Казимир Малевич
Научная и художественная деятельность после революции
Послереволюционное время — расцвет Малевича. Советская власть сначала поддерживала его, но потом их пути разошлись. Проследим за деятельностью художника в это время и посмотрим на его новые работы.
👏 Малевич встретил революцию с воодушевлением. Он считал, что новый строй будет соответствовать его искусству, а новые отношения между государством и художником позволят жить свободнее. Разрушение старого строя его не пугало — он считал, что терять нечего.
💪 Война и революция послужили толчком для усиления общественной деятельности Малевича. Он занимает пост председателя Художественной секции при Совете солдатских депутатов, участвует в музейном строительстве, разрабатывает концепции музеев нового типа, начинает педагогическую деятельность в петроградских Свободных мастерских. В июне 1918-го переезжает в Москву и привлекается к работе в Наркомпрос.
🤝 Новая власть сотрудничала с футуристами, потому что никто больше был не готов идти ей навстречу. А футуристы активно поддерживали революцию и собирались вместе с большевиками крушить старый мир и строить новый.
✊ Малевич везде продвигает современное искусство и авангард. Он пишет декларацию прав художника, продвигает идею создания большого центра современного искусства с мастерскими и жильем для художников, предлагает создать «живые выставки» — легкие павильоны, которые можно установить в любом месте. На заседаниях он настаивает на покупке всего самого нового, что есть в искусстве.
🖌 Малевич также занимается и художественной деятельностью. Он работает над созданием костюмов для спектакля Маяковского «Мистерия-буфф». Пьеса не понравилась художнику, поэтому сценографию он решил по-своему, превратив актеров в бессмысленно двигающиеся полотна. Такое решение не понравилось Маяковскому, поэтому во второй постановке Малевич уже не участвует.
🖼 Открывается первая персональная выставка «Казимир Малевич, его путь от импрессионизма к супрематизму», где выставляется 153 полотна. Эта выставка станет итоговой для супрематизма. Он полностью сформировался: от «Черного квадрата» как нуля форм до белого холста.
▪️ Самого Малевича на выставке не будет. Жить в Москве в это время было невозможно: нет работы, денег, еды, дров. Малевич уезжает в Витебск, где ему предложили работу в Народном художественном училище Марка Шагала.
Казимир Малевич
1. Движение супрематического квадрата
2. Продление супрематического квадрата
3. Супрематическая группа
4–6. Эскизы для супрематического трамвая
7, 8. Супрематический трамвай
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяКазимир Малевич
1. Образец текстиля
2–4. Получашки
5. Супрематическая тарелка
6. Чайник с крышкой
1. Афиша с анонсом лекции
2. Роспись стен
3. Трибуна для ораторов
4. Таблица формул супрематизма
5. Пространственный супрематизм на схеме
В Витебске Малевич становится очень популярен. Посмотрим, чем занимался он и его сподвижники.
💭 Малевич теоретически переосмыслил все свои творения. Тогда он написал много текстов и большой трактат «Супрематизм. Мир как беспредметность». Трактат так и не был издан на русском языке, но в 1962 году выйдет за границей.
👨🏫 Он разработал новую систему преподавания: учил системой, а не отдельными дисциплинами, двигаясь последовательно от сезаннизма к супрематизму. Новая теория захватила почти все витебские художественные школы. Шагаловские подмастерья перешли в мастерскую Малевича, а сам Шагал покинул сначала Витебск, а затем и страну.
🔝 Растет популярность Малевича среди молодежи. Новая группа сподвижников получила название УНОВИС — «утвердители нового искусства». Это «партия» преданных последователей, подчиненных художественной диктаторской воле Малевича. Он хотел, чтобы его концепцию внедряли в разные сферы жизни.
▪️ Название группы так сильно понравилось Малевичу, что новорожденную дочь он назвал Уной.
🆕 Деятельность УНОВИСа породила много новаторских идей. Члены группы проектировали знамена, набойки для тканей, вывески, покраску стен, оформляли революционные праздники, трамваи. Супрематизм внедрялся везде.
🔚 В мае 1923 года состоялась последняя выставка для УНОВИСа. Она прошла в рамках выставки петроградских художников всех направлений. Последователи Малевича выставили свои работы как коллективное творчество — без подписей, под общим названием «УНОВИС».
🚫 Концепция Малевича и УНОВИСа была чужда революционной идеологии большевиков. В 1921 году Ленин навел порядок и упразднил всякую автономию в университетах. Учителям перестали платить зарплату. Через два года Малевич покинет Витебск, за ним и все остальные члены УНОВИСа.
1–4. Архитектоны
5. Планит дома будущего
Для Малевича плоскостной супрематизм логически закончился. Это было философски обосновано, и Малевич задумывался о том, чтобы вообще отказаться от живописи. Посмотрим, как Малевич вышел за пределы плоскости.
🔘 У Малевича возникла мысль о создании объемного супрематизма. На него повлияло общение с дизайнером Элем Лисицким. Так появились архитектоны — беспредметные трехмерные объекты, состоящие из гипсовых брусков в форме кубов и параллелепипедов. Слово «архитектон» означает «главный кузнец», «мастер».
🔲 Архитектоны воплотили концепции новой архитектуры. Малевич надеялся, что они перерастут в большой стиль. Появился лозунг «Супрематизм — новый классицизм». По задумке художника архитектоны должны были стать новой ордерной системой, которая может применяться для любой архитектуры.
▪️ Малевич считал, что архитектура не должна служить человеку и учитывать потребности будущих обитателей. Поэтому не важно расположение дверей и окон. Архитектура должна существовать сама по себе, как природа, и дисциплинировать жизнь человека.
➡️ Архитектоны Малевича оказали огромное влияние на развитие дизайна и архитектуры. Всего он создал около 10 архитектонов и мечтал, чтобы весь мир стал супрематическим. Под влиянием архитектонов архитекторы начали смелее использовать асимметрию, сдвиги объемов, тяжелое располагать над легким, играть масштабами.
🏢 Архитеконы просматриваются во многих зданиях. Например, здание администрации Красносельского района Санкт-Петербурга 1981-го, подстанция на Фонтанке, Нарвский район. Ученик Малевича Лазарь Хидекель на основе супрематической идеи спроектировал здание рабочего клуба и создал серию проектов фантастических городов — город-сад, аэрогород, аквагород.
🏗 Вместе с архитектонами появляются «планиты» — чертежи домов для «землянитов». Малевич начертил 18 фасадов и проекций. В 1924 показывает «планиты» на Биеннале в Венеции.
ГИНХУК — лаборатория свободы
Работы Малевича были очень популярны за границей и хранятся там до сих пор. Давайте посмотрим, как они туда попали.
🌍 Малевич рвался показать свое искусство за границей. Он ни разу там не был и, став директором Гинхука, попытался добиться заграничной командировки. Ее разрешили уже после разгрома Гинхука и за свой счет. Когда Малевич получил отказ в деньгах, он подал прошение пойти пешком. Из-за этого абсурда ему дали денег на билет.
🧳 Он повез в Европу большую выставку и весь свой рукописный архив. Первой остановкой стала Варшава — он показывал полотна, читал лекцию. Дальше Берлин, где ему предоставили зал на Берлинской выставке. Публика приняла работы восторженно. Малевич посетил издательство Баухауз, которое в том же году выпустило его книгу «Мир как беспредметность». Далее путь лежал в Париж, но его срочно вызвали в СССР, где арестовали, но благодаря стараниям друзей выпустили.
📦 Все полотна и архив он оставил у немецких друзей. И хотя он планировал вернуться через год, все равно написал завещание, предчувствуя беду. Большая удача, что коллекция почти уцелела во времена гитлеровского режима. Сохранились и холсты, и архив. В дом, где хранились работы, попала бомба, но угол подвала с картинами чудом уцелел. Пропали только самые большие полотна из-за своей нетранспортабельности.
📍 Сегодня главная коллекция Малевича хранится в Амстердаме. Это наиболее полное собрание рукописей и супрематических работ, значительно превосходящее коллекцию в России, где, к примеру, нет ни одного холста «Белое на белом».
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день