день издания дневника являются сокращениями. Полная версия не издана ни на русском, ни на французском языках.
📖 Когда читаешь дневник Башкирцевой, хочется поверить каждому ее слову. Она формирует свой образ, как образ литературной героини: разворачивает вокруг себя захватывающие сюжеты, влюбляется в видных аристократов. В этом дневнике литературный язык соединяется с абсолютно личными высказываниями.
✍️ Еще юной девочкой Башкирцева пишет про возлюбленного в 1873 году:
🗣 «Вчера вечером я молилась Богу, и когда дошла до того места, где прошу Его, чтобы мы познакомились, и чтобы он был моим, я заплакала, стоя на коленях. Уже три раза Он внимал моим молитвам: первый раз я просила об игре в крокет, и тетя привезла мне ее из Женевы. Другой раз я просила Его помочь мне научиться английскому языку, я так молилась, так плакала, и мое воображение было так возбуждено, что мне представился в углу комнаты образ Богородицы, которая мне обещала. Я могла бы даже узнать этот образ. Вчера Он опять услышал меня: я плакала; я уже два дня не могла плакать, а когда стала молиться, я заплакала. Он услышал меня; да святится имя Его».
💔 Трудно понять, откровенно пишет автор или нет. С одной стороны, она показывает довольно личные моменты, с другой, как будто выдумывает. Это ощущение присутствует на протяжении всего чтения.
📝 Башкирцева постоянно редактировала дневник. Мы думаем, что дневник это один раз написанное и забытое. Но она постоянно перечитывала и редактировала какие-то моменты. Например, запись от 1873 года она позже дополняет комментарием:
🗣 «Тогда я рассуждала довольно верно, а все-таки видно, что я была сущий ребенок. Как я злоупотребляла словом любовь. Бедная я бедная. И ошибки во французском. Исправить их что-ли? Полагаю, что теперь я пишу получше, хотя все еще не так, как хотелось бы. В чьи руки попадет мой дневник? Все написанное до сих пор интересно мне да моим близким. Пока буду продолжать сама для себя, ведь приятно же будет потом окинуть взглядом всю жизнь».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
📖 Дневник для Башкирцевой — это не только способ прославиться и самореализоваться. Он также имеет терапевтический эффект. Дневник — пространство, где ты можешь свободно говорить о своих чувствах. Но в один из дней Башкирцева пишет:
🗣 «Сегодня я тоже недовольна. Мне нечего выразить из своих чувств и страданий. Если бы я могла описать, что твориться у меня в душе? Но я не знаю, что там твориться. Знаю только то, что мне очень больно и меня временами терзает и жжет. И все что я говорю — это все не то, и я не могу высказать сотой доли того, что чувствую».
❤️ Башкирцева живет романтическими штампами:
🗣 «Все Музы и Аполлон не в силах выразить всех моих чувств. Это нелепость, но я чувствую себя ограбленной, и я на всех в обиде, как будто у меня отобрали то, что принадлежит мне».
🙏 Женский дневник — это определенный тип психотерапии. В то время индивидуальной психотерапии не существовало. Женщина редко могла открыто и откровенно поговорить со своим мужем. И поэтому дневник выполнял роль собеседника, которому можно доверить все.
✍️ Башкирцева описывает себя в дневнике. Ей важно знать, что она привлекательна, что она интересует мужчин. Каждую любовную победу автор фиксирует. Вот, как она описывала свою внешность:
🗣 «Роста я среднего, волосы не дурные, чуть длиннее чем я сама, шелковистые золотистые вьющиеся, лицо у меня круглое, высокий лоб, белый, хорошо вылепленный. Я прикрываю его волосами, подстриженными, как у Людовика 14-го в детстве в Версале на картине, изображающей смерть Людовика 13-го на лестнице. Брови густые темные, красиво очерченные, слегка изогнутые, глаза серые, ни большие — ни маленькие, пристойной формы, а вечером часто темнеют. Иногда блестящие, всегда умные, ресницы того же и цвета что глаза, премилые. Нос, нос, надо же, трудно описать. Ни короткий, ни длинный, ноздри довольно велики, немного веснушек на носу и хорошая кожа, что бывает довольно редко, обычно на носу кожа хуже всего, словом пристойный, хотя мог бы быть и лучше…»
☄️ Мария Башкирцева была амбициозной. Она желала славы, это был еще один повод писать дневник. Вот как она описывает муки тщеславия:
▫️ «В Бадене я впервые познала, что такое свет и манеры, и испытала все муки тщеславия. У казино собирались группы детей, державшиеся отдельно. Я тотчас же отличила группу шикарных, в моей единственной мечтой стало — примкнуть к ним. Эти ребятишки, обезьянничавшие со взрослых, обратили на нас внимание, и одна маленькая девочка, по имени Берта, подошла и заговорила со мной. Я пришла в такой восторг, что замолола чепуху, и вся группа подняла меня на смех обиднейшим образом…»
▫️ С тех пор, как я сознаю себя — с трехлетнего возраста (меня не отнимали от груди до трех с половиною лет), все мои мысли и стремления были направлены к какому-то величию. Мои куклы были всегда королями и королевами, все, о чем я сама думала, и все, что говорилось вокруг моей матери, — все это, казалось, имело какое-то отношение к этому величию, которое должно было неизбежно прийти».
▫️ «В пять лет я одевалась в кружева моей матери, украшала цветами голову и отправлялась танцевать в залу. Я изображала знаменитую танцовщицу Петипа, и весь дом собирался смотреть на меня. Поль не был ничем выдающимся, да и Дина не заставляла предполагать в себе ничего особенного, хотя была дочерью любимого дяди Жоржа».
🌟 Башкирцева освещает в дневнике большое количество светских событий. Она стремится сочинить собственную судьбу, сказочную любовь. Часто она описывала не жизнь, а то, как бывает в жизни, которую она сочинила для себя:
▫️ «Господи! Дай мне герцога Г.*, я буду любить его и сделаю его счастливым, и сама я буду счастлива и буду помогать бедным! Грешно думать, что можно купить милость Бога добрыми делами, но я не знаю, как это выразить».
▫️ «Я люблю герцога Г. Я не могу сказать ему, что я его люблю, да если бы я и сказала, он не обратил бы никакого внимания. Боже мой, я молю Тебя… Когда он был здесь, у меня была цель, чтобы выходить, наряжаться, а теперь!.. Я выходила на террасу в надежде увидеть его издали хоть на одну секунду. Господи, помоги мне в моем горе, я не могу просить большего, услышь же мою молитву. Твоя благость так бесконечна. Твое милосердие так велико. Ты так много сделал для меня!.. Мне тяжело не видеть его на прогулках. Его лицо так выделялось среди вульгарных лиц Ниццы».
Говорится о Герцоге Гамильтоне из Шотландии.
▫️ «Я создана для триумфов и сильных ощущений, поэтому лучшее, что я могу сделать, — это сделаться певицей. Если Бог поможет мне сохранить, увеличить и укрепить мой голос, тогда я могу достигнуть триумфа, которого так жаждет душа моя. И так я могу достигнуть счастья быть знаменитой, известной, обожаемой, этим путем я могу приобрести того, кого люблю. Такою, какова я теперь, я имею мало надежды на его любовь — он даже не знает о моем существовании. Но когда он увидит меня окруженной славой!.. Мужчины честолюбивы… И я могу быть принята в свете, потому что я не буду знаменитостью, вышедшей из табачной лавки или грязной улицы. Я благородного происхождения, я не имею необходимости что-нибудь делать, мои средства позволяют мне это, и, следовательно, мне будет еще легче возвыситься, и я достигну еще большей славы. Тогда жизнь моя будет совершенна. Слава, популярность, известность повсюду — вот мои грезы, мои мечты…»
⌛️ Последняя запись в ее дневнике была сделана за 11 дней до смерти, 31 октября 1884 года:
▫️ «Моя кровать уже два дня стоит в гостиной, но она не видна, благо гостиная очень большая и перегорожена ширмами, пуфами и роялем. Мне слишком трудно подниматься по лестнице».
Короткая жизнь Марии Башкирцевой, показанная через призму дневника, произвела настоящий фурор в культуре Серебряного века.
📖 Марина Цветаева посвятила Башкирцевой сонет «Встреча», которым открывается ее первая книга стихов «Вечерний альбом»:
Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,
В одном из окон полудетский лик.
На веках тень. Подобием короны
Мне стало ясно в этот краткий миг,
Что пробуждают мертвых наши стоны.
С той девушкой у темного окна
— Виденьем рая в сутолке вокзальной —
Не раз встречалась я в долинах сна.
Но почему была она печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей — и в небе счастья нет?
📚 С образом Марии Башкирцевой перекликается и образ главной героини бунинского «Легкого дыхания» Ольги Мещерской. Прямых указаний на связь этих двух текстов Бунин не оставил, однако создается ощущение, что дневник литературной героини во многом совпадает с текстом Башкирцевой.
📕 Из рассказа Бунина:
🗣 «Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто. Потом заснула у папы в кабинете, а в четыре часа меня разбудила Катя, сказала, что приехал Алексей Михайлович. Я ему очень обрадовалась, мне было так приятно принять его и занимать. <…> Когда мы гуляли перед чаем по саду, была опять прелестная погода, солнце блестело через весь мокрый сад, хотя стало совсем холодно…»
📘 Из дневника Башкирцевой:
🗣 «В семь часов после вчерашнего дождя стало так хорошо, так свежо, и деревья, освещенные солнцем, были такие зеленые, что я просто не могла заниматься уроками… Я пошла в сад и поставила стул у фонтана… Видишь ручеек, и скалы, покрытые мхом, и повсюду деревья разных пород, освещенные солнцем. Зеленая трава, зеленая и мягкая, мне даже захотелось поваляться на ней. <…> Если вилла и сад не изменятся, я приведу его сюда и покажу то место, где столько о нем передумала».
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день