angle-down facebook instagram vkontakte warning

Казимир Малевич

Период обучения, импрессионизм и знакомство с авангардом

Художественное образование училища Малевичу заменило обучение у Федора Рерберга. Просмотрим на его ранние работы, поговорим о подражании Малевича иконописи, его импрессионистских работах и знакомстве с авангардом.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

👨‍🎓 Малевич так и не смог поступить в училище. Это было связано с тем, что для начинающего художника он был уже не молод. Ему было 24 года. Чтобы устроиться учеником, возраст должен быть до 18 лет, а для вольнослушателя последнего курса должны быть серьезные теоретические знания и основы. Ни того ни другого у Малевича не было.

▪️ Позднее он будет говорить, что поступил в училище и ушел оттуда сам, но это не так.

👨‍🏫 Малевич получил основы художественного образования в школе Федора Рерберга. Рерберг увлекался импрессионизмом и технологией изготовления красок, обучал живописным приемам и позволял своим ученикам самостоятельно их развивать.

🧐 Кроме школы Рерберга, на Малевича сильно повлияла Москва с ее художественными выставками, спектаклями и разнообразными литературными направлениями. В то время Малевич понял, что ему больше не нравится Шишкин.

Федор Рерберг

1. Фантазия на античную тему
2. Учительница
3, 4. Портреты

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Казимир Малевич

1–3. Эскизы фресковой живописи
4. Плащаница
5. Древо жизни
6. Свадьба
7. Отдых. Общество в цилиндрах
8. Порнографическое общество в цилиндрах
9. Река в лесу

Для того периода в творчестве художника можно выделить два направления, похожих стилистически, но разных по сюжетам. Давайте их разберем.

1️⃣ Первое направление — это подражание иконописи и манере своего друга-художника Ивана Клюна, который тяготел к стилистике модерна и декоративности композиций.

💥 Малевич считал иконы высшей степенью «крестьянского искусства». Без святых образов немыслим крестьянский быт. Интерес к иконам у Малевича вполне объясним: в конце 19 века и начале 20-го произошел иконный бум. Художники открывали живописные достоинства иконописи. Малевичу нравилось, как при огромном художественном мастерстве иконописцы пренебрегали анатомией, материальной правдой и линейной перспективой — цвет и форма создавались на основе эмоционального восприятия.

↔️ Малевич противопоставлял икону натурализму, «искусству дворцов и аристократов». Как говорил сам художник, он переходит на сторону крестьянского искусства и начинает писать картины в примитивном духе.

🖼 Работы «Эскизы фресковой живописи» — наивное понимание Малевичем мистически-религиозных тем. Он использует форму квадрата — одну из самых сложных для живописцев. Золотистое сияние колорита достигается благодаря иконной технике и темперной живописи. В этих работах много приторности — праведники Малевича чересчур слащавые и вызывают ощущение пародии.

▪️ Этот замысел вдохновлен Клюном, который был большим ценителем и знатоком древнерусской архитектуры и иконописи.

2️⃣ Второе направление творчества Малевича того периода — искусство городских низов и лубка. Он использует народное творчество во всех проявлениях. Малевич копирует стиль иллюстраций в журналах, похожий на манеру художников «Мира искусства». Но у него все получается гораздо гуще, потому что копирует он старательно и доводит до гротеска. Его ранние картины — это не стилизация под лубок, а сам лубок.

🔄 Все работы этого периода объединяет несколько характерных признаков. Малевич удивительно сочетает пафос и гротеск. При этом работы тяготеют к примитивизму, но в них нет тонкой иронии и самоиронии, свойственных этому направлению. Почти все работы технически сложные — художник использует одновременно несколько материалов: гуашь, акварель, карандаш, тушь, белила.

Иван Клюн

1. Полная луна
2. Портрет жены художника

История одной дружбы: Малевич и Клюн

1. Иван Клюн

Иван Клюн

1. Автопортрет
2. Портрет Малевича
3. Малевич на смертном одре

Казимир Малевич, портреты Ивана Клюна

1. Эскизы фресковой живописи
2. Усовершенствованный портрет строителя
3. Голова крестьянина

Казимир Малевич

1. Весенний пейзаж
2. Церковь
3. На бульваре
4. Цветочница
5. Портрет неизвестной из семьи художника, 1906
6. Пейзаж с желтым домом, 1906

По рассказам самого Малевича, вскоре он поменяет стиль и увлечется импрессионизмом. Давайте поговорим о его импрессионистских работах и узнаем, что не так с этим периодом его биографии.

🚫 Сегодня знатоки творчества Малевича утверждают, что такого периода у раннего Малевича не было, он сфальсифицировал его уже в 1920–1930-е годы. Если бы картины «Весенний пейзаж», «Церковь», «На Бульваре», «Цветочница» действительно были написаны в 1903–1907 годах, то непонятно, почему его не приняли в училище. Ни об одной из картин нет достоверных сведений ранее конца 1920-х годов.

☝️ Еще одно доказательство фальсификации — тот факт, что в 1927 году Малевич организовывал собственную выставку и привез туда очень мало импрессионистических работ. Это странно, учитывая концепцию творчества «от импрессионизма к супрематизму», которую он преподносил.

✔️ Тем не менее импрессионизм все же присутствует в работах Малевича. К импрессионизму его привела сама природа, так как он много работал на натуре. Малевич считал главной заслугой импрессионизма тот факт, что художники смогли выйти за пределы предмета и стали действовать из существа живописи.

🔎 Из ранних картин к этому периоду достоверно относится только две работы: «Портрет неизвестной из семьи художника» и «Пейзаж с желтым домом». Они выполнены совсем в другой манере, в отличие от сложных композиций других работ, например, «Цветочницы» и «На бульваре», которые сегодня датируются все-таки более поздним периодом.

Казимир Малевич

1. Натюрморт
2. Купальщик
3. Садовник
4. Полотеры
5. Аргентинская полька
6. Провинция

Малевич отказался от импрессионизма под влиянием основоположника русского авангарда Михаила Ларионова. Посмотрим на переходный период в творчестве Малевича и его знакомство с авангардом.

🔀 На Малевича повлиял Ларионов и группа «Бубновый валет». С Ларионовым Малевич познакомился примерно в 1906 году, когда принимал участие в выставках Московского товарищества художников, и сблизился во время выставки на вернисаже Московского салона. А в 1910-м он познакомился и с творчеством объединения художников раннего авангарда «Бубновый валет». Ему нравилось, что они видят мир в виде цвета, а не света, как импрессионисты.

▪️ В то время Малевич высоко ценил свои символико-модернистские композиции, выставленные на вернисаже Московского салона. Но позже никогда больше не будет их выставлять, так как они не вписывались в его теорию развития собственного стиля «от импрессионизма до супрематизма».

🤝 После этого знакомства Малевич написал несколько работ в новом стиле: «Купальщик», «Садовник», «Полотеры», «Аргентинская полька», «Провинция». Фигуры он пишет крупно, образы на этих картинах мало похожи на людей. Много места занимает тема деревни и заметно влиянием фольклорного искусства (вывески, лубки, роспись подносов).

🌈 Главным элементом живописи Малевича теперь выступает цвет. Цвет для Малевича стал единственным законом в живописи, он деформирует рисунок и композицию. Ради цвета он отказывается от пропорций и полностью разрушает анатомию тел. В этот период Малевич идет по пути осознания, что картина — это самостоятельный организм, строящийся по собственным законам. А законы эти диктуются цветом.

▪️ Сам Малевич писал, что он проходил через стадии последовательно, «шел из деревни в город через пригород»: сначала подражал иконописи, затем писал крестьян в «пригородном жанре» (плотники и садовники), а потом «городскую вывеску» (полотеры, горничные, лакеи, служащие). Искусствоведы же считают, что все эти направления существовали в его творчестве одновременно.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;