Фрэнк Ллойд Райт
Проекты городских и общественных зданий
Райт был одним из архитекторов, которые открыли для Японии современную архитектуру. Посмотрим на отель «Империал» и поговорим о последнем творении Райта: музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
1–5. Отель «Империал», арх. Фрэнк Ллойд Райт, Токио, Япония, 1918–1823
6. Команда Райта на строительстве отеля
7–9. Планы отеля «Империал»
Давайте познакомимся с общественными зданиями, спроектированными Райтом. И начнем с отеля «Империал», который архитектор спроектировал в своей любимой Японии.
⛩ Отель «Империал» в Токио появился еще в 1890 году специально для иностранцев. Его построили недалеко от Императорского дворца. В проект вложилось министерство Императорского двора — всего 21 инвестор. Поначалу дела у отеля шли не очень, но постепенно популярность Японии у туристов росла — даже пришлось делать пристройку. После задумались о новом здании.
📐 Райт начал работу над проектом еще в 1913 году. Он приехал в Японию и тщательно изучил место строительства. В 1916 году представители заказчика приехали в США и утвердили план, который подготовил Райт. Строительство началось в 1918 году в присутствии архитектора и завершилось в 1923 году.
🔥 В ходе строительства старое здание отеля несколько раз горело, так что в 1922 году Райту пришлось быстро спроектировать временную пристройку. К тому же в Токио часто происходили землетрясения. Вскоре после открытия на город снова обрушилось разрушительное землетрясение, но построенный Райтом отель был одним из немногих зданий, которое устояло. А вода из бассейнов помогла потушить огонь.
™️ Райт взял за основу плана логотип самого отеля. Номера гостей располагались в крыльях, образующих букву «Н», а все общественные помещения находились в крыле в форме «I» — более высоком, проходящем через середину «Н».
🛕 Здание построили из вулканического камня и железобетона. Пирамидальная композиция выполнена в популярном тогда неомайяском стиле.
〰️ Со временем отель стал проседать в рыхлом грунте, коридоры искривились. Да и сами комнаты уже не удовлетворяли требовательных туристов. Поэтому в 1950-е рядом построили новое здание — обычную простую высотку. В 1968 году здание Райта снесли.
🇯🇵 Работа в Японии позволила Райту глубже понять культуру страны, которой он всегда восхищался. В дальнейшем в своих проектах Райт использовал идеи организации пространства японского дома. А для самой Японии Райт был одним из архитекторов, которые открыли для страны современную архитектуру.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1–4. Административное здание «Ларкин», арх. Фрэнк Ллойд Райт, Нью-Йорк, США, 1904
5. Мебель, разработанная специально для здания «Ларкин»
6–9. Штаб-квартира «Джонсон Вакс», арх. Фрэнк Ллойд Райт, Расин, США, 1939
10. Мебель, разработанная специально для Штаб-квартиры «Джонсон Вакс»
Теперь посмотрим на офисные центры, построенные Райтом — Административное здание компании «Ларкин» и Штаб-квартира компании «Джонсон Вакс».
🏣 Административное здание «Ларкин». Компания занималась производством мыла, а в начале 20 века начала продавать бабакалейные и галантерейные товары, фарфор и мебель. Дела шли хорошо, и фирма могла себе позволить дорогое здание. Одним из владельцев «Ларкина» был Дарвин Д. Мартин, для которого Райт уже делал проекты.
▪️ Райт спроектировал пятиэтажное здание из темно-красного кирпича. Внутри был большой вестибюль высотой во все здание, по периметру которого находились этажи.
▪️ В здании использовано много новшеств, которые позже стали нормой для офисных помещений: подвесные стены у туалетов, чтобы было легче под ними мыть, кондиционеры, стеклянные двери, стальная мебель.
▪️ В 1945 году здание конфисковали из-за неуплаты налогов, а в 1949 году продали компании Western Trading Corporation. Несмотря на протесты, компания снесла здание, чтобы сделать стоянку для грузовиков (ее так и не построили).
🏢 Штаб-квартира «Джонсон Вакс». Здесь Райт предложил свою версию популярного в 1930-е стримлайна. В отличие от прямых «домов прерий», здание состоит из множества кривых линий, для которых потребовалось более 200 кирпичей разных форм.
▪️ Самым большим помещением был огромный зал для секретарей с антресолью для администраторов. Потолок здесь поддерживали тонкие столбы, которые расширялись снизу вверх — комиссия опасалась, что конструкция будет неустойчивой, и потребовались дополнительные испытания.
Музей Соломона Гуггенхайма, арх. Фрэнк Ллойд Райт, Нью-Йорк, США, 1959
Давайте поговорим о Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке — последнем ярком архитектурном жесте Райта.
🖼 В 1937 году магнат Соломон Гуггенхайм открыл Фонд своего имени, который занимался поддержкой современного искусства. Для собрания беспредметной живописи постепенно понадобилось свое помещение — средства на это у Гуггенхайма были.
💡 В 1943 году Фонд обратился к Фрэнку Ллойду Райту. На тот момент 76-летний архитектор был самым известным америкаским архитектором. Ему снова хотелось сделать что-то такое, чего до него никто не делал.
🐚 Райт подготовил четыре разных эскиза. Один из планов имел шестиугольную форму с этажами на одном уровне, остальные три проекта представляли собой круглые здания со спиральным пандусом. Такую схему сам Райт называл перевернутым зиккуратом, имея в виду древние пирамидальные храмы Месопотамии.
▪️ Вертикальная направленность музея была связана с тем, что дело происходило в Нью-Йорке, а не в прериях: развернуться горизонталям было просто негде. Однако Райт все равно обратился к органической структуре, напоминающей раковину.
▪️ Райт хотел каменную отделку фасада, сделав его красным — но в итоге из экономии получился белый бетонный.
🔄 Концепция музея предполагала необычный маршрут. Зрители поднимались на лифте до самого верха и потом по спиральному пандусу спускались вниз, знакомясь с выставкой. Открытое пространство в центре позволяет видеть, что происходит на других ярусах, и даже переговариваться с другими посетителями выше или ниже.
⚖️ После открытия мнения публики и профессионального сообщества разделились. В первую очередь музей критиковали за то, что его самодостаточная архитектура затмевает произведения — а также что порядок просмотра обусловлен конструкцией и не может сильно меняться. Райт не дожил до открытия музея полгода.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день