Казимир Малевич
Научная и художественная деятельность после революции
Послереволюционное время — расцвет Малевича. Советская власть сначала поддерживала его, но потом их пути разошлись. Проследим за деятельностью художника в это время и посмотрим на его новые работы.
![](https://levelvan.ru/upload/users/5fae459f453de.jpg)
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/l1plus-2.png)
👏 Малевич встретил революцию с воодушевлением. Он считал, что новый строй будет соответствовать его искусству, а новые отношения между государством и художником позволят жить свободнее. Разрушение старого строя его не пугало — он считал, что терять нечего.
💪 Война и революция послужили толчком для усиления общественной деятельности Малевича. Он занимает пост председателя Художественной секции при Совете солдатских депутатов, участвует в музейном строительстве, разрабатывает концепции музеев нового типа, начинает педагогическую деятельность в петроградских Свободных мастерских. В июне 1918-го переезжает в Москву и привлекается к работе в Наркомпрос.
🤝 Новая власть сотрудничала с футуристами, потому что никто больше был не готов идти ей навстречу. А футуристы активно поддерживали революцию и собирались вместе с большевиками крушить старый мир и строить новый.
✊ Малевич везде продвигает современное искусство и авангард. Он пишет декларацию прав художника, продвигает идею создания большого центра современного искусства с мастерскими и жильем для художников, предлагает создать «живые выставки» — легкие павильоны, которые можно установить в любом месте. На заседаниях он настаивает на покупке всего самого нового, что есть в искусстве.
🖌 Малевич также занимается и художественной деятельностью. Он работает над созданием костюмов для спектакля Маяковского «Мистерия-буфф». Пьеса не понравилась художнику, поэтому сценографию он решил по-своему, превратив актеров в бессмысленно двигающиеся полотна. Такое решение не понравилось Маяковскому, поэтому во второй постановке Малевич уже не участвует.
🖼 Открывается первая персональная выставка «Казимир Малевич, его путь от импрессионизма к супрематизму», где выставляется 153 полотна. Эта выставка станет итоговой для супрематизма. Он полностью сформировался: от «Черного квадрата» как нуля форм до белого холста.
▪️ Самого Малевича на выставке не будет. Жить в Москве в это время было невозможно: нет работы, денег, еды, дров. Малевич уезжает в Витебск, где ему предложили работу в Народном художественном училище Марка Шагала.
Казимир Малевич
1. Движение супрематического квадрата
2. Продление супрематического квадрата
3. Супрематическая группа
4–6. Эскизы для супрематического трамвая
7, 8. Супрематический трамвай
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/tg-logo-big.png)
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/tg-logo-big.png)
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/tg-logo-big.png)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться![](https://levelvan.ru/upload/media/sbsc-culture.png)
Казимир Малевич
1. Образец текстиля
2–4. Получашки
5. Супрематическая тарелка
6. Чайник с крышкой
1. Афиша с анонсом лекции
2. Роспись стен
3. Трибуна для ораторов
4. Таблица формул супрематизма
5. Пространственный супрематизм на схеме
В Витебске Малевич становится очень популярен. Посмотрим, чем занимался он и его сподвижники.
💭 Малевич теоретически переосмыслил все свои творения. Тогда он написал много текстов и большой трактат «Супрематизм. Мир как беспредметность». Трактат так и не был издан на русском языке, но в 1962 году выйдет за границей.
👨🏫 Он разработал новую систему преподавания: учил системой, а не отдельными дисциплинами, двигаясь последовательно от сезаннизма к супрематизму. Новая теория захватила почти все витебские художественные школы. Шагаловские подмастерья перешли в мастерскую Малевича, а сам Шагал покинул сначала Витебск, а затем и страну.
🔝 Растет популярность Малевича среди молодежи. Новая группа сподвижников получила название УНОВИС — «утвердители нового искусства». Это «партия» преданных последователей, подчиненных художественной диктаторской воле Малевича. Он хотел, чтобы его концепцию внедряли в разные сферы жизни.
▪️ Название группы так сильно понравилось Малевичу, что новорожденную дочь он назвал Уной.
🆕 Деятельность УНОВИСа породила много новаторских идей. Члены группы проектировали знамена, набойки для тканей, вывески, покраску стен, оформляли революционные праздники, трамваи. Супрематизм внедрялся везде.
🔚 В мае 1923 года состоялась последняя выставка для УНОВИСа. Она прошла в рамках выставки петроградских художников всех направлений. Последователи Малевича выставили свои работы как коллективное творчество — без подписей, под общим названием «УНОВИС».
🚫 Концепция Малевича и УНОВИСа была чужда революционной идеологии большевиков. В 1921 году Ленин навел порядок и упразднил всякую автономию в университетах. Учителям перестали платить зарплату. Через два года Малевич покинет Витебск, за ним и все остальные члены УНОВИСа.
1–4. Архитектоны
5. Планит дома будущего
Для Малевича плоскостной супрематизм логически закончился. Это было философски обосновано, и Малевич задумывался о том, чтобы вообще отказаться от живописи. Посмотрим, как Малевич вышел за пределы плоскости.
🔘 У Малевича возникла мысль о создании объемного супрематизма. На него повлияло общение с дизайнером Элем Лисицким. Так появились архитектоны — беспредметные трехмерные объекты, состоящие из гипсовых брусков в форме кубов и параллелепипедов. Слово «архитектон» означает «главный кузнец», «мастер».
🔲 Архитектоны воплотили концепции новой архитектуры. Малевич надеялся, что они перерастут в большой стиль. Появился лозунг «Супрематизм — новый классицизм». По задумке художника архитектоны должны были стать новой ордерной системой, которая может применяться для любой архитектуры.
▪️ Малевич считал, что архитектура не должна служить человеку и учитывать потребности будущих обитателей. Поэтому не важно расположение дверей и окон. Архитектура должна существовать сама по себе, как природа, и дисциплинировать жизнь человека.
➡️ Архитектоны Малевича оказали огромное влияние на развитие дизайна и архитектуры. Всего он создал около 10 архитектонов и мечтал, чтобы весь мир стал супрематическим. Под влиянием архитектонов архитекторы начали смелее использовать асимметрию, сдвиги объемов, тяжелое располагать над легким, играть масштабами.
🏢 Архитеконы просматриваются во многих зданиях. Например, здание администрации Красносельского района Санкт-Петербурга 1981-го, подстанция на Фонтанке, Нарвский район. Ученик Малевича Лазарь Хидекель на основе супрематической идеи спроектировал здание рабочего клуба и создал серию проектов фантастических городов — город-сад, аэрогород, аквагород.
🏗 Вместе с архитектонами появляются «планиты» — чертежи домов для «землянитов». Малевич начертил 18 фасадов и проекций. В 1924 показывает «планиты» на Биеннале в Венеции.
ГИНХУК — лаборатория свободы
Работы Малевича были очень популярны за границей и хранятся там до сих пор. Давайте посмотрим, как они туда попали.
🌍 Малевич рвался показать свое искусство за границей. Он ни разу там не был и, став директором Гинхука, попытался добиться заграничной командировки. Ее разрешили уже после разгрома Гинхука и за свой счет. Когда Малевич получил отказ в деньгах, он подал прошение пойти пешком. Из-за этого абсурда ему дали денег на билет.
🧳 Он повез в Европу большую выставку и весь свой рукописный архив. Первой остановкой стала Варшава — он показывал полотна, читал лекцию. Дальше Берлин, где ему предоставили зал на Берлинской выставке. Публика приняла работы восторженно. Малевич посетил издательство Баухауз, которое в том же году выпустило его книгу «Мир как беспредметность». Далее путь лежал в Париж, но его срочно вызвали в СССР, где арестовали, но благодаря стараниям друзей выпустили.
📦 Все полотна и архив он оставил у немецких друзей. И хотя он планировал вернуться через год, все равно написал завещание, предчувствуя беду. Большая удача, что коллекция почти уцелела во времена гитлеровского режима. Сохранились и холсты, и архив. В дом, где хранились работы, попала бомба, но угол подвала с картинами чудом уцелел. Пропали только самые большие полотна из-за своей нетранспортабельности.
📍 Сегодня главная коллекция Малевича хранится в Амстердаме. Это наиболее полное собрание рукописей и супрематических работ, значительно превосходящее коллекцию в России, где, к примеру, нет ни одного холста «Белое на белом».
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/bf-lecturer.png)
на лекции и практикумы
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/bf-like.png)
средний рейтинг лекции
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/bf-many.png)
вебинаров в день