Мы поговорим о том, можно ли делить музыку на классическую и массовую, и о том, где заканчивается одно и начинается другое. Будем много сравнивать — например, музыку для стадионов и филармоническую, — и проводить оправданные и ложные параллели. Посмотрим, что происходит с классикой от стилевого «переливания крови», и как «академическая» музыка иногда оказывается попсой по сравнению с «популярной».
- Заимствования. Часто между стилями происходит простое «взятие напрокат» чужого материала. Причем эти заимствования бывают как из классики в не-классику, так и в другую сторону. Цитирование может быть на уровне узнаваемой темы, а может — на уровне жанра или даже целого стиля.
- Переработка. Куда интереснее, когда материал получает новую жизнь в новом контексте, разрабатывается, «перешивается». Иногда он мутирует до неузнаваемости, иногда проявляет в чужой среде поразительный иммунитет, иногда делается вульгарным, иногда — просто гибнет. Бывают ложные параллели — когда сходство вроде бы очевидно (оперные речитативы и рэп), но по сути за ними стоят совершенно разные механизмы.
- Общие законы. Самое захватывающее — когда в классике и неклассике работают одни и те же закономерности, причем иногда — на громадном временном расстоянии. Это происходит, когда какая-то стилистика, усложняясь, достигает определенной усталости и начинает исследовать механизмы из прошлого, приспосабливая их под себя.
Лауреат премии «Просветитель», автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку», ведущая канала о классической музыке Con Spirito
Адреса площадок
не сгорают
онлайн-формат
для изучения
навсегда
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день
Подборки лекций
о культуре
каждую неделю
Пишем два раза в неделю. В письмах рассказываем о скидках и о том, куда стоит сходить прямо сейчас. Даем полезные лайфхаки, знакомим с лекторами и форматами обучения.