Здания-скандалы: проекты, вокруг которых бушевали страсти
Сидней: оперный театр
У Сиднейской оперы трагичная история — процесс строительства тянулся долгих 10 лет и подорожал в 14 раз. Узнаем, сколько сил нужно потратить, чтобы создать символ континента.
1, 2. Сидней 1950-х
3. Йорн Утзон (1918–2008)
4. Ээро Сааринен (1910–1961)
5. Сиднейский оперный театр, арх. Йорн Утзон, Сидней, Австралия, 1959–1973
6. Аэровокзал авиакомпании TWA в аэропорту Кеннеди, арх. Ээро Сааринен, Нью-Йорк, США, 1962
Здание Сиднейского оперного театра стало символом Австралии наряду с кенгуру, но его строительство было связано с определенными трудностями.
Для начала выясним, что происходило в Австралии в середине 20 века 👇
🦘 После войны Австралия почувствовала себя не колонией, а самостоятельной страной. Для подтверждения нового статуса политического, экономического и культурного лидера региона Австралии не хватало яркого и мощного современного символа.
📈 Сидней был экономическим центром Австралии. Но населению из процветающих европейских иммигрантов не хватало культурного объекта, который дал бы возможность наслаждаться искусством, как в США или Европе.
🎵 В 1954 году власти Нового Южного Уэльса решили построить в Сиднее новый оперный театр. За эту идею выступали генеральный менеджер Австралийской радиовещательной комиссии Чарльз Мозес и дирижер Сиднейского симфонического оркестра, директор Музыкальной консерватории Нового Южного Уэльса Юджин Гуссенс.
📐 В 1955 году объявили международный конкурс. На него подали более 220 заявок из 28 стран. В жюри конкурса вошел даже архитектор финского происхождения Ээро Сааринен.
✅ Победил датский архитектор Йорн Утзон. По распространенной версии, Сааринен был недоволен проектами, попавшими в шорт-лист, и вытащил проект Утзона из кучи отвергнутых, заявив, что это победитель. Сааринен, сам скандинав, был уже знаком с работами датчанина и тоже любил экспрессивные формы.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Уве Аруп (1895–1988)
2–4. Планы Сиднейской оперы
5–8. Строительство Сиднейской оперы
Теперь обратимся к самому проекту Йорна Утзона и разберемся, почему вместо запланированных четырех лет строительство заняло десять.
До начала строительства проект претерпел значительные изменения 👇
📙 «Коричневая книга» — название изначальной конкурсной документации. Согласно ей, в театре нужно было построить большой зал на 3000 мест и малый зал на 1200 мест. В каждом предполагалось показывать полномасштабные оперы и балеты, оркестровые и хоровые концерты, проводить массовые собрания, лекции и презентации.
▪️ Проблема возникла также на этапе бюджетирования. Проект Утзона был, по большому счету, эскизом. Его реализацию оценили в 3,5 млн фунтов стерлингов, однако сумму взяли «с потолка», не посоветовавшись с инженерами. Реальные затраты к концу строительства превысили ее в 14 раз.
📕 «Красная книга» — проект, который доработал Утзон после рекомендаций. Это продукт классического общения заказчика и исполнителя: местные власти вносили свои правки и рекомендации, архитектор стремился сохранить первоначальную задумку.
📒 «Желтая книга» — проект, который появился после решения проблемы с кровлей. В изначальном варианте все изгибы надо было или отливать целиком из железобетона, или собирать из частей, каждая из которых была уникальна — оба варианта были очень дорогими и технически сложными.
▪️ Утзон придумал решение: представил кровлю в виде частей сферы. Это позволяло создать много одинаковых деталей, из которых можно было собрать кровлю для обоих залов — форма оставалась одинаковой, нужно было лишь изменить размеры.
👥 Еще на этапе проектирования Йорн Утзон привлек к сотрудничеству инженера Уве Арупа. Британец Аруп создал инженерную компанию Ove Arup and Partners, которая была заточена под решение проблем современной архитектуры. Сейчас с ней работают все крупные архитекторы.
▪️ До 1962 года Уве Аруп принимал активное участие в проектировании и строительстве оперного театра. Именно он разделил процесс строительства на три этапа.
▫️ I этап (1959–1963) — верхний подиум.
▫️ II этап (1963–1967) — внешние оболочки.
▫️ III этап (1967–1973) — дизайн и создание интерьеров.
🕓 Строительство затянулось из-за многих факторов: долгих согласований; форсированного старта работ, из-за которого пришлось переделывать опоры, раздувания бюджета и так далее.
Сиднейский оперный театр, арх. Йорн Утзон, Сидней, Австралия, 1959–1973
В 1973 году Сиднейскую оперу наконец достроили.
📐 Площадь здания — 2,2 гектара. На них расположены два больших корпуса — Концертный зал и Театр оперы. Всего в театре пять залов общей вместимостью 5500 зрителей.
🎹 Для кровли изготовили более 2000 треугольных секций. Ее вес — 27 тонн. Два самых больших свода «раковин» образуют потолки концертных залов.
🧩 Всю крышу покрывает более миллиона азулежу — традиционных португальских глиняных плиток. Они уложены идеально гладко и при разном освещении создают разные цветовые гаммы.
🎵 Внутри сделаны специальные потолки для лучшей акустики, которую не могла обеспечить ступенчатая крыша (еще один недочет проекта, который пришлось исправлять по ходу строительства).
🥇 В 2008 году Сиднейский оперный театр занял первое место в рейтинге «новых семи чудес света». А за несколько лет до этого архитектор Йорн Утзон получил за Сиднейскую оперу Притцкеровскую премию — хотя в 1966 году вышел из проекта из-за постоянных изменений.
💪 Австралийцы продемонстрировали высокую степень преданности этому проекту. В нем многое пошло не так, но они на забросили его, не сдались и получили узнаваемый символ Австралии.
❓ Риторический вопрос: сколько сил нужно потратить, чтобы создать символ континента? Могут ли такие вещи даваться легко?
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день