Японская эстетика
Ваби-саби: красота в неидеальном
Отсутствие красоты тоже красиво. Выясним, почему стоит разбираться в японской эстетике и что такое «ваби-саби».
😍 Эстетика. Понятие «эстетика» ввел в 16 веке немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен, он предположил, что это будет наука о низшей ступени познания — о чувственном восприятии. Со временем все больше мыслителей стали рассуждать о чувственном восприятии и эстетических концепциях, эстетика стала философским учением.
🗾 Японская эстетика vs европейская. Европейская эстетика — эстетика возвышенного и трагического, прекрасного и безобразного. Поскольку Япония — островное государство, она сформировала собственное, совсем непохожее на европейское, представление о красоте. Так японская эстетика понимает под красотой и то, что в европейской культуре принято понимать, как безобразное. Японцы создали свои непереводимые категории понимания прекрасного: ваби-саби, моно-но аварэ, сибуй, югэн, ики, кавайи — о каждой из них мы подробно поговорим.
Начнем знакомство с японскими категориями прекрасного с понятия ваби-саби.
🎑 Ваби-саби — японская эстетическая концепция принятия предмета в своей подлинной красоте, таким, какой он есть.
Эта категория сложилась из двух очень похожих между собой, но отдельных явлений 👇
🌳 Ваби — концепция грусти, одиночества, это красота того, что постоянно умирает. Такую красоту можно почувствовать, глядя на старое засохшее дерево.
🏺 Саби — концепция грусти, одиночества, налет старины, это красота вещи, которая вобрала в себя историю. Такую красоту можно почувствовать в музее, глядя на старинную разбитую вазу.
➡️ Ваби-саби — это понятие, которое стало единым на основании грусти.
⚔️ Эпоха Камакура. Скорее всего концепция ваби-саби возникла в эпоху Камакура (1185–1333). В это время к власти на место аристократии приходит воинствующая знать. Возвышенность сменяется «спартанской» эстетикой. В это же время в Японии происходит развитие буддизма, который проповедует одиночество и отрешенность от всего земного.
🙌 Воинственность и буддизм имеют одно основание — утилитаризм. И воину, и буддистскому монаху ничего не нужно, они отошли от мирской суеты и воспринимают все как данность.
🍁 Отсутствие красоты. Эта концепция также связана с темой смерти и темой потерянности. Мы понимаем ценность вещи, когда теряем ее. Когда мы теряем красоту, мы понимаем, насколько она была нам нужна. В концепции ваби-саби воплотилась идея о том, что именно отсутствие красоты и есть наивысшая красота предмета.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Чтобы лучше понять концепцию ваби-саби, рассмотрим несколько примеров.
🌸 Цветение сакуры. Ваби-саби можно почувствовать во время ханами. Ханами — японская национальная традиция любования цветением сакуры. Сакура цветет в разное время в каждом регионе Японии всего 2 недели. Красота сакуры мимолетна, порывы ветра быстро отрывают нежные розовые лепестки. Но дерево, с которого уже опали цветы, остается прекрасным.
🛋 Интерьер в стиле ваби-саби. Стиль ваби-саби в дизайне интерьера — это современное европейское видение японского понимания красоты. В нем сочетаются экологичность, комфорт, простота. Отличительная черта этого стиля — использование необработанных материалов и натуральная цветовая гамма. Ваби-саби в интерьере — это неотшлифованное дерево, потертости на стенах, надколотая ваза, металлические конструкции с ржавчиной, мягкий свет.
🏺 Керамика Раку. История школы керамики Раку восходит к 16 веку. Раку — отдельный вид искусства. Эта керамика неидеальна, на ней могут быть трещинки и неровности, она асимметрична. Для этой техники характерна ручная формовка глины вместо использования гончарного круга, поэтому каждый предмет становится уникальным. Керамика раку некрасива, но ей удобно пользоваться и за каждой чашей стоит история.
1, 2. Цветение сакуры в Японии
3. Чаша для чайной церемонии, школа Раку, 16 век
4. Черная чашка, школа Раку, 2012 год
5, 6. Стиль интерьера ваби-саби
Камо-но Тёмэй «Записки из кельи»
📜 Давайте прочтем отрывок из работы японского писателя и поэта Камо-но Тёмэй (1153–1216) «Записки из кельи» и поразмышляем о том, что указывает в нем на категорию ваби-саби.
«По сравнению с моим прежним жилищем эта хижина равнялась всего одной десятой его части: я выстроил помещение только для одного себя, за постройку же дома по-настоящему и не принимался. Ограду кое-как устроил из глины, ворота же поставить не хватило средств.
Взяв взамен столбов бамбуковые жерди, я устроил сарай для колесницы.
Всякий раз, как только шел снег или дул сильный ветер, бывало далеко небезопасно. Самое место было неподалеку от реки, отчего всегда существовала угроза наводнения, да и страх от разбойников был не мал.
И вот, переживая этот чуждый сердцу мир, заставлял страдать я свою душу тридцать с лишком лет. За это время испытал я много превратностей судьбы и само собою постиг, как ничтожна вся наша жизнь. Поэтому, встречая свою пятидесятую весну, ушел я из дому совсем и отвратился от суетного мира.
С самого начала я не имел ни жены, ни детей, так что не было таких близких мне людей, которых тяжело было бы покинуть. Не было у меня также ни чинов, ни наград; на чем же я мог, в таком случае, остановить свою привязанность? И так уже без толку, сколько весен и осеней провел я в облаках горы Охараяма!
И вот теперь шестидесятилетняя роса, готовая вот-вот уже исчезнуть, вновь устроила себе приют на кончике листка. Совсем как строит себе приют на ночь одну охотник; как свивает себе кокон старый шелковичный червь.
По сравнению с жилищем в средний период моей жизни это новое не будет равно даже одной сотой его части.
Меж тем годы все клонятся к закату, мое жилище с каждым годом становится тесней. На этот раз мой домик совсем уж необычен: площадью едва в квадратную будет сажень, вышиной же футов в семь, не больше. Так как места я не выбирал особо, то и не строил, избрав себе ту точку, что была по приметам хороша. Из земли воздвиг я стены, покрыл простою кровлей, на местах пазов прикрепил металлические скрепы. Случись не по душе что, чтоб можно было с легкостью в другое место все перенести. И даже если бы все заново строить мне пришлось, хлопот не так уж много было бы: всей поклажи — едва два воза будет; вознице — плата за труды, и более расходов никаких».
❓Подумайте, какие вещи или явления указывают в тексте на концепцию ваби-саби?
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день