Казимир Малевич
Переход от авангарда к супрематизму
После авангарда Малевич стал постепенно менять свою технику, двигаясь к супрематизму. Посмотрим на промежуточные этапы его творчества и важные шаги на пути к созданию нового направления.
Казимир Малевич
1. Женщина с ведрами
2. Голова крестьянской девушки
3. Жница
4. Лесоруб
5. Крестьянка с ведрами и ребенок
6. Уборка ржи
↪️ Постепенно манера письма Малевича сильно меняется. Он пишет грубо, деформирует фигуры, начинает активно использовать красный цвет. По началу это выглядело как несколько гротескное подражание авангардистам, но через какое-то время в его работах начинает проступать собственный стиль.
✔️ Первые работы в новом стиле — «Женщина с ведрами» и «Голова крестьянской девушки». Здесь Малевич работает с композицией и складывает из линий и цветов свои сюжеты, далекие от смысла картины.
🔎 Посмотрим на новую технику Малевича в этих работах. Формы обособляются от фигур, раскладываясь на кубы и конусы. Эти картины воздействуют на зрителя уже не сюжетом, а игрой живописных элементов. Дальше всего в разложении формы художник пошел в «Голове крестьянской девушки», где он смело уравнял по фактуре и цвету фон, лицо и одежду, разложив их на геометрические фигуры и снова собрав, но уже в условное изображение.🟥 В 1913 году Малевич переходит к увлечению кубизмом. Перелом виден в работах первой крестьянской серии: «Жница», «Лесоруб», «Крестьянка с ведрами и ребенок», «Уборка ржи».
🔍 Давайте разберем приемы Малевича в этих работах. Фигуры здесь примитивно упрощены, намеренно укрупнены, деформированы и занимают всю плоскость картины. Работы иконописны по цвету и плоскостности. В них много церковных образов, но при этом выделяется яркий окрас и трехгранные носы, напоминающие полинезийские маски, когда-то вдохновившие на кубизм Пикассо. Фигуры кажутся вырубленными из камня и часто даны в профиль.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяКазимир Малевич
1–3. Картины в сборнике «Трое»
4. Иллюстрация к книге «Арифметика»
Вместе с кубизмом в Россию пришел и футуризм. Посмотрим, как Малевич работал в рамках нового направления.
🔀 Концепция футуризма подразумевала, что прошлая культура должна уступить место новой, связанной с научно-техническим прогрессом. Русские пошли дальше — они соединили приемы двух направлений и получили кубофутуризм.
🤝 Малевич приходит к футуризму благодаря знакомству с Михаилом Матюшиным в 1912 году. Матюшин — композитор, живописец, скульптор и педагог, инициатор создания «Союза молодежи». Союз станет местом содружества поэзии и живописи — в 1913 году туда вошла группа поэтов-футуристов «Гилея» (Маяковский, Хлебников, братья Бурлюки, Крученых). В том же году в «Союз молодежи» вступает Малевич.
📃 У «Союза молодежи» был манифест. И если футуристы отказывались от всех прежних ценностей, то в манифесте союза декларировалась другая идея: от разрушения к созиданию. Целью искусства провозглашалось личное творческое прозрение. В планах союза был выпуск новых литературных произведений и учреждение театра «Будетлянин».
📚 Союз действительно выпустил несколько футуристических книг, на страницах которых проявился синтез искусств и соединились в единое целое текст, картинка и смысл. Слова превращались в рисунок, текст и картина воспринимались как единое целое или наоборот — рисунок всего лишь являлся дополнением к тексту.
✍️ Картины Малевича в этих книгах — это отдельные произведения, а не иллюстрации. Так появился сборник «Трое» с иллюстрациями Малевича к произведениям Хлебникова, Крученых, Гурко. На обложке этой книги впервые использовался шрифт с кубистическим сдвигом. В иллюстрациях к книге «Возропщем» Крученых («Арифметика») впервые появляется так хорошо знакомый нам сегодня смайлик. Из этих книг и вырастет потом алогизм Малевича.
Казимир Малевич. Эскизы к опере «Победа над Солнцем»
Союз продвинулся и в воплощении второй части плана — учреждении театра. Впоследствии Малевич будет рассматривать как раз эти театральные работы как переход к супрематизму. Давайте поговорим о спектакле подробнее.
🎭 Союзу удалось создать театр футуристов, на сцене которого ставилась трагедия «Владимир Маяковский» и опера «Победа над Солнцем», сценарий к которой написал Крученых, пролог — Хлебников, музыку — Матюшин, а за художественное оформление отвечал Малевич.
☀️ «Победа над Солнцем» — спектакль о победе техники над солнцем, где солнце — символ прежнего порядка вещей. Весь спектакль эпатажные персонажи Малевича борются с Солнцем и побеждают его. За 4 дня Малевич создал 12 декораций, изображавших машины. Костюмы из больших геометрических фигур были сделаны из картона и проволоки. Малевич также впервые сделал прожектор, который по очереди выхватывал из темноты предметы, отсекая все лишнее от формы. Фактически ему удалось создать трехмерное зрелище.
▪️ Перед спектаклем прошло всего 2 репетиции. Играли в основном студенты, так как на настоящих актеров у союза не было денег. Из профессионалов было задействовано всего два оперных певца, которые попросили не писать их имена на афишах, чтобы не позориться.
💣 Спектакль в оформлении Малевича создавал невероятное впечатление и был нацелен на скандал. Зал кричал и свистел на протяжении всего спектакля.
Казимир Малевич
1. Точильщик (принцип мелькания)
2. Портрет Ивана Клюна
3. Портрет Михаила Матюшина
4. Англичанин в Москве
5. Туалетная шкатулка
6. Станция без остановки
7. Корова и скрипка
Последним шагом для перехода к супрематизму для Малевича стал кубофутуризм. Давайте посмотрим на его кубофутуристические работы.
🔲 Классическое полотно русского кубофутуризма — «Точильщик (принцип мелькания)». Малевич изображает движение в чистом виде. Вспомогательное название отражает истинный смысл произведения. Почти физически мы ощущаем мелькание натачиваемого ножа.
👨🦰 К кубофутуристическим произведениям относят также портреты Клюна и Матюшина. Это не портреты в традиционном понимании, а образы, воссозданные из переживаний, ассоциаций и предметов. Лица выступали как проекция внутренних ощущений, впечатлений, с помощью которых художник выражал суть личности.
➕ Затем Малевич присоединяет к кубофутуризму алогизм. Первая алогичная картина — «Англичанин в Москве». Здесь предметы никак не связаны между собой, но при этом можно найти много разных смыслов: цитату из Евангелия, эскиз к спектаклю «Победа над солнцем», картину Кандинского «Дама в Москве».
🖼 Картина «Англичанин в Москве» алогична. С одной стороны, в ней присутствует четкая структура и композиция (соотношение предметов разного размера, направленность вверх, соотношение цветов) — это от кубизма. С другой стороны, все эти предметы наполнены движением — это от футуризма.
🖌 Еще три картины Малевича этого периода написаны на деталях мебели — в этот период он жил очень бедно (как и всегда), и ему не хватало денег даже на холст. Так, три полки этажерки превратились в три картины «Туалетная шкатулка», «Станция без остановки», «Корова и скрипка». Все три картины имеют один размер, по углам заметны отверстия, через которые полки присоединялись к стойке.
🔷 «Туалетная шкатулка» и «Станция без остановки» полностью кубофутуристические. Композиции составлены из геометрических фрагментов, в которых читались образы, определяющие суть: в «Туалетной шкатулке» — деревянная панель шкатулки, в «Станции без остановки» — клубы дыма, ассоциирующиеся с движением поезда.
🔶 Работа «Корова и скрипка» — самая радикальная. Главной идеей картины, по замыслу Малевича, должен был стать «момент борьбы», столкновение контрастных изображений. В трактовке автора перед нами алогизм, сопоставление двух форм (коровы и скрипки) в момент борьбы с предрассудками.
🔀 Малевич умышленно совместил две формы, символизирующие разные виды искусства. Скрипка напоминает сюжеты Пикассо и Брака, корова же исполнена в примитивистской технике, как наивная раскраска, истоки которой лежат в вывесках провинциальных городов. Плебейское животное и «королева музыки», находясь в одном пространстве, должны были застыдить разум, скованный «предметами» и «образами».
Казимир Малевич
1. Самовар
2. Жизнь в большой гостинице
На выставке «Союза молодежи» в работах Малевича появился «заумный реализм», который тоже стал важной ступенью к супрематизму. Посмотрим, как художник дальше двигался к новому направлению.
↔️ Малевич разделил картины на две группы: заумный реализм и кубофутуристический реализм. В группу «заумный реализм» попали работы первой крестьянской серии — «Крестьянка с ведрами», «Утро после вьюги в деревне» и кубофутуристические «Точильщик» с портретом Ивана Клюна. В группу «кубофутуристический реализм» вошли работы «Самовар» и «Жизнь в большой гостинице». Все эти картины Малевич пометил 1911 годом, чтобы подчеркнуть, что он стал «заумником» раньше всех.
💭 Малевич пытался избавиться от предметности путем случайного выбора объектов. Вещи на этих картинах — знаки, между которыми видны алогичные связи, как в иконах. Он хотел научиться смотреть на картины не как на живопись, а как на чистый новый смысл.
📝 В поисках такого чистого смысла он создает «стихорисунки» — мусорные бумажки, на которых слова заключаются в рамки, и пишет к ним пояснения. Например, пишет слово «деревня» и объясняет, что для зрителя не надо ничего рисовать — достаточно написать слово «деревня», и в голове сразу возникнет нужный образ. По такому принципу созданы работы «Полеты Перу», «ДраКа на бульваре», «Кошелек вытащили в трамвае». В них слово превращается в объект.
💭 «Стихорисунки» — это раздумья об отношении визуального и словесного и самые близкие предшественники «Черного квадрата».
Тренажер.
Мы говорили о влиянии Ларионова и группы «Бубновый валет» на ранние работы Малевича.
Предлагаем закрепить знания и потренироваться узнавать их работы в новом тренажере.
Быстро ли у вас получается определить, кто автор работы? На что вы в первую очередь обращаете внимание, чтобы различить почерк художников?
Кубофутуризм и его роль в становлении супрематизма
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день