angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Фрэнк Ллойд Райт

Утопические взгляды на общество и устройство города

Как и многие крупные архитекторы, Райт думал масштабами целых кварталов. Узнаем, какие варианты городского или пригородного развития он предлагал.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Эскиз «Бродакр-сити», арх. Фрэнк Ллойд Райт
2. План «Бродакр-сити» с разделенными участками
3–7. Макет «Бродакр-сити», 1935
8. Проект небольшого поселка, который построен на идее круглых участков — один из экспериментов Райта в этой же сфере

Давайте поговорим об утопических проектах Райта. Начнем с проекта Бродакр-сити.

🏘 Райт отталкивался от идеи американского экономиста Генри Джорджа, который видел развитие городов в переезде в пригороды. Джордж предлагал каждой бездетной семье выделить в собственность участок в один акр (40 соток). Семье с детьми потребовалось бы больше. В последние годы Райт считал оптимальной плотность 2,5 человека на акр.

🏙 Райт критиковал большие города за нарушение демократических ценностей. Он считал, что отношения собственника и арендатора нарушают права обоих. В Бродакр-сити все было по-другому: на территории в 10 км² есть железнодорожный вокзал и несколько офисных и многоквартирных домов, но основная часть жителей живет на частных участках.

▪️ Частные дома были обновленной версией «домов прерий» и должны были быть доступными по цене для среднего американца. Это одноэтажный дом с окнами от пола до потолка, кухней-столовой, спальной зоной, открытой жилой частью, которую можно зонировать по своему усмотрению.

🚗 Главное средство передвижения в Бродакр-сити — автомобиль. Райт считал, что они обеспечат людям мобильность и вообще изменят цивилизацию наряду с другими изобретениями — телеграфом, телефоном, радио, конвейером. При этом мегаполисы уже тогда с трудом справлялись с большим потоком машин.

▪️ План Райта предполагал заправочные станции на трассах. Архитектор уже тогда угадал, что в отдаленных районах заправка станет важным центром общественной жизни с магазином, кафе.

📖 Райт описал свою идею в книге 1932 года «Исчезающий город». Спустя три года студенты Райта сделали макет Бродакр-сити. Это очень подробная модель размером 3,7 × 3,7 метра. Проект финансировал Эдгар Кауфман — тот самый, для которого Райт создал «Дом над водопадом». Макет показывали на выставке промышленного искусства в Рокфеллер-центре, а потом на выставке в Питтсбурге, спонсируемой Федеральной администрацией по жилищному строительству.

💡 Идея Райта оставалась радикальной очень долго. Из-за количества ресурсов, которое тратится при таком типе расселения: представьте, сколько будут сожжено бензина, сколько придется проложить электросетей, водопровода и пр. Но сегодня есть спутниковый интернет, альтернативная энергетика, электротранспорт и дроны-доставщики — может, настало время?

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1–3. Проект «Сан-Маркос», арх. Фрэнк Ллойд Райт, Аризона, США, 1929
4. План Ocatillo Camp, 1929 — лагерь, построенный Райтом для чертежников
5. Gordon Strong Automobile Objective, Maryland, 1920-e — еще один проект Райта, башня для наблюдений за природой с серпантином для автомобилей
6. Оазис, 1957 — предложение для аризонского Капитолия (правительства штата) в парке Скоттсдейла

Познакомимся с еще одним удивительным проектом Райта — курортом посреди пустыни Аризоны.

🌵 Аризона оказалась одним из мест, которые привлекли внимание Райта не меньше, чем Чикаго и прерии. Несколько проектов Райта исследовали это пространство — и демонстрировали его любовь к уединению и нелюбовь к городам не меньше, чем урбанистические утопии.

🤝 В 1928 году Райта пригласил в Феникс его бывший ученик, который проектировал курортный отель Аризона Билтмор — для консультации. Там Райт познакомился с крупным девелопером Александром Чендлером, и тот предложил архитектору создать курорт «Сан-Маркос» в пустыне. Находившийся тогда в очередном кризисе Райт написал сыну, что сам почувствовал себя Фениксом, восставшим из пепла.

🏜 Участок Чендлера площадью около 567 гектаров располагался к югу от Феникса у подножия гор Солт-Ривер. От места, где предполагалось построить курорт, открывались прекрасные виды. Райт был рад возможности построить нечто, вписанное в такой ландшафт.

⛺️ В начале 1929 года Райт построил недалеко от предполагаемого места для «Сан-Маркоса» временный лагерь из дерева и тентов. Он включал в себя гостиную, гостевой дом, столовую, кабинеты чертежников, кухню, двор, гараж. В этом лагере Райт с командой работал над чертежами, имея возможность наглядно оценить эффект, вызванный тем или другим решением.

📐 Планы были готовы уже в мае. Райт взял за основу треугольник как самую часто встречающуюся фигуру в пустыне — горы, разломы, даже растения имеют такую форму.

📉 Чендлер был впечатлен и уже готовился к строительству. К сожалению, начавшийся финансовый кризис не позволил проекту завершиться. Сейчас большую часть территории под «Сан-Маркос» занимает массовая застройка.

1, 2. Проект небоскреба «Иллинойс», арх. Фрэнк Ллойд Райт, 1957
3. Газетная заметка о небоскребе
4, 5. Другие проекты небоскребов Райта
6, 7. Райт презентует проект

Небоскреб «Иллинойс» в Чикаго описан в книге Райта «Завещание» 1957 года.

🏢 Хотя Райт был учеником «отца небоскребов» Салливана, он сам держался в стороне от городов и крупных зданий, построив всего несколько высотных зданий. Но есть у него и выдающийся во всех смыслах проект небоскреба длиной в милю (то есть 1600 метров: для примера, самый высокий небоскреб сейчас Бурдж-Халифа — 828 метров). Это интересная интерпретация органической архитектуры — здание сливается не с ландшафтом, а с небом.

▪️ К слову, образ «Иллинойса» повлиял на вид Бурдж-Халифа.

🔺 Форма небоскреба — сужающийся конус. В основе стальная конструкция, на которую нанизываются блоки разного размера. В конструкции используются легкий бетон и высокопрочная сталь, а для наружных стен — стекло, алюминий и нержавеющая сталь.

🚪 Небоскреб состоит из 528 этажей. Общая площадь — 1 715 000 м². Внутри Райт предлагал сделать парковку для 15 тыс. автомобилей и 100 вертолетов. Здание может вместить до 130 тыс. человек.

🔝 В здании работает 76 лифтов. В лифте двойные кабины высотой пять этажей. Каждый обслуживает стоэтажный блок. Райт писал, что лифты могут работать на атомной энергии. Лифт развивает скорость до одной мили в секунду. На первых пяти этажах работают эскалаторы.

📐 Райт привел планы двух этажей — 320-го и последнего, 528-го. На 320-м этаже показана лестница, не отделенная от офисного помещения. На последний этаж можно попасть только на лифте.

🔩 Строительство такого небоскреба во времена Райта было связано с техническими сложностями. Например, небоскребы тогда строили из гибкой стали, и на верхних этажах их сильно раскачивало. Можно представить, что было бы на этажах в миле над землей. К этому добавляются вопросы прочности несущей конструкции, функционирования лифтов, пожарной безопасности. Существуют теоретические варианты решений, но в целом небоскреб такой высоты и с такой конструкцией невозможен до сих пор.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
9100₽ 4550₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;