angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн
Устройство мира

Станислав Дробышевский

Рейтинг
4,8
Лекций
1
Отзывов

Кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии факультета биологии МГУ

Научный редактор портала "Антропогенез.ру"

Отзывы о лекторе

Рейтинг
4,8
Отзывов
15
Сортировать по
Сергей Романович
18 августа 2017
Здравствуйте!
Мои ожидания, глядя на заголовок, были иными.
А именно:
Человек - совершенно особое существо среди всего другого живого на нашей планете. Отличающееся от других тем, что у него есть сознание и разум, чего нет ни у каких у других существ. Это понятно интуитивно даже пятикласснику и похоже скорее на аксиому, чем на теорему.
Уже это соображение призывает рассматривать эволюцию человека не так, как эволюцию обезьян, червей, грибов и пр. живых организмов. То есть, в эволюции человека, сперва, необходимо рассматривать его эволюцию также как и у обезьян и других живых существ, а после, так или иначе, придется искать и изучать нечто дополнительное, другие особенности, подходы, характеристики эволюционного процесса, которые могут дать понимание того, как получился человек, а точнее - сознание и разум.
Именно это и является загадкой, именно этот вопрос и привлекает внимание всех на свете во все времен: как получился человек?
Да, цепочка понятна. лемуры, шимпанзе, автралопитеки, неандертальцы, кроманьонцы, люди. Это вроде более или менее известно более или менее всем, кто не проспал все уроки биологии в школе.
Не понятно как из биологического существа вроде неандертальца получился человек разумный. Именно этот вопрос интересует всех и вся и во все времена. И ведь ясно, что это эволюция не только биологическая. Что-то важное надо добавить к эволюции биологической, чтобы описать процесс происхождения сознания.
Как писал Б.Ф.Поршнев: "Социальное происходит из биологического, но не сводится к нему".
Собственно, это "дополнительное" я и ожидал услышать на лекции об эволюции человека.
Автор является специалистом по антропогенезу - то есть специалистом по происхождению человека, а посвятил все время уже и так всем более или менее понятному, но далеко не самому интересному, биологическому аспекту в человеке: кости, руки ноги, размер мозга и прочая сравнительная анатомия... Да, все это важно, но человека не описывает. Это скорее лекция про то, как получился маугли - существо с генами человека, но выросшего в течении первых 5 лет без участи других людей.
По сути, есть процесс эволюции эволюции. И эволюция человека не то же самое, что эволюция неандертальца. И это самое интересное.
Ведь на лицо два очевидных и откровенных отличия эволюции человека от эволюции всех других живых существ:
1. Человек адаптируется к окружающей его среде иными чем у всех других живых существ способом - не за счет изменений своего организма, но в несравненно более значительной степени за счет сознания, разума, изобретения орудий труда, приспособлений, машин и пр., защищающих его от вредных факторов окружающей физической и биологической среды.
2. Человеку надо адаптироваться теперь скорее не к вредным факторам окружающей физической и биологической среды, а к себе подобным людям. Войны унесли жизни намного большего количества людей, чем наводнения, ураганы, землетрясения, похолодания или потепления. Ясно, что самым главным фактором, воздействующим на человека является общество окружающих человека людей. И надо адаптироваться к этому фактору, а не к тому, что кончился корм на деревьях и надо переходить в савану.
Я ожидал разговора именно об этом, о ключевых вопросах эволюции именно человека, а не только тела человека, поскольку вопрос культуры был заявлен также в заголовке.
И еще.
Я не согласен с лектором, что эволюция - это процесс "изменения в любую сторону". Общепринято считать, что эволюция - это процесс развития. А развитие - как принято считать - это движение от низшего к высшему, от простого к сложному. А изменения от высшего к низшему называется деградацией. Но никак не эволюцией. Здесь я категорически не согласен с автором.
Эволюция - это процесс возникновения неустранимого усложнения системы. И мы сегодня полагаем, что эволюция за примерно 3,5 млрд. лет привела к превращению из Опаринского бульона человека - на сегодня максимально сложного из всех известных на сегодня живых существ. Как эволюцией можно называть процесс изменения в любую сторону?!
В общем, лекция не оправдала моих ожиданий.
С уважением, СР
Рогожина Анна
18 августа 2017
Лектор порадовал познавательной лекцией!
Надежда Мазурова
22 июня 2017
Великолепная лекция!!!!! В силу образования и сферы деятельности мы слушали и читали много в этом направлении, можем сравнивать. Станислав Владимирович читает просто, доступно, при этом не "популярно", а глубоко научно. Построение лекции, подача материала, темп, качество презентации выше всех похвал. Спасибо огромное! Получили невероятное удовольствие.
Элеонора Дубинина
25 мая 2017
Лекция интересная, но большая часть про обезьян, и меньшая - про людей :) Ждали больше информации про развитие культуры.
Никита Лобанов
24 мая 2017
Большое спасибо, очень увлекательно!
Olga Volkogonova
24 мая 2017
Очень важная тема, с удовольствием бы послушала и целый цикл из 3-х занятий, если б он предлагался. Спасибо Станиславу. Из пожеланий лектору: избавиться от небрежностей в изложении. Иногда сквозит ламаркизм, иногда излишнее упрощение. Понятно, что мы (слушатели) - люди диковатые и мало знающие в этой сфере (иначе бы и не пришли), но все же некоторые иллюстрирующие доклад исторические анекдоты кажутся излишними:) Ещё хотелось бы что-то вроде плана лекции в конце (предпоследним слайдом, последний (с портретом лектора) уж очень хорош, его менять точно не нужно!!!), чтобы за 2 минуты пройтись по уже рассказанному - так логика эволюции запомнится лучше.
Екатерина Афанасьева
24 мая 2017
Лекция отличная, 2 часа на одном дыхании, Станислав интересно и с юмором рассказывает о сложном так, что все запоминается)
Единственное -- хотелось бы более удобную аудиторию, т.к. в этой были неудобные стулья и сильное эхо
;