Здания-скандалы: проекты, вокруг которых бушевали страсти
Бостон: Башня Джона Хэнкока
60-этажный небоскреб стал визитной карточкой Бостона, однако судьба у него непростая. Посмотрим, насколько инженерная мысль может быть безгранична в решении проблем.
1. Хоум-иншурэнс-билдинг, арх. Уильям Ле Барон Дженни, Чикаго, США, 1885 — первый в мире 10-этажный небоскреб, при его строительстве впервые была использован несущий каркас.
2. Пруденшл-билдинг, арх. Луи Генри Салливан Буффало, США, 1894
3. Строительство Пруденшл-билдинг — в довоенных небоскребах (при использовании большого количества металла) стены были толстыми, несущими, с небольшими окнами
4. Радиатор-билдинг, арх. Джон М. Хауэллс и Рэймонд Худ, Нью-Йорк, США, 1924
5. Эмпайр-стейт-билдинг, арх. Уилльям Ф. Лэмб, Нью-Йорк, США, 1929–1931
6. Сигрем-билдинг, арх. Людвиг Мис ван дер Роэ и Филипп Джонсон, Нью-Йорк, США, 1956–1958
7. Строительство Сигрем-билдинг — в основе послевоенных небоскребов в основе была металлическая решетка, которая возводится вокруг жесткого ядра с лифтом и лестницами: стены легкие, не несут нагрузки и поэтому могут быть полностью стеклянными
8. Башня Джона Хэнкока, арх. Йо Мин Пей и Генри Кобб, Бостон, США, 1968–1976
Сегодня Башня Джона Хэнкока в Бостоне — это признанный шедевр архитектуры со множеством наград. Но во время строительства и в первые годы после пришлось столкнуться со множеством проблем и сложностей.
Прежде чем перейти к драматичной истории Башни Джона Хэнкока, давайте вспомним, что вообще к тому времени происходило с небоскребами 👇
🏗 Первые небоскребы появились еще в 1880-е годы. Этому способствовало изобретение металлического каркаса, позволявшего снять нагрузку со стен, и лифтов, которые делали эксплуатацию высотных домов намного удобнее. Главным городами высотных строек стали Чикаго и Нью-Йорк.
🛕 В 1920-е в США пришел стиль ар-деко. У небоскребов появились рубленые формы, резко очерченные «телескопические» силуэты. Ярусы избавились от карнизов, из-за чего весь фасад стал выглядеть единым полотном из одинаковых окон.
🏢 В 1950-е случился бум минималистичных небоскребов. Архитекторы ориентировались на принципы авангарда, уделяя внимание функциональности и простоте. Так сформировался интернациональный стиль, который можно встретить в любой точке мира.
💡 Архитекторы искали другие средства выразительности, чтобы выделиться среди одинаковых коробок. Башня Джона Хэнкока — один из примеров такого подхода.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Архитектор Генри Кобб (1926–2020)
2–5. Башня Джона Хэнкока, арх. Йо Мин Пей и Генри Кобб, Бостон, США, 1968–1976
6. План Башни Джона Хэнкока
7. Церковь Троицы в 1875 году
8. Церковь Троицы рядом с Башней Джона Хэнкока
Давайте внимательнее посмотрим на Башню Джона Хэнкока. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Бостона.
🏢 Башня Джона Хэнкока — офисный небоскреб высотой 240 метров с 62 этажами. До 2015 года в здании находилась «Страховая компания Джона Хэнкока», позже к ней присоединилась «Джон Хэнкок Файненшл». Когда срок аренды закончился, небоскреб переименовали в 200 Clarendon Street — в соответствии с адресом, но оно больше известно под старым названием.
🧩 Здание построено в минималистичном ключе. На фасаде 10 344 больших стеклянных окна без перемычек, минимум опорных стоек.
📐 В плане небоскреб имеет форму не прямоугольника, а параллелограмма. С обеих узких сторон здания находятся глубокие вертикальные выемки, которые еще больше подчеркивают высоту здания.
☀️ Фасад создает удивительный эффект: оконное стекло с высокой отражательной способностью слегка окрашено в голубой цвет, поэтому в ясный день лишь немного отличается от неба.
⛪️ Совсем рядом находится историческая церковь Троицы. Проект небоскреба изменили, чтобы тень от него не падала на церковь. Но это была далеко не единственная сложность с этим зданием.
1, 2. Строительство «Башни Джона Хэнкока»
3–5. Небоскреб с фанерными щитами на окнах
6. Противовес на 58 этаже небоскреба
Теперь поговорим о проблемах, с которыми столкнулись архитекторы и строители в процессе возведения небоскреба.
⤵️ Все началось еще при закладке фундамента. В ходе раскопок часть земли обрушилось, повредив коммуникации, тротуар и часть близлежащих зданий — в том числе Церковь Святой Троицы. Церковь смогла отсудить у застройщика 11 млн долларов.
🏚 Уже на этапе строительства начали вылетать оконные стекла. Они отваливались десятками, в сильный ветер полиция перекрывала улицы поблизости. Понадобилось время, чтобы выяснить причину: дело было в отражающих элементах, наклеенных на стекла.
▪️ Стекло увеличивается и уменьшается в объеме с изменением температуры. Из-за этого жестко зафиксированные отражающие элементы трескались, а от них напряжение передавалось на стекла.
▪️ Все 10 344 оконных стекла заменили однослойными термоустойчивыми панелями общей стоимостью от 5 до 7 млн долларов. Около 5000 оригинальных стекол сохранили и использовали для изготовления разных предметов мебели вроде столешниц и полок.
▪️ Месяцы диагностики и ремонта пустующие оконные проемы были закрыты фанерными листами. Бостонцы прозвали небоскреб «Фанерным дворцом» и шутили, что это «самое высокое в мире здание из фанеры».
🌬 Небоскреб очень сильно раскачивался на ветру— обитателей верхних этажей реально укачивало. Проблему решили очень остроумно: на противоположных концах 58 этажа установили противовесы — две стальные коробки, наполненные свинцом, по 300 тонн каждая.
▪️ Коробки соединены с каркасом здания с помощью пружин и амортизаторов, а под ними находятся смазанные пластины. Поэтому когда небоскреб раскачивает, пол под противовесами скользит, а сами они остаются на месте. Если раскачивание усиливается, противовесы тянут здание назад. На эту конструкцию ушло еще 3 млн долларов.
🔩 Вы думаете, это все? В какой-то момент инженеры обнаружили, что при определенном направлении и силе ветра небоскреб может упасть — причем он бы завалился на одну из узких сторон. Чтобы избежать этого, пришлось установить стальные распорки общим весом около 1500 тонн и стоимостью 5 млн долларов.
💸 В результате всех этих сложностей строительство затянулось. Открытие небоскреба с 1971 года перенесли на 1976 год. По некоторым данным, стоимость проекта выросла с 75 млн до 175 млн долларов. Зато он наглядно показал, насколько инженерная мысль безгранична в создании и решении проблем.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день