Фрэнк Ллойд Райт
Утопические взгляды на общество и устройство города
Как и многие крупные архитекторы, Райт думал масштабами целых кварталов. Узнаем, какие варианты городского или пригородного развития он предлагал.
1. Эскиз «Бродакр-сити», арх. Фрэнк Ллойд Райт
2. План «Бродакр-сити» с разделенными участками
3–7. Макет «Бродакр-сити», 1935
8. Проект небольшого поселка, который построен на идее круглых участков — один из экспериментов Райта в этой же сфере
Давайте поговорим об утопических проектах Райта. Начнем с проекта Бродакр-сити.
🏘 Райт отталкивался от идеи американского экономиста Генри Джорджа, который видел развитие городов в переезде в пригороды. Джордж предлагал каждой бездетной семье выделить в собственность участок в один акр (40 соток). Семье с детьми потребовалось бы больше. В последние годы Райт считал оптимальной плотность 2,5 человека на акр.
🏙 Райт критиковал большие города за нарушение демократических ценностей. Он считал, что отношения собственника и арендатора нарушают права обоих. В Бродакр-сити все было по-другому: на территории в 10 км² есть железнодорожный вокзал и несколько офисных и многоквартирных домов, но основная часть жителей живет на частных участках.
▪️ Частные дома были обновленной версией «домов прерий» и должны были быть доступными по цене для среднего американца. Это одноэтажный дом с окнами от пола до потолка, кухней-столовой, спальной зоной, открытой жилой частью, которую можно зонировать по своему усмотрению.
🚗 Главное средство передвижения в Бродакр-сити — автомобиль. Райт считал, что они обеспечат людям мобильность и вообще изменят цивилизацию наряду с другими изобретениями — телеграфом, телефоном, радио, конвейером. При этом мегаполисы уже тогда с трудом справлялись с большим потоком машин.
▪️ План Райта предполагал заправочные станции на трассах. Архитектор уже тогда угадал, что в отдаленных районах заправка станет важным центром общественной жизни с магазином, кафе.
📖 Райт описал свою идею в книге 1932 года «Исчезающий город». Спустя три года студенты Райта сделали макет Бродакр-сити. Это очень подробная модель размером 3,7 × 3,7 метра. Проект финансировал Эдгар Кауфман — тот самый, для которого Райт создал «Дом над водопадом». Макет показывали на выставке промышленного искусства в Рокфеллер-центре, а потом на выставке в Питтсбурге, спонсируемой Федеральной администрацией по жилищному строительству.
💡 Идея Райта оставалась радикальной очень долго. Из-за количества ресурсов, которое тратится при таком типе расселения: представьте, сколько будут сожжено бензина, сколько придется проложить электросетей, водопровода и пр. Но сегодня есть спутниковый интернет, альтернативная энергетика, электротранспорт и дроны-доставщики — может, настало время?
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1–3. Проект «Сан-Маркос», арх. Фрэнк Ллойд Райт, Аризона, США, 1929
4. План Ocatillo Camp, 1929 — лагерь, построенный Райтом для чертежников
5. Gordon Strong Automobile Objective, Maryland, 1920-e — еще один проект Райта, башня для наблюдений за природой с серпантином для автомобилей
6. Оазис, 1957 — предложение для аризонского Капитолия (правительства штата) в парке Скоттсдейла
Познакомимся с еще одним удивительным проектом Райта — курортом посреди пустыни Аризоны.
🌵 Аризона оказалась одним из мест, которые привлекли внимание Райта не меньше, чем Чикаго и прерии. Несколько проектов Райта исследовали это пространство — и демонстрировали его любовь к уединению и нелюбовь к городам не меньше, чем урбанистические утопии.
🤝 В 1928 году Райта пригласил в Феникс его бывший ученик, который проектировал курортный отель Аризона Билтмор — для консультации. Там Райт познакомился с крупным девелопером Александром Чендлером, и тот предложил архитектору создать курорт «Сан-Маркос» в пустыне. Находившийся тогда в очередном кризисе Райт написал сыну, что сам почувствовал себя Фениксом, восставшим из пепла.
🏜 Участок Чендлера площадью около 567 гектаров располагался к югу от Феникса у подножия гор Солт-Ривер. От места, где предполагалось построить курорт, открывались прекрасные виды. Райт был рад возможности построить нечто, вписанное в такой ландшафт.
⛺️ В начале 1929 года Райт построил недалеко от предполагаемого места для «Сан-Маркоса» временный лагерь из дерева и тентов. Он включал в себя гостиную, гостевой дом, столовую, кабинеты чертежников, кухню, двор, гараж. В этом лагере Райт с командой работал над чертежами, имея возможность наглядно оценить эффект, вызванный тем или другим решением.
📐 Планы были готовы уже в мае. Райт взял за основу треугольник как самую часто встречающуюся фигуру в пустыне — горы, разломы, даже растения имеют такую форму.
📉 Чендлер был впечатлен и уже готовился к строительству. К сожалению, начавшийся финансовый кризис не позволил проекту завершиться. Сейчас большую часть территории под «Сан-Маркос» занимает массовая застройка.
1, 2. Проект небоскреба «Иллинойс», арх. Фрэнк Ллойд Райт, 1957
3. Газетная заметка о небоскребе
4, 5. Другие проекты небоскребов Райта
6, 7. Райт презентует проект
Небоскреб «Иллинойс» в Чикаго описан в книге Райта «Завещание» 1957 года.
🏢 Хотя Райт был учеником «отца небоскребов» Салливана, он сам держался в стороне от городов и крупных зданий, построив всего несколько высотных зданий. Но есть у него и выдающийся во всех смыслах проект небоскреба длиной в милю (то есть 1600 метров: для примера, самый высокий небоскреб сейчас Бурдж-Халифа — 828 метров). Это интересная интерпретация органической архитектуры — здание сливается не с ландшафтом, а с небом.
▪️ К слову, образ «Иллинойса» повлиял на вид Бурдж-Халифа.
🔺 Форма небоскреба — сужающийся конус. В основе стальная конструкция, на которую нанизываются блоки разного размера. В конструкции используются легкий бетон и высокопрочная сталь, а для наружных стен — стекло, алюминий и нержавеющая сталь.
🚪 Небоскреб состоит из 528 этажей. Общая площадь — 1 715 000 м². Внутри Райт предлагал сделать парковку для 15 тыс. автомобилей и 100 вертолетов. Здание может вместить до 130 тыс. человек.
🔝 В здании работает 76 лифтов. В лифте двойные кабины высотой пять этажей. Каждый обслуживает стоэтажный блок. Райт писал, что лифты могут работать на атомной энергии. Лифт развивает скорость до одной мили в секунду. На первых пяти этажах работают эскалаторы.
📐 Райт привел планы двух этажей — 320-го и последнего, 528-го. На 320-м этаже показана лестница, не отделенная от офисного помещения. На последний этаж можно попасть только на лифте.
🔩 Строительство такого небоскреба во времена Райта было связано с техническими сложностями. Например, небоскребы тогда строили из гибкой стали, и на верхних этажах их сильно раскачивало. Можно представить, что было бы на этажах в миле над землей. К этому добавляются вопросы прочности несущей конструкции, функционирования лифтов, пожарной безопасности. Существуют теоретические варианты решений, но в целом небоскреб такой высоты и с такой конструкцией невозможен до сих пор.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день