angle-down facebook instagram vkontakte warning

Здания-скандалы: проекты, вокруг которых бушевали страсти

Флоренция: Санта-Мария-дель-Фьоре

Строительство Собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции долго не могли завершить из-за купола. Узнаем, как архитектору Филиппо Брунеллески удалось решить эту проблему.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Санта-Мария-дель-Фьоре, арх. Арнольфо ди Камбио, Филиппо
Брунеллески и Эмилио Де Фабрис, Флоренция, Италия, 1296–1436
2. «Женское здание», арх. София Хейден, Чикаго, США, 1892
3. Пруитт-Айгоу, арх. Минору Ямасаки, Сент-Луис, США, 1954
4. Сиднейский оперный театр, арх. Йорн Утзон, Сидней, Австралия, 1959–1973
5. Башня Джона Хэнкока, арх. Юймин Бэй и Генри Кобб, Бостон, США, 1968–1976
6. Стадион Эль-Вакра, арх. Заха Хадид, Эль-Вакра, Катар, 2014–2019

1. Вид Флоренции, Хартман Шедель, 1493
2. Филиппо Брунеллески (1377–1446)
3. Издание «Метаморфоз» Овидия — это произведение было очень
популярным во Флоренции и послужило поводом для шутки над
Грассо.
4. Титульный лист издания трудов Витрувия, 1521 — идеи римского
архитектора повлияли на многих итальянских мастеров, в том
числе на Брунеллески.
5. Доска с изображением здания — в центре делалось отверстие;
нужно было стоять перед реальным зданием и смотреть на него
через отверстие, держа в руках зеркало — тогда создавалась
иллюзия, что отражение рисунка становится частью реальности.
6. Филиппо Брунеллески, барельеф «Принесение в жертву Исаака»,
1401
7. Лоренцо Гиберти, барельеф «Принесение в жертву Исаака», 1401

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Cобор Санта-Мария-дель-Фьоре спроектировал архитектор Филиппо Брунеллески.

🏰 В конце 14 — начале 15 веков Флоренция была вполне средневековым городом. Тогда здесь было не до строительства из-за эпидемии чумы и политических потрясений.

🎨 Брунеллески с ранних лет проявил талант к живописи. Начал учиться ювелирному ремеслу и стал преуспевающим ювелиром, одинаково виртуозно владея самыми разными техниками. Также он был хорош и в скульптуре.

🥳 О нраве Бруннелески хорошо говорит история, как он подшутил над своим другом Грассо. Филиппо подговорил приятелей, среди которых был и Донателло, целый вечер обращаться к Грассо как к Маттео — другому их знакомому.

▪️ В какой-то момент Грассо даже забрали в тюрьму по требованию одного из кредиторов Маттео. Вызволили его оттуда братья Маттео, которые «принимали» его за родственника. Конечно, и «кредитор», и братья были в курсе задумки Брунеллески.

▪️ Финалом розыгрыша стала встреча Грассо с самим Маттео, который рассказал, что они на сутки чудесным образом поменялись обличьем.

🚪 В 1401 году Брунеллески принял участие в конкурсе на украшение вторых дверей флорентийского Баптистерия — обычной процедуре для крупного заказа. Сюжетом рельефа должна была стать сцена с жертвоприношением Авраама, вписанная в квадрифолий двери. Непростая задача.

▪️ Конкурс проходил на фоне тревожных для Флоренции событий. В это время город вступил в войну с миланским герцогом Джангалеццо Висконти, который уже завоевал Пизу, Болонью, Лукку, Сиену, Перуджию. Если бы он не умер в 1402 году, Флоренцию, скорее всего, ожидала та же участь. Поэтому конкурентов у Филиппо было не много.

▪️ Главным соперником Брунеллески стал молодой флорентийский ювелир Лоренцо Гиберти. Хотя Гиберти предложил более изящный, красивый и дешевый вариант, жюри не смогло определиться и предложило мастерам на равных выполнить заказ — но Брунеллески отказался. Это поражение сподвигло его заняться архитектурой.

📐 Брунеллески считается изобретателем прямой перспективы. Он писал на досках изображения с видами разных храмов и расставлял их на улице, чтобы с определенных точек зрения изображения сливались с реальным видом.

Сата-Мария-дель-Фьоре, архитектор купола Филиппо Брунеллески, Флоренция, Италия, 1436

Теперь поговорим о знаменитом куполе собора Санта-Мария-дель-Фьоре, разработанном Филиппо Брунеллески.

Здание собора строили и перестраивали на протяжении веков. Когда еще в 14 веке дело дошло до перекрытия, обнаружились ошибки в расчетах, из-за которых даже предлагали разобрать старое здание и построить новое.

▪️ На референдуме флорентийцы приняли окончательную модель собора: главные архитекторы собора должны были приносить клятву верности утвержденной модели и не отступать от нее ни на шаг. Это правило привело к остановке строительства на 40 лет. Оно действовало, пока за дело не взялся Брунеллески.

В 1418 году во Флоренции собрался большой совет, чтобы решить, как все-таки строить купол. В него вошли мастера, каменщики, архитекторы и инженеры «из всех христианских земель». Среди них был и Брунеллески, который и предложил созвать такой совет.

▪️ Из-за большого и высокого свода строительные леса предлагали возводить с самой земли, что было очень сложно и дорого. Тем не менее, почти все считали этот вариант единственным.

▪️ Брунеллески возразил, что купол можно построить без обычных лесов, используя подвесные. Так как он не смог привести похожий пример, его подняли на смех. Даже на улицах Флоренции над Филиппо смеялись как над безумцем.

▪️ Совет в итоге решил, что такое большое здание вообще невозможно завершить. Филиппо продолжал настаивать, что собор можно достроить и без лесов.

⚪️ Постепенно люди склонялись к варианту, предлагаемому Брунеллески. Его сделали главным архитектором собора. Чтобы Филиппо в случае неудачи не отказался от своих слов, ему даже пришлось письменно зафиксировать способ, которым он собирался возвести купол.

👥 Работа над собором снова столкнула Брунеллески с Гиберти. Тот занимался декором и хотел получить большее финансирование. В результате интриг, его назначили вторым главным архитектором собора с таким же жалованьем (которое сам Брунеллески, к слову, считал недостаточным) — хотя Гиберти ничего не понимал в инженерном деле. Брунеллески хотел уйти со скандалом, но его отговорили горожане, верившие в затею архитектора.

🔎 Чем выше становился купол, тем больше было проверок и ревизий. В какой-то момент архитектора даже начали критиковать из-за якобы неправильного освещения и незнания законов оптики. Но Филиппо всякий раз удавалось убедить критиков в своей правоте.

🌹 Завершение работ в 1436 году отметили пышно. Среди гостей был папа Евгений IV, который еще за год до этого оправил собору в дар золотую розу. На празднике «последнего камня» епископ Флоренции поднялся на самую вершину законченного купола и оттуда благословил весь храм и город.

1. Внутреннее устройство купола
2. Секция купола в разрезе
3. Купол в разрезе, рисунок архитектора Чиголи, 16 век
4. Лестница в нише во внутренней части купола, ведущая на фонарную башенку.
5. Подъемный механизм Брунеллески, 1446
6. Реконструкция внутренних лесов купола Брунеллески, гравюра 17 века
7. Трехскоростная лебедка Брунеллески, рисунок Леонардо да Винчи, ок. 1480 года
8. Вращающийся кран Брунеллески, рисунок Леонардо да Винчи, 15 век
9. Деревянная модель купола, выполненная самим Брунеллески, 1420–1496

Давайте внимательнее рассмотрим ноу-хау, которое позволило Брунеллески построить купол без строительных лесов, дополнительных контрфорсов и заостренных арок, с которыми привыкли работать в готике.

💡 Брунеллески предложил уникальную модель купола — по сути это были два купола, вложенные друг в друга.

▪️ Внутренний купол нес основную нагрузку и был укреплен четырьмя ребрами и обручами, включенными в кладку.

▪️ Благодаря этому внешний купол мог быть более легким и декоративным, со свободной формой.

▪️ Между двумя слоями пустотелого купола находится арматурный каркас из восьми основных и 16 вспомогательных ребер.

▪️ Весь купол состоит из 4 миллионов кирпичей и весит 40 000 тонн. Кладка кирпичей «елочкой» позволяла им поддерживать друг друга.

🏗 Архитектор применял новые технологии в строительстве. Камни на высоту поднимали с помощью подъемника, а вместо стационарных строительных лесов использовали съемные подвесные — уникальное изобретение Брунеллески.

⁉️ Многие секреты купола до сих пор не раскрыты. Какая конструкция была у лесов? Как архитектору удалось точно рассчитать нагрузку двух слоев купола, угол кладки кирпичей? Брунеллески сам многое скрывал, потому что не хотел раскрывать карты перед конкурентом.

▪️ Как бы то ни было, купол Санта-Мария-дель-Фьоре стал одним из главных достижений Высокого Возрождения.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;