Вирджиния Вулф
Биография и клуб «Блумсбери»
Вирджиния начала писать в детстве, в 8 лет уже отправила статью на конкурс в журнал Tit-Bits. Посмотрим, как развивалась ее литературная карьера дальше.
Мы начинаем урок о Вирджинии Вулф (1882—1941). Давайте узнаем, в чем значимость ее творчества.
👩🏻 Вирджиния Вулф внесла уникальный вклад в историю модернистского романа. Как и у всех модернистов, ее проза предполагает внимательного читателя, который отдает приоритет эстетическому воздействию текста и ценит оригинальность формы.
⭐️ Главное, чем выделяется Вулф — в ее творчестве нет тотальности. Она не стремилась написать одну абсолютную книгу. Ее основной жанр — небольшой роман с узким кругом персонажей и событий, которые кажутся необязательными, случайными. Все ее наследие выглядит как веер вариаций и экспериментов, без жесткой общей линии.
✍️ Художественный язык ее романов создает эффекты текучести, эфемерности, неустойчивости на всех уровнях. Вулф нашла свою оригинальную версию «потока сознания». В ее прозе поток создается не одним, а множеством сознаний, между которыми повествование перемещается быстро и свободно.
👥 Голоса ведущих персонажей могут оказаться равноправны со случайными репликами и уличным шумом. Сюжет складывается из моментов, связь между эпизодами ассоциативная, и все события в сюжете актуальны постольку, поскольку они значимы для субъективного восприятия героев.
🎭 Для Вулф характерна ненавязчивая, но постоянная ирония. Ее стиль противится серьезности и монументальности. Она намеренно избегает явных идеологических высказываний. Мы можем угадывать в текстах мифологические, философские или политические подтексты, но они никогда не проговариваются прямо.
🖋 Иронический тон не значит, что Вулф не касается важных тем. Она работает с самыми больными вопросами эпохами. В ее камерных сюжетах есть след главной травмы ее поколения — опыта Первой мировой войны. Утраты и разлуки, общее ожесточение, катастрофическое чувство, кризис классических ценностей и европейской традиции, образы раздробленного мира — все лейтмотивы культуры 1920-х—1930-х годов есть в ее текстах.
📖 Тексты Вулф, особенно эссеистика, имеют огромное значение для более поздней феминистской критики. Она не была активисткой и милитанткой, но задавала вопросы, которые до этого не звучали ни в традиционной литературе о «женском вопросе», ни у суфражисток. Эссе «Своя комната» остается одним из лучших высказываний о самосознании женщины и о женском письме.
📓 Наследие Вулф — это девять романов:
▪️ «По морю прочь» (1915)
▫️ «День и ночь» (1919)
▪️ «Комната Джейкоба» (1922)
▫️ «Миссис Дэллоуэй» (1925)
▪️ «На маяк» (1927)
▫️ «Орландо» (1928)
▪️ «Волны» (1931)
▫️ «Годы» (1937)
▪️ «Между актами» (1941)
🔸 повесть «Флаш» (1933)
🔹 рассказы, эссе
🔸 пьеса «Пресноводные» (1935)
🔹 двухтомный сборник статей о литературе «Обыкновенный читатель».
❓ С чего начинать читать Вулф?
У Вулф нет одного ключевого текста. Чтобы почувствовать атмосферу и стиль, можно начать с любых рассказов. Чтобы быть в контексте общих представлений о Вулф — то лучше начинать с «Миссис Дэллоуэй» и «Своей комнаты». Максимально новаторские тексты — «Волны» и «Между актами».
❓ Какие авторы на нее повлияли?
📚 Вулф была выдающимся литературным критиком, и ее круг чтения хорошо известен. У нее много нестандартных симпатий: тексты шекспировской эпохи ей могут быть интереснее самого Шекспира, дневники 18 века важнее великих романов. Она любит Даниэля Дефо и классическую английскую комедию — все, что помогает ей уйти от модели большого викторианского романа.
🇷🇺 Она любила русскую литературу и не раз писала о Толстом, Тургеневе, Достоевском. Ближе всего ей Чехов — их роднит недосказанность, неочевидность, отказ от морализаторства.
🌟 В модернистской литературе самым сильным впечатлением для нее был Пруст, к англоязычным современникам, включая Джойса, она относилась более скептически. Ее основным союзником и конкурентом в глазах читателей был Эдвард Морган Форстер.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте узнаем самое важное о семье и биографии Вулф.
❇️ Семья и образование
👨👩👧 Вирджиния родилась в сложной семье с большими связями в мире литературы и искусства. Ее отец — известный литературный критик Лесли Стивен. Первой женой Стивена была дочь писателя У. М. Теккерея. Его вторая жена, мать Вирджинии, Джулия Принсеп Стивен — племянница знаменитой художницы-фотографа Джулии Маргарет Кэмерон. Мать Вулф была моделью художников-прерафаэлитов, и в доме бывали многие великие викторианцы: от Теннисона до Томаса Гарди.
⚡️ Для Вулф эта среда и викторианская эстетика — одновременно ее корни, естественный источник тем и аллюзий, и культура, которую она прежде всего стремится преодолеть. Отказ от всего устойчивого, масштабного, солидного у Вулф — это не только модернистский тренд, но и бегство из отцовского дома.
👥 У Вирджинии было двое родных братьев — Тоби и Эдриан, сестра Ванесса (художница Ванесса Белл) и двое старших сводных братьев и сестра от первого брака ее матери. Смерть матери в 1895 году была катастрофой для Вирджинии, она пережила первый нервный срыв, и с этого времени начинается история ее болезни. Позже она дважды расскажет о том, что пережила в детстве сексуальное насилие со стороны сводных братьев, но ее рассказ не принимали всерьез — тему стали исследовать только современные биографы.
💔 Всю жизнь Вирджиния Вулф страдала от душевной болезни, возможно, биполярного расстройства, и в марте 1941 года она покончила с собой.
📝 Написаны уже десятки биографий писательницы, авторы которых по-разному интерпретируют, как связаны личные травмы с творчеством Вулф.
🎓 Формальное образование Вирджинии было ограничено — традиционное домашнее обучение и учеба в женском отделении Королевского колледжа Лондона, где она изучала древние языки и историю. Невозможность получить академическое образование она рефлексировала в течение всей жизни: в положении самоучки и дилетанта Вулф находила и проблемы, и преимущества.
🤝 После смерти отца в 1904 году жизнь Вирджинии организована вокруг дружеских связей, свободного общения в кружке молодых интеллектуалов, который станут называть «группой Блумсбери».
👩❤️👨 В 1912 году она вышла замуж за одного из первых блумсберийцев, Леонарда Вулфа, друга ее брата Тоби. Супруги были друзьями и единомышленниками, вместе организовали издательство «Хогарт пресс», но интимная жизнь Вирджинии складывалась сложно.
👩❤️💋👩 Десять лет (с 1925) длился ее роман с писательницей и светской звездой Витой Сэквилл-Уэст — эта история в подтексте романа «Орландо».
❇️ Литературный путь
✍️ Вирджиния Стивен начала писать в детстве, в 8 лет уже отправила статью на конкурс в журнал Tit-Bits. Но ее настоящая литературная карьера развивалась медленно: ей нужно было преодолевать и собственные сомнения, и предрассудки профессиональной среды.
📗 Первый роман — «По морю прочь» — вышел в 1915 году, а настоящее внимание критики она завоевала только в середине 1920-х. Как и все модернисты, Вулф не рассчитывала на коммерческий успех, большинство ее книг вышло в их с Леонардом издательстве.
В России недавно вышла биографическая книга Александра Ливерганта «Вирджиния Вулф. Моменты бытия», фрагмент из нее можно почитать здесь.
1. Автор портрета — Ванесса Белл
2. Автор портрета — Дункан Грант
3. Автор портрета — Роджер Фрай
Давайте узнаем историю кружка «Блумсбери»: как он организовался, кто туда входил и чем молодые авантюристы разозлили офицеров корабля королевского флота.
🏠 В 1904 году сестры Вирджиния и Ванесса Стивен переехали в дом в лондонском районе Блумсбери, модном у золотой молодежи. В доме стали собираться писатели, художники, критики — сначала это были в основном кембриджские друзья Тоби Стивена, члены закрытого университетского общества «Апостолы», потом к ним стали присоединяться другие единомышленники. К началу 1910-х это дружеское сообщество стало превращаться в неформальное движение с общими интересами и вкусами. Так появилось определение «группа Блумсбери».
🚩 «Блумсберийцы», однако, никогда не задумывали организовывать движение в традиционном смысле — не писали программ, не издавали своих журналов. В кружке в равной мере участвовали представители творческой и академической среды, а также десятки случайных гостей — друзья, любовники, братья и сестры.
❌ Кружок «Блумсбери» был знаменит сложными конфигурациями личных отношений участников. Для светского мира этого времени они скорее выглядели как типичная компания свободных молодых людей из привилегированных семей. К постоянным участникам группы, кроме сестер Стивен, принадлежали арт-критики Роджер Фрай и Клайв Белл (он женится на Ванессе), издатель и эссеист Леонард Вулф (муж Вирджинии), художники Дункан Грант и Дора Кэррингтон, писатель Литтон Стречи, литературный журналист Дезмонд Маккарти — и даже великий экономист Джон Мэйнард Кейнс.
💥 Вирджиния Вулф — единственное большое литературное имя в этом кругу. Из заметных авторов эпохи с блумсберийцами в контакте были Э. М. Форстер, новозеландская романистка Кэтрин Мэнсфилд и, конечно, Вита Сэквилл-Уэст.
😉 С «Блумсбери» связана анекдотическая история, по которой хорошо можно понять атмосферу, царившую в кружке. 7 февраля 1910 года на борту флагманского корабля королевского флота, HMS Dreadnought, торжественно принимали явившуюся с неожиданным официальным визитом делегацию из Абиссинии — принца с небольшой свитой и переводчиком. Экзотические гости кланялись, отдавали почести и выражали изумление возгласами «Бунга! Бунга!». Только на следующий день офицеры флота узнали, что под видом важных особ их посетила группа молодых шутников в костюмах и гриме. Их возглавлял Горацио де Вир Коул, известный мастер розыгрышей, а в «свите» были Дункан Грант, Вирджиния Стивен и ее брат Эдриан. Фотографии появились в газетах, и над моряками еще долго издевались. Шутка их совсем не развеселила, но выяснилось, что наказать мистификаторов нельзя.
🎩 Смысл розыгрыша для участников был не только в смешной авантюре. Они хотели продемонстрировать бессмысленность официальных ритуалов и военного пафоса. Тот факт, что на корабле не смогли распознать комических ряженых, включая девушку, которые произносили бессвязный набор слов, отлично показал самоуверенность колониального мышления. В этом весь смысл «Блумсбери» как группы. Их объединяет антипатия к имперской культуре и всем ее знакам, от церемоний до викторианских учебников литературы, но выражают они свою позицию с помощью иронии и игры.
Давайте поговорим об эстетике «Блумсбери» и главных именах группы.
🗣 Э. М. Форстер в конце 20-х всерьез напишет, что «Блумсбери» — «единственное настоящее движение в истории английской цивилизации». Это, возможно, преувеличение, но группа, несмотря на легкомысленный имидж, и в самом деле сплотила вокруг общих идей представителей всех сторон творческой жизни.
👤 В эстетической сфере главными идеологами были не литераторы, а арт-критики, в первую очередь Роджер Фрай. Позже Вирджиния Вулф даже напишет его биографию.
🖌 Фрай исследовал живопись постимпрессионистов. В 1906 году он был куратором нью-йоркского музея Метрополитен, в 1910 — организатором в Лондоне большой выставки французских художников. Он открыл для англичан Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса и Пикассо — в Англии в это время изобразительное искусство было гораздо консервативнее, чем на континенте.
💡 Идеи Фрая были близки Вулф, и его работы могут быть хорошим комментарием к ее творчеству. Он писал, что эстетическая реакция, первое впечатление от произведения искусства — это реакция сначала на форму, а не на содержание.
👁 Мы схватываем взглядом линии, цветовые пятна, общий формальный замысел, и эмоционально отвечаем на них раньше, чем приходим к интерпретации смысла. Ассоциации рождаются до понимания, мы идем от интуитивного впечатления к сюжету и темам, а не наоборот.
✍️ Очевидно, что модернистская поэтика Вулф обнажает ту же идею — ее тексты написаны так, чтобы читатель почувствовал ассоциативный поток до того, как сможет уловить сюжетную линию. Ту же мысль развивает в своих работах и Клайв Белл — оба критика настойчиво спорили с еще общепринятыми в то время представлениями о том, что познавательные или воспитательные функции искусства первичны по отношению к чисто эстетическим.
👀 Фрай также настаивал на том, что это первичное, интуитивное восприятие искусства свободно от представлений об искусстве, навязанных образованием и каноном. Все формы искусства и все культуры, в том числе далекие от европейской цивилизации, достойны внимания и исследования. Он приложил много усилий для популяризации искусства, в 1930-е годы выступал на радио и читал публичные лекции.
📻 В то же время Вирджиния и Леонард Вулф тоже работали на радио, Вирджиния охотно читала лекции для самых разных аудиторий. Идея Вулф об «обыкновенном читателе», чье восприятие наиболее ценно для литературы, тоже созвучна позиции Фрая.
🎨 Работы художников-блумсберийцев — Дункана Гранта, Доры Кэррингтон, Ванессы Белл — тоже создавались как попытка найти свою ответ на эстетику постимпрессионистов, как ее понимали Фрай и Белл. Вирджиния Вулф была одной из их любимых моделей, и ее портреты, написанные участниками «Блумсбери», точно перекликаются с поэтикой ее романов.
📖 Давайте прочитаем рассказ Вирджинии Вулф «Понедельник ли, вторник...». В оригинале название звучит как "Monday or Tuesday".
👉 Как можно объяснить название рассказа?
О «Мемуарном клубе» Блумсбери
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день